8343 дня до свободы: как советские войска оккупировали Чехословакию и покинули ее спустя 22 года
Полвека назад в Чехословакии произошли события, повлиявшие на ход мировой истории По материалу «Новой газеты»: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/06/20/76877—vosem—mesyatsev—prazhskoy—vesny
По материалуНовой газеты
Полвека назад в Чехословакии произошли события, повлиявшие на ход мировой истории
Вопреки законам природы «Пражская весна» началась зимой — с приходом к власти реформаторского крыла компартии. Закончилась она летом — с приходом советских танков. Мгновение надежды обернулось затяжной национальной катастрофой, стремлением к свободе — и унижением достоинства народа.
Начало 1968 года — это было яркое и бурное время. Чехословацкая молодежь зачитывалась книгами бит-поколения. Кумиры 60-х — Уильям Берроуз, Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Грегори Корсо... Чехословацкий кинематограф поднимался на «новой волне»: на фильмах Милоша Формана, Веры Хитиловой, Юрая Якубиско... На подмостки вышли герои Беккета, Ионеско, Гавела... И повсюду — рок-н-ролл, который прорвался даже в католические храмы: церковь старалась идти в ногу со временем. Старалась и компартия.
Безоговорочное доверие
В октябре 1967 года вспыхнул конфликт между лидером ортодоксального крыла компартии, первым секретарем ЦК КПЧ, президентом страны Антонином Новотным и выдвиженцем партийных реформаторов Александром Дубчеком. Новотный надеялся в этом противостоянии на поддержку Леонида Брежнева (Генеральный секретарь ЦК КПСС— ред.), но просчитался — тот его недолюбливал. В то время как Дубчека Брежнев считал проверенным товарищем, толковым и покладистым.
Лишившись поддержки Москвы, чехословацкие партконсерваторы проиграли. На январском 1968 года пленуме ЦК КПЧ верх взяли коммунисты-реформаторы, Дубчека избрали первым секретарем ЦК. Новотный остался в кресле президента республики.
Не только давление, но и поддержка партийного и государственного руководства (в марте 68-го президентом Чехословакии стал Людвик Свобода, боевой генерал, трижды Герой ЧССР, Герой Советского Союза) со стороны общества была колоссальной: 70% граждан доверяли компартии, 25% из них доверяли безоговорочно.
Политические реформы Дубчека («социализм с человеческим лицом») были восприняты руководством СССР и ряда соцстран (ГДР, Польша, Болгария) как угроза.
В конце марта 1968 года ЦК КПСС разослал партактиву закрытое письмо о положении в ЧССР: «В Чехословакии ширятся выступления безответственных элементов, требующих создать „официальную оппозицию“, проявлять „терпимость“ к различным антисоциалистическим взглядам и теориям... Делаются попытки бросить тень на внешнеполитический курс Чехословакии и подчеркивается необходимость проведения „самостоятельной“ внешней политики. Раздаются призывы к созданию частных предприятий, отказу от плановой системы, расширению связей с Западом. Более того, в ряде газет, по радио и телевидению пропагандируются призывы „к полному отделению партии от государства“... Следует отметить, что безответственные выступления в прессе, по радио и телевидению под лозунгом „полной свободы“ выражения мнений, дезориентирующие массы, не получают отпора со стороны руководства КПЧ...»
Четвертого мая 1968 года Брежнев принял в Москве делегацию во главе с Дубчеком и резко раскритиковал чехословацкие реформы.
Известно, что лидер венгерских коммунистов Янош Кадар предупредил Дубчека об угрозе советского вторжения 17 августа. В этот же день политбюро ЦК КПСС приняло решение «оказать военную помощь здоровым силам» в Чехословакии.
Жители Праги 21 августа 1968 года с чехословацкими флагами встретили войска армии стран Варшавского договора на улицахгорода. Фото: ЕРА/DPA
Оккупация
Войска стран Варшавского договора вторглись в ЧССР в ночь с 20 на 21 августа. Вторжение осуществлялось по 18 направлениям с территории ГДР, Польши, СССР и Венгрии. Чехословацкая народная армия (по оценкам специалистов, на тот момент одна из сильнейших в Европе) оставалась в казармах, выполняя приказ Верховного главнокомандующего, президента республики Людвика Свободы.
В течение 36 часов армии стран Варшавского договора (от участия в интервенции отказалась только Румыния) установили полный контроль над Чехословакией. Операция «Дунай», разработанная весной 1968 года объединенным командованием Варшавского договора совместно с Генеральным штабом ВС СССР, завершилась.
Жители Праги 21 августа 1968 года с чехословацкими флагами встретили войска армии стран Варшавского договора на улицахгорода. Фото: ЕРА/DPA
Чехословакия «ответила» на оккупацию в марте 1969 года в Стокгольме, на чемпионате мира по хоккею, обыграв в двух матчах (таков был регламент) сборную СССР. «Ваши танки — наши бранки!» (шайбы) — эту речевку скандировали униженные и негодующие люди на улицах своих оккупированных городов.
В 1969 году Александра Дубчека на посту руководителя КПЧ сменил Густав Гусак. Начался так называемый процесс нормализации, в ходе которого из страны по политическим мотивам эмигрировали около трехсот тысяч человек, полмиллиона нелояльных режиму коммунистов были даже не исключены, а «вычеркнуты» из партии.
«Пражская весна» вернулась через 20 лет, поздней осенью 1989 года. «Бархатная революция» смела коммунистический режим, «отправив» Гусака в позорную отставку с поста генсека партии и главы государства. Президентом Чехословакии был избран Вацлав Гавел.
Оккупация закончилась в июне 1991 года — с выводом из Чехословакии Центральной группы войск (ЦГВ).
Жители Праги 21 августа 1968 года с чехословацкими флагами встретили войска армии стран Варшавского договора на улицахгорода. Фото: ЕРА/DPA
Как они уходили
Длившийся 16 месяцев вывод советских войск проходил без цветов и прощальных духовых оркестров. «Мы не отмечали их прихода, не будем отмечать и уход», — сказал корреспондентом ТАСС в Чехословакии Милослав Мюллер, староста местечка Миловице, откуда отправился к чехословацко-советской границе тот самый эшелон.
Начиная с февраля 1990 года, когда министры иностранных дел Динстбир и Шеварднадзе подписали в Москве соответствующее соглашение, по июнь 91-го Чехословакию покинули 113 тысяч 421 человек, включая солдат, офицеров, членов их семей и вольноопределяющихся. Кроме того, было вывезено почти 95 тысяч тонн боеприпасов, 1220 танков, 2505 боевых машин пехоты, для чего понадобилось 33 тысячи вагонов. Да вдобавок на своих крыльях улетела целая воздушная армия.
Последним Чехословакию 28 июня покинул командующий ЦГВ генерал-полковник Эдуард Воробьев. Он поднялся по трапу транспортного Ан‑24, развернулся, приложил руку к козырьку генеральской фуражки и скрылся в утробе самолета. Сверкание фотовспышек было ему прощальным салютом на военном аэродроме Кбелы. А незадолго до этого генерал скрепил своей подписью протокол о завершении вывода войск. К подписанию документа, который содержит всего 150 слов, чехи и словаки шли 8343 дня.