Враги и союзники Москвы в Европе - интервью с руководителем проекта «Наблюдение за Кремлем»

Как Россия действует сегодня в Европе? Какие методы использует? Есть ли понимание в странах ЕС, что Кремль для них – угроза безопасности? Какие европейские страны ближе к такому пониманию, а какие дальше?

Эти вопросы Громадское задало чешскому аналитику, заместителю директора центра «Европейские ценности» в Праге и руководителю программы «Наблюдение за Кремлем», аналитического проекта, который мониторит деятельность нынешней сегодняшней России - Якубу Яндоме.

Недавно центр «Европейские ценности» опубликовали подробный доклад о том, как европейские демократии реагируют на российскую агрессию.

Кто в ЕС наиболее критичен по отношению к России?

Сегодня примерно 11 из 28 государств-участников ЕС, которые видят четкую суть российской агрессии.

Во-первых, речь идет о небольшой группе из 6 стран, которые имеют общее понимание поведения России и угрозы, которая за ней следуют. Это Эстония, Латвия, Литва, Польша, Великобритания и Дания. Эти страны понимали особенности российской политики с самого начала и предупреждали другие страны ЕС об этом.

К ним впоследствии присоединились еще 5 стран, которые после российской агрессии против Украины изменили свои подходы и даже стратегические документы. Это Финляндия, Швеция, Нидерланды, Германия и Чехия.

Чешский аналитик, заместитель директора центра «Европейские ценности» в Праге и руководитель программы «Наблюдение за Кремлем» Якуб Янда Фото: Ondřej Němec / KnVH

Можно также говорить о странах, которые понимают опасность российской пропаганды и дезинформации. Их немного больше - мы говорим о тринадцати из двадцати восьми. Эти страны очень обеспокоены российской дезинформацией и вмешательством в их внутренние дела.

Кто в ЕС наиболее благосклонен к России?

Кроме стран, критически настроенных к Кремлю, в ЕС есть и те, кто занимают значительно более сдержанный позиции. Есть также группа государств, которые откровенно дружественны к сегодняшней России, и часто помогают достигать им определенных внешнеполитических целей. Это прежде всего Греция, Италия и Кипр.

Как действует Россия в Европе?

Чтобы увеличить свое влияние в Европе, россияне делают несколько вещей. Если говорить проще, то Россия придерживается тактики «разделяй и властвуй». Например, когда страны ЕС - прежде всего небольшие страны вроде Чехии - имеют дело с русскими в двусторонних отношениях, то по сравнению с Кремлем позиции их значительно слабее. Но если все 28 стран ЕС действуют вместе, то Европа может выстоять против российских вызовов достаточно хорошо.

Пока ЕС придерживается общей позиции относительно санкций против России. И даже несмотря на то, что некоторые страны Евросоюза выражали свое недовольство этой позицией, санкции ЕС остаются и их действие постоянно продлевают.

Почти половина стран ЕС четко осознают суть агрессии России и ее тактики «разделяй и властвуй», но есть и те, кто откровенно помогают России достигать своих внешнеполитических целей Фото: EPA / MAXIM ШИПЕНКОВ

Но Россия при этом, пытается предложить какие-то особые условия для каждой конкретной страны, чтобы привлечь их на свою сторону.

Мы также видим операции по дезинформации или воздействию, нацеленные на некую «мягкую смену режима». Например, Россия пытается помочь конкретным кандидатам в конкретных странах - например, во Франции, или в Германии и некоторых других странах - чтобы именно эти кандидаты одержали победа. В Москве надеются, что в благодарность за эту помощь после своего избрания эти политики будут лояльными по отношению к России. В частности, будут закрывать глаза на то, что Москва называет «сферой своего влияния». И на то, что Россия будет делать в Украине или в Грузии.

Франция: против России или на ее стороне?

Франция долгое время колебалась и была нерешительной в поддержке Украины. То же самое и с открытым противодействием российской агрессии. Однако французы поддерживают санкции против России. Поэтому на этой позиции Франция стоит уже длительное время.

Нужно понимать, что нынешние президентские выборы поднимают много вопросов. Шансы победить есть у человека, который в будущем может стать неким «троянским конем» России. Если Марин Ле Пен победит, - а такая вероятность еще существует, - это означает, что у России будет один из самых удобных и уязвимых союзников в Европе. И союзник этот будет сидеть прямо в президентском дворце.

С другой стороны, есть Макрон, который, как я ожидаю, продолжит проводить текущую политику Франции и поддерживать санкционный режим. Поэтому если выберут Макрона, я бы не стал ожидать больших изменений во французской политике.

В случае победы Марин Ле Пен (в центре) на выборах во Франции Кремль получит одного из самых удобных союзников в Европе, в отличие от Эммануэля Макрона (справа), который, скорее всего, будет продолжать поддерживать санкционный режим в отношении России Фото: EPA / ERIC FEFERBERG / POOL

Германия: почему важные выборы осенью?

Не менее важными будут и осенние выборы в Германии. Во-первых, может произойти так называемая «красная коалиция». Это объединение социал-демократов с «левыми» - посткоммунистической партией, которую я тоже назвал бы «троянским конем» Кремля. Ведь «Левые» дублируют все, что говорит Кремль; они также выступают за выход из НАТО.

Если такая коалиция состоится, то для Германии это будет огромный удар. Я не думаю, что именно этот сценарий осуществится, но вероятность его существует.

С другой стороны, важный вопрос - к какой коалиции будет стремиться Христианско-демократический союз, который возглавляет канцлер Ангела Меркель. Если снова с социал-демократами, то текущая позиция немецкого правительства особо не изменится.

Однако, возможно, что Меркель будет искать коалицию с другими партиями, если результаты выборов будут позволять.

Этот вариант может помочь ей полностью реализовать свою позицию в отношении России во всех аспектах - не только в военном плане, но и в политическом».

Методы российской гибридной войны в Европе

Есть доказательства российского вмешательства во внутренние дела европейских стран. Речь идет не только о странах Балтии. Мы видели, что Россия угрожала военной агрессией таким странам, как Швеция, Финляндия и Дания.

Когда мы говорим о вмешательстве в избирательный процесс, то видим открытую поддержку, которую Кремль оказывает Марин Ле Пен во Франции. Мы также наблюдали за тем, как Россия распространяет дезинформацию, выдуманную Кремлем или доверенными людьми Кремля, в пределах самой Европы.

Россияне также пытаются поддерживать ультраправых политиков, или открыто атаковать тех европейских чиновников, которые сейчас у власти, например, канцлера Германии Ангелу Меркель.

Также мы видели целую волну кибер-атак. Скажем, немецкие оборонные органы заявили о высокой вероятности кибер-атак из России. В 2015 году были зафиксированы хакерские атаки на немецкий парламент (Бундестаг), и тогда власти Германии высказали предположение, что такая атака могла идти из России. Сегодня, если читать доклады европейских служб разведки, то вы увидите, что большинство из них называют Россию угрозой - причем не только в Украине или в странах Балтии, но и в их собственных странах.

Недавно был доклад голландской разведки. В ней говорилось о том, что Россия пытается оказать влияние на внутреннюю повестку дня страны.

Поэтому мы видим, что в Европе - как в отдельных государствах, так и в европейских институтах, например, Европарламенте, - уже вслух говорят о растущей угрозе со стороны России, к которой Европа относится всерьез.

Почему некоторые политики не верят разведывательным данным?

В северной и восточной части Европы структуры безопасности, в частности спецслужбы, имеют более или менее имеют общие позиции с политическими элитами. Последние понимают серьезность угроз.

Зато если мы возьмем запад и особенно юг Европы, там можно увидеть большие различия между тем, что говорят - или хотя бы о чем думают - ключевые представители органов безопасности и тем, что говорят или делают политические лидеры этих стран. Политики там не очень интересуются докладами разведки, не слишком к ним прислушиваются - в частности, в вопросе того, какая угроза может идти с российской стороны. Ведь для некоторых из этих политиков такие доклады не слишком приятные. Эти политические деятели призывают к углублению деловых отношений и заключению экономических соглашений с Россией - а представители разведки говорят им о том, что российские структуры не являются бизнес-партнерами в классическом понимании этого слова - потому вредят национальным интересам.

В последнее время Россию обвинили в возможной причастности к целой волне кибер-атак, в частности в 2015 году было сломано сайт немецкого Бундестага Фото: EPA / SALVATORE DI Нолф

Что делать и чего ожидать?

Во-первых, не стоит надеяться, что агрессия России прекратится в одно мгновение. К сожалению, она продлится некоторое время. До того момента, пока российский режим не вступит в период кризиса.

Во-вторых, как нам кажется, страны Европы - в частности, небольшие страны - должны помочь Германии занять позицию защитника либерального международного порядка. В военном плане Германия в значительной степени достигает успехов в этой задаче. В частности, произошло наращивание военного обеспечения в странах Балтии. Но политически, немцам все еще достаточно трудно играть эту роль. Поэтому небольшие страны могли бы помочь немцам в этом.

В-третьих, маловероятно, что позиции лояльных к Кремлю стран, - вроде Греции, Италии или Кипра - изменится. Мы стали очевидцами большого количества правонарушений и преступлений со стороны России в Украине или Сирии. Однако такие страны, как Греция, Италия и Кипр никоим образом не изменили своей политики. Поэтому, вероятно, ничто не заставит их это сделать и в дальнейшем.

В-четвертых, следует обратить внимание на то, как Россия использует энергетическую зависимость некоторых европейских стран и пытается ее даже усилить. И это не только энергетический вопрос. Например, Россия пытается затянуть некоторых нынешних или бывших политиков в свою орбиту, чтобы те работали в интересах Кремля, как это было с бывшим канцлером Германии.

В-пятых, европейские страны должны создавать свои собственные реальные механизмы защиты от враждебного внешнего воздействия. Ведь Россия пытается вмешиваться в выборы и не собирается останавливаться.

В-шестых, в своем исследовании мы утверждаем, что 13 стран ЕС считают российскую дезинформацию серьезным вызовом, потому Федерике Могерини (руководительнице дипломатии ЕС) необходимо усилить и усовершенствовать команду по противодействию дезинформации, которая сейчас насчитывает только 11 человек.

В-седьмых, не хватает привлечения Польши. Ведь у поляков есть потенциал, есть своя история, и все понимают, почему они обеспокоены поведением России. Из-за того как нынешнее польское правительство ведет себя в европейских институтах и ​​на международном уровне, страну пока не воспринимают как лидера в европейских делах.