Выдаст ли Украина Узбекистану политического журналиста?
В Украине был задержан и арестован узбекский журналист Нарзулло Охунжонов. Он был вынужден бежать с семьей из Узбекистана в 2013—м из—за политических преследований. Узбекистан подал заявление в Интерпол о розыске. В Украину Охунжонов с семьей прибыл из Турции, где провёл последние четыре года. Он был арестован прямо в аэропорту Жуляны (Киев). Суд решил оставить его под стражей на 40 дней.
В Украине был задержан и арестован узбекский журналист Нарзулло Охунжонов. Он был вынужден бежать с семьей из Узбекистана в 2013-м из-за политических преследований. Узбекистан подал заявление в Интерпол о розыске. В Украину Охунжонов с семьей прибыл из Турции, где провёл последние четыре года. Он был арестован прямо в аэропорту Жуляны (Киев). Суд решил оставить его под стражей на 40 дней. За это время Украина должна решить: выдавать Узбекистану критика режима этой страны или нет.
Почему Охунжонов бежал из Узбекистана?
Нарзулло работал на Национальной телерадиокомпании Узбекистана руководителем отдела политико-просветительских передач. Как говорит он сам, за свою «своевольность» получил сначала выговор, а потом и увольнение.
Охунжонов встал на защиту обвиненного в изнасиловании чемпиона Узбекистана по кикбоксингу Бекзода Рахимбоева. Журналистское расследование показало, что обвинения сфабрикованы. Нарзулло пригласил мать кикбоксера в один из эфиров; она раскритиковала правоохранительную систему страны и заявила, что «в Узбекистане нет справедливости».
После этого эфира в 2013-м году против журналиста открыли уголовное дело по статье «мошенничество». Двое незнакомых Нарзулло людей пришли в редакцию и сказали, что в 2009-м он украл у каждого из них по 2 тысячи долларов.
Охунжонов задается вопросом:
Если я путем мошенничества заполучил у них деньги (в 2009-м году — ред.), то почему они решили написать против меня заявление только в июле 2013 года?
После открытия дела он с пятью детьми и женой покинул Узбекистан. «Отец не брал никаких тысяч долларов. Его друзья сказали ему, что это крючок. Что если его посадят, он не выживет», — сказала в интервью Громадскому его 16-летняя дочь Фарзона. — СНБшники (Служба национальной безопасности — ред.) ему сказали, что если он не закроет рот и не перестанет обвинять власть, то против него откроют другие дела, чтобы посадить».
Почему он бежал из Турции?
В Турции Нарзулло продолжил работать журналистом: писал для ВВС, Радио Свобода, сотрудничал с Народным движением Узбекистана. Написал книгу о коррупции в Узбекистане.
По словам Фарзоны, угрозы ему поступали и там: звонили неизвестные и убеждали уехать в Узбекистан.
Саму Фарзону, при до конца не выясненных обстоятельствах, отравили во время школьного обеда.
«У меня однажды сильно заболела голова и живот, меня отправили в больницу, а потом три дня я провела в реанимации. Какие-то таблетки подбросили», — вспоминает она.
У отца и матери, рассказывает Фарзона, слабое здоровье.
Фото с Фейсбук-страницы Охунжонова
«У мамы проблемы с позвоночником, она плохо ходит, ей нужна операция. У отца катарактаобоих глаз, — говорит Фарзона.
Если бы не было угроз и мамино и папино здоровье было в порядке, мы бы жили в Турции». Поехать в Украину семье посоветовали друзья отца.
Почему бежали в Украину?
«Друзья отца сказали, что здесь нам якобы не пришлось бы долго ждать получения статуса. В Турции нам сказали, что через год дадут ответ, но мы напрасно ждали четыре года!», - говорит Фарзона.
В Турции не было никакой социальной помощи для нас. Знакомые нам сказали, что в Украине с этим лучше.
У семьи не было виз, а с Украиной у Узбекистана безвизовый режим. Но решающую роль, по словам Фарзоны, всё же сыграл совет знакомых отца.
«Но когда мы приехали сюда, папу арестовали».
Почему журналиста задержали в Украине?
«Нарзулло не знал, что находится в базе Интерпола, — говорит его адвокат Алексей Фёдоров. — Он выехал из Узбекистана в ноябре 2013-го, а огласили его в розыск 2014-м».
Этот факт выяснился только в аэропорту Жуляны в Киеве.
«В аэропорту Анкары никто об этом ничего не говорил. А в Киеве его неожиданно задержали, сказали, что Ташкент подал запрос в Интерпол», — подтверждает Фарзона.
Нарзулло Охунжонов на суде в Киеве. Фото со страницы народного депутата Украины Рефата Чубарова
Фарзона вспоминает, что во время пребывания в Турции отца звали назад на родину, говорили, что он там сможет жить со своей семьей в безопасности. После того, как стало известно о базе Интерпола, она поняла, что эти приглашения были обманом.
«Если отца экстрадируют, в лучшем случае он будет в тюрьме. Если власти Украины его экстрадируют, он не проживет дольше трех дней. Власти Узбекистана хотят отомстить отцу за журналистскую деятельность. Хотят закрыть ему рот», – говорит Фарзона.
Должны ли его экстрадировать?
«Когда он прилетел в киевский аэропорт, у него было заявление о получении статуса беженца. Но вместо того, чтобы вызвать миграционную службу, они (пограничники — ред.) вызвали полицию и решили его арестовать», – рассказывает адвокат.
Решение об экстрадиции или об отказе в выдаче должна принять Генеральная прокуратура Украины. Согласно процедуре, в течение 40 дней из Узбекистана должен прийти запрос об экстрадиции. После этого ГПУ проверит основания для возвращения Охунжонова.
В Миграционной службе Громадскому объяснили, что не могут давать комментариев о перспективах конкретного человека получить статуса беженца. Но безотносительно к кейсу Охунжонова добавили, что нахождение в базе Интерпола не является определяющим фактором, все доводы о получении статуса рассматриваются в комплексе.
Федоров убежден, что все необходимые документы для того, чтобы Охунжонов остался в Украине, есть.
В Турции (пока рассматривалось его прошение о статусе беженца — ред.) он был под защитой Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев (на тот момент это был Антонио Гуттьереш, нынешний генсек ООН). У него был официальный документ, что он преследуется властями Узбекистана.
Федоров добавляет, что есть документы от ВВС и «Репортёров без границ» о том, что Охунжонов является журналистом, преследуемым властью Узбекистана.
Также он ссылается на ряд международных Конвенций, согласно которым Украина не должна выдавать Охунжонова. В частности, это Конвенция против пыток и Конвенция о правонарушителях.
В защиту Охунжонова также выступил Комитет по защите журналистов (CPJ).
«Мы призываем украинское правительство освободить Нарзулло Охунжонова, позволить ему оставаться в Украине и отклонить любые просьбы о его экстрадиции», — заявила координатор CPJ по Европе и Центральной Азии Нина Огнианова.
По словам Федорова, многое будет зависеть от того, насколько «дружат» Киев и Ташкент: «Это политически мотивированное преследование. Насколько власть Украины сотрудничает с властью Узбекистана, мне тяжело сказать. У него есть все законные основания, чтобы его не выдавали».
Конвенция против пыток, которая не позволяет выдавать людей в страны, в которых ООН признала, что есть пытки. В 2016-м году был опубликован отчет, в котором Узбекистан обозначен как авторитарное государство, в котором такие вещи практикуются. Также его случай подпадает под Конвенцию о правонарушителях, по ней он тоже не подлежит выдаче, так как налицо факт политического преследования за журналистскую деятельность.