«Я — потерпевший. Мы этого три года добивались», — Вячеслав Химикус о деле Пашинского
Осенью 2019 года Государственное бюро расследований взялось за дело Сергея Пашинского. Это дело о событиях трехлетней давности, когда Пашинский в канун Нового Года выстрелил в ногу Вячеславу Химикусу. Сейчас экс-депутат находится в СИЗО, он является подозреваемым. В суде, а также во время публичных заявлений, мы слышали версию Пашинского о той ночи. Но не слышали этой истории из уст человека, которого следствие считает потерпевшим, — Химикуса.
Мы встретились с ним на месте происшествия и записали интервью о том, как это произошло, сколько стоило лечение и кто из известных политиков ему помогает. Подчеркиваем: эта история — версия Вячеслава Химикуса, как все было на самом деле должно установить следствие.
***
Дорога из Киева в село Хлепча занимает меньше часа. На въезде в село мы договорились встретиться с Вячеславом Химикусом. Подъезжаем на такси, он ждет в машине. Узнаю его по немногим видео, которые видела, когда его в 2016 году отправили в больницу.
— Где это произошло? Здесь? — спрашиваю у Химикуса.
— Нет, надо проехать еще несколько десятков метров. — отвечает он.
Вячеслав Химикус заводит машину и отправляется на место, где в новогоднюю ночь 2016 года ему в ногу выстрелил бывший депутат Сергей Пашинский. Пашинский говорит, что это была самооборона, но Химикус опровергает его слова. Вместе с таксистом мы едем следом за машиной Химикуса.
Он глушит машину. Вокруг нас зеленый сосновый лес. Слева его загораживает зеленый забор, справа — коричневый, вдоль которого высажены молодые клены. Между заборами — небольшая асфальтированная дорога с двусторонним движением. Во время нашего разговора — Вячеслав Химикус постоянно оборачивается на машины, иногда здоровается с водителями. И когда начинает говорить о событиях той ночи — закуривает.
По словам Химикуса 31 декабря 2016 года он шел из соседнего села от своей матери. Мужчина поздравил ее с праздником и возвращался домой, приобретя по дороге бутылку слабоалкоголки. На этом месте, по словам Химикуса, он увидел микроавтобус. Владелец автобуса не мог его завести. Вячеслав Химикус взялся подтолкнуть. В одной руке все еще была бутылка, а в другой — телефон. Все это время он разговаривал со своей женой Ольгой. Женщина ругала его за опоздание.
Когда мужчины еще не начали толкать микроавтобус, по словам Химикуса, возле них остановился джип.
— Опустилось правое пассажирское стекло, к нам обратилась женщина «Уроды, включите габаритный свет». Это была жена Пашинского, — рассказывает Вячеслав Химикус.
После этого машина уехала, а Химикус и водитель начали раскачивать микроавтобус. Через некоторое время, как говорит Химикус, к нему подошел небольшого роста мужчина с оружием. Это был Сергей Пашинский.
— «Лечь! Мордой в землю!», — кричал он. Его пистолет был нацелен мне в грудь, — продолжает Химикус.
Что происходило дальше — помнит плохо, говорит мужчина.
— Я его ударил по голове бутылкой. Сразу раздался выстрел. Кто был первым не знаю, — говорит мужчина.
— То есть вы его сначала ударили, а потом он стрелял? — переспрашиваю.
— Не знаю. Стрелял ли он в меня первый, а я уже падал... — начинает путаться в воспоминаниях наш собеседник.
— Вы не помните?
— А как я могу помнить? Я его перед тем предупредил — брось пистолет.
— Куда он вам выстрелил?
— Целился в грудь, но из-за того, что я его ударил — выстрелил в ногу.
— То есть вы ударили его первым?
— Не знаю.
По словам Вячеслава Химикуса, все время пока он и Пашинский ссорились — за этим по телефону следила жена Химикуса. Она приехала туда через несколько минут, подошла к микроавтобусу и направила на экс-депутата пистолет, который был у них дома.
— И она говорит Пашинскому: «Отойди от него, урод».
— Пистолет вашей жены был заряжен?
— Он был сломан. Пневматический, тот, что в магазинах продается. Если бы не жена — я бы здесь и умер.
После этого Сергей Пашинский вызвал скорую помощь и начал перевязывать ногу Химикуса поясом. Позже раненого увезли в больницу.
— Моя нога была выкручена в другую сторону. Кость разнесло, — объясняет Химикус.
Нормально ходить мужчина смог через год. Говорит, что лечение ему обошлось в $17 тыс. Вячеслав Химикус также вспоминает, что пока он был в больнице, «известные политики», имен которых он не называет, предлагали ему помощь.
— Это были от Блока Петра Порошенко или Народного фронта?
— Вы что, они же меня алкоголиком называли.
— Какая это была политическая сила?
— Умные люди одну политическую силу не представляют.
Как рассказывает Химикус, на следующий день его жена Ольга пришла в Васильковское отделение полиции. Однако, с женщиной там отказались говорить. Заявление ни от нее, ни от него полиция не приняла. Адвокатскую помощь Химикусу предложила адвокат Марина Паринова.
— Вы слышали об этой юридической фирме раньше?
— Да. Об этом человеке я слышал. На тот момент они для меня представляли цвет власти, которую эти герои выгнали. Теперь я понимаю, что это была нормальная власть... власть Януковича. Если бы не эта адвокатская контора — меня бы после Василькова сразу в СИЗО увезли бы.
За дело против Сергея Пашинского Химикус благодарит, как своего адвоката, так и Андрея Портнова (бывшего главу Администрации президента Виктора Януковича — ред.). С последним мужчина лично не знаком и общается только через Марину Паринову.
Через две недели после стрельбы — Вячеслава Химикуса допрашивали в больнице.
— Тогда Пашинский всем рассказывал, что я его бил, а на этом допросе оказалось, что он стрелял стоя. Его первая версия была, что я подлетел к нему, ударил бутылкой по голове и он лежа прострелил мне ногу сверху вниз. На этом допросе оказалось, что он все же стоя стрелял, — рассказывает Химикус.
После допроса в больнице мужчину еще дважды вызывали на допрос в Генеральную прокуратуру.
Дело Пашинского закрыли летом 2017 года. Об этом Химикус узнал из Facebook. Его адвокаты обжаловали это в суде, поэтому дело снова открыли.
Второй раз его закрыли в марте 2019 года. А в сентябре снова возобновили. Сегодня Вячеслав Химикус — потерпевший по делу, которое расследует Государственное бюро расследований. А Сергея Пашинского подозревают в умышленном нанесении тяжелых телесных повреждений. Он находится в СИЗО без права внесения залога.