«Я верю своему Главнокомандующему»: что Поклонская рассказала в интервью Гордону и как на него отреагировали в Украине

Одна из главных тем для дискуссий последнего времени — почти трехчасовое интервью Дмитрия Гордона с так называемым «прокурором» оккупированного Крыма в 2014-2016-м, а сейчас депутатом «Единой России» Натальей Поклонской, которое 11 мая появилось на YouTube-канале журналиста. Поклонская родом из Луганской области, жила в Крыму, а затем работала в Генеральной прокуратуре Украины, откуда уволилась во время Революции Достоинства. В марте 2014-го ее назначили на главную прокурорскую должность в оккупированном Крыму, она поддержала «референдум» за присоединение полуострова к России и, конечно, получила российское гражданство.

В Украине Поклонская в розыске, против нее открыто несколько уголовных производств, в частности, по обвинению в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, государственной измене и причастности к незаконному запрету Меджлиса крымскотатарского народа. Неудивительно, что многих возмутил сам факт записи этого интервью. Зато благодаря ему мы узнали, что Поклонская в компании друзей поет украинскую «Черемшину» и сохраняет свою украинскую прокурорскую форму рядом с российской. Но не только это.

О крымском псевдореферендуме

«Мой вклад в присоединение Крыма к России существенный, потому что прокуратура под моим руководством смогла обеспечить мир, порядок на территории полуострова, чтобы не нарушали права даже тех людей, кто находился под стражей, чтобы не нарушали права потерпевших [...] У прокуроров было задача обеспечить людям право прийти на референдум без принуждения и сделать свой выбор», — говорит Поклонская о своем участии в событиях в Крыму в марте 2014-го года.

По ее словам, после увольнения из Генпрокуратуры Украины, «потому что не хотела служить Тягнибоку и Яценюку», она вернулась в Крым и сама предложила встретиться с так называемым «главой» аннексированного Крыма Сергеем Аксеновым. Он позже согласовал ее кандидатуру на должность «прокурора Крыма». «Я сказала, что хочу помочь Аксенову поставить заслон, чтобы спастись. Я видела весь тот беспорядок, который произошел в Киеве и может дойти сюда».

На вопрос Гордона о том, почему большинство стран не признает законность аннексии Крыма Россией, Поклонская отвечает, что «крымский референдум» 16-го марта 2014-го был вполне легитимным. Но позиции стран — а Украина, Европейский Союз и Соединенные Штаты не признали результаты голосования на так называемом «референдуме» и ввели санкции против России, называет политически мотивированными. Мол «политический инструмент, санкции, мешают другим странам высказывать свое независимое мнение».

«Крымский референдум был законным, но его надо рассматривать не в рамках Конституции Украины, а международных документов и тех обстоятельств, в которых оказался Крым [...] Крымчан никто не слушал, поэтому их заставили таким образом сказать свое слово».

При этом Поклонская настаивает, что у нее «не было, к сожалению, никаких кураторов из Москвы» и все, что она делала, было «исключительно ее творчеством». В такое заявление сложно поверить, учитывая, что Украина имеет доказательства российского военного присутствия на полуострове и управления захватом Крыма из Кремля. Еще одно очевидное противоречие в словах Поклонской о «добровольном обращении Крыма» за помощью к России. «Крым несколько дней пробыл независимым после референдума, но потом обратился за помощью к РФ, потому что сами бы мы не выжили», — говорит Поклонская. Впрочем, в бюллетенях на «псевдореферендуме» даже не было такой опции — голосовать за независимость Крыма.

«Путину я благодарна за то, что он от нас не отказался. Не поверите, я до последнего сомневалась, думала: вот нас используют, как разменную монету. Так получилось в Киеве — этот переворот (подразумевает свержение Януковича и Майдан — ред.), весь этот беспорядок. Сейчас проведем референдум — и у нас до последнего не было гарантии, что Путин примет решение о возвращении Крыма (в Россию). Не было такого, никто не говорил мне, что все решено и сам Путин не говорил мне: вот вы сейчас сделаете так вот и мы вас примем. У меня все это по-настоящему, понимаете?»

О ситуации в Крыму сейчас

Это не единственное «теплое» высказывание «экс-генпрокурора Крыма» о российском президенте во время трехчасового разговора. Поклонская отметила, что лично не встречалась с Путиным, но «очень его уважает» как сильного лидера и за все, что он делает для Крыма.

«Крым находится в привилегированном положении по сравнению с другими регионами, за исключением Москвы и Петербурга. В Крым сейчас вкладывают безумное количество денег, строятся новые дороги», — рассказывает Поклонская. На самом деле крымская инфраструктура и, в частности, сообщение с Россией начало понемногу налаживаться только после незаконного строительства Керченского моста в 2018-м. Россия действительно тратит большие средства на Крым, однако главная статья ее «инвестиций» — милитаризация полуострова.

«Благодаря Путину мы смогли сохранить то, что имеем. Вот 9 мая мы можем отпраздновать с георгиевской лентой», — говорит Поклонская. В оккупированном Крыму тщательно готовились к Дню победы даже в условиях карантина. Так в Севастополе в канун 9 мая установили баннер с портретом Иосифа Сталина и надписью «Это наша победа».

О Революции Достоинства

«Я рассматриваю Майдан как огромный всеукраинский обман украинцев и как государственный переворот. Люди, которые пришли на Майдан и услышали лозунги о том, что мы хотим жить в новой стране, без коррупции, процветающей, были обмануты. Если бы я даже у вас сейчас спросила, та ли это Украина, к которой стремились люди, что бы вы ответили?» — обращается Поклонская к Гордону. «Не та» — отвечает Гордон.

Поклонскую, которая с декабря 2012-го до 11 марта 2014-го занимала должность старшего прокурора в Генеральной прокуратуре Украины, уволил Олег Махницкий, новый исполняющий обязанности генпрокурора после побега Виктора Пшонки. Поклонская говорит, что решила уволиться сама, потому что считала своим единственным «шефом» именно Пшонку и не хотела служить тем, кто пришел к власти «в результате переворота».

«Виктор Федорович — незаконно свергнутый президент. Если бы он остался, у него, видимо, была бы такая же судьба, как и у Каддафи [...] У меня в семье воевали во Вторую мировую, против фашизма, а тут такие лозунги. Откуда эта ненависть? Она как бы искусственно появилась», — комментирует Поклонская события Евромайдана, которые унесли жизни десятков активистов. 4 мая Печерский райсуд Киева заочно взял под стражу экс-президента беглого Виктора Януковича по делу об узурпации власти. А ранее, 24 января 2019-го его приговорили к 13 годам тюрьмы. Суд признал Януковича виновным по статье «государственная измена».

В контексте вопросов о Революции Достоинства в разговоре звучали не только аргументы Поклонской и попытки контраргументов Гордона («Я вышел на Майдан из-за Януковича и смены курса»), но и довольно нелепые шутки. Так, Гордон спрашивал, взяла ли Поклонская автограф у Кличко, когда тот вместе с другими лидерами Майдана приходил на переговоры в Генпрокуратуру. А Поклонская цитировала покойного российского юмориста Михаила Задорнова: «Украина как Ватикан: если над Майданом появился черный дым, ждем, что сменят Папу».

О запрете Меджлиса и о политзаключенных

13 апреля 2016-го тогдашний «прокурор» оккупированного Крыма Наталья Поклонская решила приостановить деятельность на территории полуострова Меджлиса крымскотатарского народа до решения суда. Тогда причиной запрета она назвала бездействие этого органа по защите прав крымских татар, однако в интервью Гордону дала другое объяснение.

«Я никогда не запрещала деятельность крымскотатарского народа, потому что крымские татары — это мои друзья. У меня в команде очень много крымских татар. Они очень трудолюбивые и порядочные люди, в отличие от Джемилева и Чубарова. Запрет Меджлиса был вызван рядом преступлений, которые были совершены от его имени. Может, люди, которые входили в его состав, — хорошие, но от Меджлиса они совершили диверсию, массовые беспорядки 26 февраля и другое».

Также Поклонская инициировала преследование крымскотатарских и украинских активистов в оккупированном Крыму. Она не скрывает, что лично подписывала обвинительный акт Олегу Сенцову и Александру Кольченко, которых в 2014-м незаконно осудили якобы за подготовку теракта. Оба вернулись в Украину в рамках обмена пленных в сентябре 2019-го после пяти лет российских тюрем.

«Лично подписывала акты по делу 9 мая 2014 года — Кольченко, Черний, Афанасьев готовили теракт возле памятника вечного огня в Парке победы. Сенцов должен был все это режиссировать. По показаниям обвиняемых, руководителем был именно Сенцов. На момент избрания меры пресечения они все признавали свою вину, за исключением Сенцова. Сенцов такой известный, но я о нем не слышала, не знаю его, извините. Впервые услышала только когда он оказался на скамье подсудимых», — говорит Поклонская.

О войне на Донбассе

Ожидаемая позиция Поклонской по поводу войны на Донбассе вкладывается в понятие «гражданская война», несмотря на то, что как и с «крымским референдумом» есть неопровержимые доказательства вмешательства Кремля и присутствия вооруженных сил РФ в зоне боевых действий.

«Я знаю, что на Донбассе воюют наемники из Польши, Канады, инструкторы какие-то американские, есть разное оружие — и советское, и не советское. Беспорядок, одним словом. По поводу этого всего, а я считаю, что это гражданская война. Нужно ночью не спать политикам, дипломатам, вести переговоры и решать этот конфликт, потому что это ненормально... Нельзя все сваливать на одну лишь Россию».

Поклонская говорит, что переговоры по урегулированию ситуации на Донбассе сейчас неэффективны и говорит, что хотела бы принимать в них участие. А еще говорит, что хочет стать послом России в Украине, чтобы, мол, помочь быстрее уладить ситуацию. На замечание Гордона о том, что переговорный процесс тормозит неуступчивость Путина «экс-прокурор» отмечает: «Владимир Владимирович настолько сильная фигура, во всех бедах могут винить его. Но это не так. Надо всегда начинать с себя... Своему главнокомандующему я верю».

О коронавирусе

Тему пандемии коронавируса в интервью почти отставили без внимания. Поклонская, которая на момент записи интервью находилась на карантине в Симферополе, лишь отметила, что увлекается подходом к вопросу карантина Беларуси и ее президента Александра Лукашенко, который вообще не признает опасности COVID-19, не вводит карантин и не отменял военный парад на день победы.

«Я хочу лишь пожелать Лукашенко твердости, и чтобы он действительно показал, что граждане выдержали, никто не заболел сильно, и все это прошло. И мы бы увидели, что Лукашенко реально прав, и мы бы по примеру Лукашенко тоже так и поступали бы, потому уже невозможно с этим карантином», — говорит Поклонская.

На вопрос Гордона, не считает ли она, что коронавирус может нанести значительный ущерб экономике России, Поклонская заявила, что скорее вирус сильно повредит другим, «более расшатанным» странам, среди которых она видит и Украину. Хотя после этой фразы сразу же спешит объяснить, что на самом деле очень любит Украину.

О своеобразной «любви» к Украине

«Я себя не разрываю с народом Украины, во мне живет Украина, как и Россия», — говорит Поклонская. И настаивает, что не считает себя предательницей и в душе она «русская украинка».

«Киев — мой любимый город. Я год привыкала к нему. Я звонила маме и говорила: я не могу в этом Киеве, я хочу домой в Крым, здесь метро, грязь, осень, зима, холоднее, чем в Крыму — словом, привыкала долго. Потом у меня даже началась аллергия на цветение каштанов. И я полюбила даже свою аллергию, я и каштаны люблю уже», — ностальгирует Поклонская. Но в Украину приезжать не спешит — хотя ей известно, что против нее на родине открыт ряд уголовных дел, говорит, что никаких повесток лично не получала.

Поклонская говорит, что положительно относится к Зеленскому, хотя «только ходила на его концерты, но близко с ним не знакома». «Дайте Зеленскому спокойно 5 лет поработать, не пугайте его Майданами, а потом уже делайте выводы, хорошоли он справился [...] Украина должна вернуться на нормальные рельсы, уважать мнение других людей, в том числе и крымчан. Тогда нормальные отношения (с РФ) вернутся».

Какая была реакция на это интервью?

Постоянный представитель Президента Украины в Крыму Антон Кориневич подчеркнул, что украинские правоохранительные органы и органы международного уголовного правосудия должны предоставить надлежащую оценку действиям бывшего «прокурора» Крыма.

«Единственные интервью и беседы с лицами, которые обвиняются в совершении тяжких преступлений (в частности, преступлений против основ национальной безопасности Украины, военных преступлений, преследовании проукраинских активистов и неправомерном запрете деятельности Меджлиса крымскотатарского народа), которые мы можем и будем слушать, — это свидетельство таких лиц в рамках соответствующих уголовных производств в статусе обвиняемых», — отметил Кориневич.

Глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров выразил подобную позицию. «По моему глубокому убеждению, интервью с военным преступником журналистами страны, на территории которой это военное преступление совершено (а Поклонская, несомненно, является лицом, совершившим военные преступления), возможно только в одном случае — когда следствие завершено и материалы переданы в суд. [...] В только что показанном интервью Дмитрия Гордона с Поклонской, последняя, находясь в абсолютной недосягаемости от украинского правосудия, получила возможность лгать и говорить глупости на всю Украину, против которой Поклонская и совершила военные преступления».

Некоторые сделали акцент на роли Гордона как модератора этого разговора. Блогер крымчанин Павел Казарин назвал Дмитрия Гордона «имитатором, который научился ругать что-то абстрактное, чтобы не поссориться с кем-то конкретным. Он успешно представляет из себя журналиста, хотя единственный его талант — это нравиться гостям. В этом нет ничего сложного, если только научиться кивать в кадре».

Директор Центра совершенствования экономической журналистики Андрей Яницкий подчеркнул, что с одной стороны, к Гордону не может быть претензий за сам факт записи интервью с Поклонской, ведь «журналист может брать интервью у кого угодно», если это действительно представляет общественный интерес. «Но важно, какой материал мы получим в итоге. Нельзя выдавать шизофренической бред, ложь или популизм "в эфир" без объяснения контекста, без фактчекинга и редакции. И здесь к Гордону есть большие вопросы», — отметил Яницкий.