«Я знал, что автобус по закону — территория Украины» — интервью с отказавшимся от обмена экс-мэром Торецка
Суд над 70—летним Слепцовым — яркий пример того, в каком состоянии оказалась украинская правовая система — в ней де—факто существуют обмены, одновременно де—юре в уголовном кодексе их нет. Поэтому участникам процесса приходится маневрировать.
Настя Станко
Суд над 70-летним Владимиром Слепцовым — яркий пример того, в каком состоянии оказалась украинская правовая система — в ней де-факто существуют обмены, в то же времяде-юре в Уголовном кодексе их нет. Поэтому участникам процесса приходится маневрировать.
Бывший мэра Торецка (Донецкая область) Владимир Слепцов был среди тех, кого должны были отдать так называемой «ДНР» во время последнего большого обмена в конце декабря 2017 года. Но уже на месте он передумал. И сев в автобус к журналистам, вернулся обратно. Несмотря на то, что в Украине его обвиняют в посягательстве на территориальную целостность и участии в террористической организации.
Дело рассматривают уже более года. В середине декабря суд отменил меру пресечения по просьбе прокуроров —они уверяли, что риска побега нет, кроме того, это нужно было дляобмена.
Но по возвращении Слепцова, прокуроры снова передумали: теперь они считают, что он все-таки может убежать, причем в так называемую «ДНР», куда сам отказался возвращаться.
В марте 2017 года судебный процесс по Слепцову сделали закрытым по его же просьбе, якобы из-за проукраинских и антиукраинских активистов, которые неоднократно пытались сорвать заседание. Ни журналистов, ни представителей ОБСЕ туда не пускают.
Во время последнего заседания Слепцова забрала скорая. Суд отложили, пока экс-мэра не выпишут из больницы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Возвращение домой. Как встречали освобожденных из плена украинцев в Борисполе (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Громадское встретилось с обвиняемым в его палате в городской больнице Торецка. На вопросы он отвечал, лежа под капельницей.
Бывший мэрТорецкая Владимир Слепцов во время интервью Громадскомув палате городской больницы города Торецк, Донецкая область, 30 января 2018 года.Фото: Сергей Дунда/ Громадское
Почему вы в больнице?
У меня сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, плюс циркуляция к ногам плохо доходит. Давление. Но я законопослушный гражданин, поэтому приехал на суд.
Вас обвиняют в призывах к референдуму. Есть видео, где вы выступаете перед городским советом. И депутаты выступают свидетелями в вашем деле на стороне обвинения.
Нет ни одного депутата, который бы свидетельствовал, что я был экстремистски настроенили проводил референдум.
А кто проводил «референдум»?
Активисты. Совет занималнейтральную позицию. Камеру выключите, я вам больше скажу. Не забывайте, где я живу —здесь половина людей ранее судимые.Владимир Слепцов (справа) выступает перед городским советом Торецка(бывшего Дзержинска –ред.)15 апреля 2014 года screenshot с видео«Дзержинск-город шахтеров».
Вычувствуете угрозу от кого-то?
Угроза и с этой, и с той стороны (со стороны, подконтрольной так называемой «ДНР» –ред.). Тут кое-ктоне ведает, что творит.
Почему в таком случае вы не уехали, когда город захватили боевики?
Меня и СБУ-шники спрашивали: почему не уехал, взяли бы больничный, чтоли. Да, я действительно мог уехатьна полгода, «нагнуть» каких-томедсестер. Но я юрист, это же преступление —кого-то «нагибать».
Было сказано, что мы поддерживаем референдум, но на основе украинского законодательства.
Здесь уже никого не было. Все убежали —полиция, прокуратура. Мне тоже надо было все бросить? А значит, судьи кто? Те, кто фактически сбежал, изменив родине? Нашли мэра, идиота старого с хроническими заболеваниями, и давай его стыдить на всю страну. Слепилиэту запись непонятно откуда (видео от 15 апреля 2014 года, где Слепцов перед горсоветом Торецкапризывает к проведению референдума - ред.).
А что с тем видео не так?
А вы специалисты? Есть лингвистические экспертизы, которые отрицают состав преступления. Сказано было, что мы поддерживаем референдум, но на основе украинского законодательства, по инициативе областного совета просим включить в повестку дня Верховной Рады и провести референдум. Я вынес такое предложение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Захват луганского СБУ: с чего началась война в Луганске и кто за это ответил.
Владимир Слепцов (третий слева) во время заседания городского совета Торецка(бывшего Дзержинска –ред.) 15 апреля 2014 года.screenshot с видео «Дзержинск-город шахтеров»
Но есть видео, где вы четко говорите о «Донецкойнароднойреспублике».
Вы специалист? Есть такие специалисты, мы, например, сейчас разговариваем, а они такмогут завернуть. Касательно допустимости доказательств, непонятно, какиеоператоры сделали этот ролик.
Простой вопрос: вы говорили «Донецкая народная республика» или нет?
Мне трудно ответить. В тот день люди в камуфляже проломили мне череп. Я только некоторые эпизоды помню. Когда из зала выносили флаг, я, кстати, единственный из 300 человек кричал: «Что вы делаете»? А теперь за этот флаг судят.
Когда собрались депутаты, в зал ворвались около двухсот вооруженных людей. Они предложили эту тему (проведение «референдума» –ред.). Но многие депутаты ушли, женщины прежде всего.
Никакого сотрудничества с боевиками не было. Мы готовили город к зиме.
То естькогдаговорят, что горсовет принял какое-то решение —не было ничего. Не было кворума. А мне еще и голову проломили.
Бывший мэрТорецкаВладимир Слепцов во время интервью Громадскомув палате городской больницы города Торецк, Донецкая область, 30 января 2018 года .Фото: Сергей Дунда/ Громадское
На видео вы еще говорите: «мы должны помочь нашим ребятам».
Это переврали: мы создали дружины для охраны предприятий, потому что здесь все грабили, металл резали, мародерство было. Я не говорил «ребятам из «ДНР». Я призвал помогать тем, кто на предприятиях.
Вы были мэром ите несколько месяцев, пока город контролировали боевики.
Никакого сотрудничества не было. Мы готовили город к зиме. Занимались хозяйственной работой, никак не контактировали. Я иногда приходил в захваченное здание администрации. У меня там оставался несгораемый склад с документами. Они занимались своими вопросами, я — своими: медициной, подготовкой города к зиме.
Вы весной готовились к зиме?
А как вы думаете? Не успеешь весной сделать, потом все замерзнет.
А боевики просили мешки для блокпостов?
Да какие таммешки, они что хотели, то и делали. Честно говоря, меня не трогали, но отношения были напряженные. Я с ними не чаевничал. Но они наши, украинцы, просто заблудились. У нас все структуры работалии надо было управлять. А в их дела не вникал. Потому что снова по голове получил.
А вы обращались к руководству страны, сообщали, что происходит?
Была же стратегия. ЕеТурчинов (Александр Турчинов был временно исполняющим обязанности президента Украины весной 2014 года — ред.) с Тарутой (Сергей Тарута весной 2014 года был назначен главой Донецкой областной администрации — ред.) придумали. Чтобы не конфликтовать с ними, не поддаваться на агитацию, не провоцировать ...
... ине препятствовать «референдуму»?
Вы так говорите —не препятствовать. Что, рубашку на себе рвать, чтобы тебя застрелили, или как моему другу Володе Рыбаку живот вспороли (Владимир Рыбак —депутат горсовета Горловки (Донецкая область), которогов начале оккупации города нашли в реке мертвым –ред.)?
Бывший мэрТорецкаВладимир Слепцов во время интервью Громадскомув палате городской больницы города Торецк, Донецкая область, 30 января 2018 года Фото: Сергей Дунда/ Громадское
Вас задержали в 2016-м после того, как жители города выступили против Вооруженных сил Украины. Писали, что именно вы организовали протест.
У меня тоже есть вопрос: когда два Су-25 бомбили город, кто отдавал приказ? Но меня тогда проклинали. Власть далеко, а здесь я власть олицетворяю, и я не знал, как оправдываться. Люди вышли на следующий день после обстрела города. Я пытался их успокоить. А потом приехал (Вячеслав) Аброськин (в то время начальник донецкой областной полиции –ред.) исказал, что я подстрекал людей.
Я знаю, что они меня хотят турнутьна ту сторону.Там такое дело, что за негоубивать надо.
Если бы город не освободили, вы бы остались здесь?
Я пенсионер, сложил бы полномочия и все. А эта сволочь (украинские правоохранители, которые задерживали Слепцова –ред.) моему заму мешок на голову наделив центре города. Это что, сбор доказательств? Он сбежал в Россию после такого.
Я знаю, что они меня хотят турнуть тойстороне. В моем деле столько процессуальных нарушений, что за негоубивать надо. Не меня, а их. Они бы меня в розыск подали и все (имеет в виду возбужденное против него дело –ред.). У меня здесь сын, больная жена, я из-за нее и вернулся. И еще я хочу доказать свою правоту.
Слепцов (в центре за стеклом) на скамье подсудимых во время заседания Краматорского городского суда, 13 октября 2016 года.screenshot с видео «Громадское ТВ Донбасса»
Расскажите, как происходил обмен 27 декабря.
В СИЗО сказали: будетобмен, пишите заявления. Я, подумав, что законностью здесьи не пахнет — за годдопросили 40 человек, можно еще 3-4 года тарабанить, пока не сдохну. Поэтомусогласился. Сыграло много факторов: и нашим солдатам надо помочь, обмен так обмен. Нам же сказали, что мы имеем право остаться здесь, в Украине.
А что вы думали? Что не уедетена ту сторону?
Меня заперли в автобусе. Я там пробыл где-то 5 часов. Когда зашла (Дарья) Морозова («омбудсмен» так называемой «ДНР» –ред.) сСБУ-шником,яофициально завил, что хочу остаться. Они отметили.
Нас высадили, говорят: забираем «ДНР». Все ушли, а я один остался. А там офицер был, из«ДНР». Я говорю: я на обмен –с Бахмута (бывший Артемовск, город в Донецкой области). Он отвечает –стой здесь. Затем я увидел Валерию Владимировну (Лутковскую, уполномоченногопо правам человека в Украине –ред.). Спрашиваю: а мне с кем? Ведь никаких инструкций не давали. Она сказала –на этом автобусе. И я сел в автобус с журналистами. Я-то знаю, что автобус по закону –это территория Украины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Малороссия»: идея Кремля или фантазия главаря боевиков «ДНР».
Приехали в логистический центр. Там я сказал офицеру СБУ, что с Бахмута, по обмену. Он мне говорит –шуруй отсюда. Я позвонил сыну и попросил меня забрать.
Проехали в сторону поселка Курдюмовка (Донецкая область) километра четыре, нас догналоСБУ. Рассказывай, как ты сбежал, –говорят. А откуда я сбежал? Во-первых, надо было объяснить, как этот процесс будет происходить, за кем хоть ориентир держать.
Меня отпустили. На следующий день приезжал прокурор, сказал –давай менять меру пресечения.
Как объяснили, почему вам меняют меру пресечения?
Рисктого, чтоя сбегуна ту сторону.
Бывший мэрТорецкаВладимир Слепцов во время интервью Громадскомув палате городской больницы города Торецк, Донецкая область, 30 января 2018 года .Фото: Сергей Дунда/ Громадское