«єВідновлення»: как работает и что не так с государственной программой восстановления жилья
«Здесь была кухня. Сейчас так не скажешь, но она была очень просторная. А это была моя комната, спальня, где я обычно отдыхала... Это — гостиная. Здесь была такая красивая праздничная елка, когда встречали 2022 год!..» — Елена Ральчук ходит по руинам, которые оживают только в ее воспоминаниях. В доме в Макарове они жили большой семьей, с двумя собаками и четырьмя котами. В марте 2022-го во время активных боев в Киевской области два прилета уничтожили ее дом дотла.
Сейчас женщина — одна из полумиллиона украинцев, которые рассчитывают на компенсацию по государственной программе «єВідновлення». На каком этапе находится долгожданная программа восстановления, какие проблемы обнажила ее реализация и планируют ли их учесть — в материале hromadske.
Программа «єВідновлення»: что известно
Государственная программа «єВідновлення» заработала с мая этого года. Украинцы, чьи дома пострадали в результате военных действий, смогли получить средства на ремонт жилья. Речь идет именно о незначительных повреждениях, на устранение которых люди еще не потратили собственные средства.
Подать заявление на финансовую помощь можно в приложении «Дія». Решение о сумме компенсации принимает специальная комиссия при общине в течение месяца. Вырученные деньги украинцы могут потратить только на строительные материалы из утвержденного перечня или строительные услуги компаний, которые являются участниками программы.
В рамках первого этапа «єВідновлення» максимальная сумма помощи на ремонт составляла 200 тысяч гривен.
Согласно последним изменениям, которые вступили в силу 15 сентября, компенсацию увеличили. На ремонт в квартирах выделяют до 350 тысяч гривен, а в частных домах — до 500 тысяч гривен.
«На сегодня подтверждено около 15 тысяч заявок. В целом выплачено примерно 1,2 млрд гривен. Всего в системе — более 43 тысяч заявок. Все работает, на уровне общин создали примерно 500 комиссий. Динамика положительная, и я думаю, что почти все эти заявки будут утверждены», — сказал в комментарии hromadske вице-премьер-министр по восстановлению Украины, министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков.
1 августа в «Дії» стартовал новый этап «єВідновлення», когда дело дошло до компенсации за полностью разрушенное жилье. Правда, пока можно рассчитывать только на получение сертификата на покупку нового жилья. Сам механизм выдачи сертификатов до сих пор дорабатывают.
«Что касается полностью разрушенного жилья — сейчас имеем примерно 3 тысячи заявок. Уже есть первое решение комиссии. Надеюсь, что все это вскоре доработают, и будут первые выплаты по компенсации жилья», — говорит Кубраков.
В то же время тем, кто хочет отстраивать дом на собственной земле, в Минцифры советовали подождать, пока введут услугу денежной компенсации на восстановление.
«Дайте нам распоряжаться деньгами»: что говорят пострадавшие
Подождать с решением решила и Елена Ральчук — владелица разрушенного дома в Макарове. Сертификат на приобретение нового жилья женщине не нужен, ведь она мечтает о доме на собственном участке. Но после ознакомления с постановлением о порядке предоставления компенсации женщину возмутил тотальный контроль со стороны государства.
«Я не понимаю, почему нас, пострадавших, должны так жестко контролировать и держать в пределах, навязанных фирмой. Подавая заявление на компенсацию, мы полностью отказываемся от своего имущества и репараций. И после этого всего мы не можем полноценно распоряжаться деньгами!» — сетует в разговоре с hromadske Елена.
«Нам навязывают компании, и это страшные коррупционные риски. А из текста Порядка следует, что могут еще и приехать, проверить, как мы строим и на какие материалы тратим средства. В дополнении 7 — ограниченный перечень строительных материалов, которые можно купить. Ну, это меня удивляет! Как это, почему? Я хочу построить такой дом, как я хочу, из таких материалов, как я хочу. Почему меня ограничивают?»
То же беспокоит и Светлану Павлинскую. От ее нового дома в селе Почепин в Киевской области остались одни руины. Достроили его только за два месяца до полномасштабного вторжения россии.
«Теперь государство ограничивает меня и предлагает только два варианта — или сертификат на жилье, или деньги на материалы, да еще и расскажет, где я должна их покупать. Почему? По какому праву? Дайте мне деньги. Я считаю, когда государство мне рассказывает, что я должна купить стройматериалы в каком-то конкретном месте, и указывает, какие именно строительные фирмы мне будут возводить дом, — тут и есть коррупция. Мне не нужны никакие посредники», — говорит женщина.
По словам Светланы, проблема еще и в том, что многие люди (в частности из ее села) год назад «одалживали» средства и начали восстанавливать жилье самостоятельно. Ведь рассчитывали, что будет компенсация «живыми» деньгами и так они оплатят долг. Зато теперь, говорит женщина, это поле для «схем».
«Ходят слухи (хотя это мне сказала староста), что уже есть "дельцы", которые готовы за процент перевести жилищные сертификаты или деньги на ремонт в наличные. Якобы бегают нотариусы и соглашаются оформлять вместо посредников», — добавляет Светлана.
Логика государства
Предоставляя перечень зарегистрированных фирм-участников и магазинов, государство таким образом выступает как некий регулятор и гарант, утверждает юрист одесской приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека Артем Таукач.
«Для людей, которые обращаются к магазинам и поставщикам услуг по восстановлению жилья, главное — чтобы его отремонтировали или предоставили материалы. А будет это, условно говоря, "Эпицентр" или какой-то магазин возле дома — уже не так принципиально. Иначе была бы путаница, если бы во все магазины можно было приходить с сертификатами "єВідновлення". И сразу регистрировалось бы очень много разных ФЛП, магазинов, и были бы большие вопросы по качеству материалов или предоставленных услуг», — говорит юрист в комментарии hromadske.
В Мининфраструктуры нам объяснили, почему «вседозволенность» в распоряжении средствами на восстановление невозможна. Внутри министерства деньги называют «маркированными», и они, в частности, должны перезапускать рынок.
«Поймите: это история о том, чтобы работала экономика. Чтобы эти средства расходовались по целевому назначению. Это же абсолютно безналичный расчет. Они должны попасть на счет, и оттуда их должны списать. Если мы выдадим людям кэш, то не можем быть уверены, что эти деньги будут работать, а не "проедаться"», — сказала не под запись представительница министерства.
На самом деле сегодня есть законопроекты, где предлагают сделать так, чтобы люди могли свободно распоряжаться средствами. Но, по мнению Артема Таукача, вероятность, что их примут, низкая.
Компенсации за ремонт: проблемы на местах
В Макаровской общине Киевской области рассматривают до 30 заявок на компенсации в течение недели. Всего на возмещение за ремонт поврежденного жилья там поступило 820 заявок, большинство уже рассмотрели. Но в то же время столкнулись и с рядом проблем, говорят в поселковом совете.
«Вопрос первый. Люди, которые находятся за пределами Украины (а в нашем случае это каждый десятый), заявки подавать могут, а вот мы обследовать жилье — нет. Потому что нам необходимо, чтобы владелец дал доступ, а мы его должны ознакомить с контрольным списком. Поэтому нам приходится отказывать людям», — говорит hromadske начальник отдела экономического развития Макаровского поселкового совета, который курирует работу комиссии по «єВідновлення» в громаде, Николай Левковский.
Вторая проблема, по словам местного чиновника, — это то, что «на ходу» меняется законодательство. К примеру, согласно обновленному постановлению, вступившему в силу 15 сентября, по некоторым позициям изменились перечни и стоимость проведения ремонтных работ. Добавились и определенные стройматериалы и работы, которых не было в так называемом чеклисте (по которому комиссия начисляет компенсацию). Из-за этого было много нареканий от жителей.
«Но проблема в том, что даже это новое постановление не предусматривает, например, кровли из ондулина (битумных листов — ред.). То есть перечислены все материалы, кроме ондулина и фальцевой кровли. Поэтому когда повреждена кровля из ондулина, мы не можем компенсировать. Потому что его нет в чеклисте, и комиссия не возьмет на себя ответственность отойти от положений постановления», — добавляет Левковский.
Как было отмечено выше, выросли и суммы компенсаций. Поэтому теперь средства, начисленные по старому постановлению, но еще не утвержденные исполкомом, комиссия должна перечислить. Если же их уже выплатили на карточку, перечислять, говорит чиновник, не будут.
Многие об изменениях в «єВідновленні» и увеличении сумм компенсаций даже не слышали. Телеведущая Инна Москвина как раз ожидала утверждения максимальной суммы компенсации в 200 тысяч гривен на ремонт своего поврежденного дома в Ирпене. Хотя сумма повреждений — явно больше.
«Техник от комиссии нам сразу сказал: "Смотрите, у вас больше повреждений, чем на 200 тысяч. Вы можете сейчас или отказаться от этой суммы и ждать следующей компенсации, или брать то, что мы предлагаем". Поскольку речь шла прежде всего о замене крыши, я решила, что лучше такая "синица в руке"», — делится с hromadske Инна.
Фактически с нашей помощью телеведущей удалось отменить решение о предыдущей определенной компенсации, и теперь специальная комиссия должна сделать еще один осмотр, уже в соответствии с обновленными нормами.
Поэтому если вы попали в похожую ситуацию, советуем обращаться к представителю комиссии по «єВідновленню» в сельском или городском совете.
Недостатки и изменения: чего ждать в «єВідновленні»
По мнению юриста Артема Таукача, основных недостатков «єВідновлення» пока несколько.
«Есть формула, которая высчитывает, сколько вам будет восстановлено, и также заседает комиссия. Но это все несколько субъективно. А если я, например, не согласен с решением комиссии? Куда идти, в суд? Пока что такой наработанной судебной практики нет», — говорит Таукач.
«Программа также совсем не учитывает случаев, когда помещение было разрушено, а люди должны были выезжать и арендовать жилье. А арендную плату можно как-то компенсировать? Пока этих ответов нет. Возможно, все изменится», — добавляет юрист.
И отдельным недостатком он называет то, что пока никак нельзя получить компенсацию, если жилье отремонтировано самостоятельно. Правда, в Мининфраструктуры обещают, что скоро, возможно, в течение осени, этот вид возмещения заработает.
«Это будет другая история. Она сейчас дорабатывается, чтобы люди могли получить деньги. Для этого нужны законодательные изменения, и мы сейчас подаем правки», — сказал hromadske вице-премьер Александр Кубраков.
В министерстве говорят, что те, кто уже получил компенсацию на ремонт поврежденного имущества, но часть работ выполнил за свой счет, тоже смогут рассчитывать на компенсацию денег, потраченных на ремонт. Для этого советуют сохранять все чеки и фотографии.