Импорт в Узбекистан: почему началась и как закончилась тихая торговая война?

В конце ноября в украинскиемедиа начали поступать сообщения от Национальной ассоциации производителей сахара «Укрцукор». Те уверяли, украинский сахар не разгружают и не растамаживают в Узбекистане. Такая внезапная остановка грозила украинским производителям сорванными контрактами, однако ряд договоренностей удалось отсрочить, говорят в Ассоциации.

Настя Иванцова


Какие товары блокировали на границе?

В конце ноября в украинскиемедиа начали поступать сообщения от Национальной ассоциации производителей сахара «Укрцукор». Те уверяли, украинский сахар не разгружают и не растамаживают в Узбекистане. Такая внезапная остановка грозила украинским производителям сорванными контрактами, однако ряд договоренностей удалось отсрочить, говорят в Ассоциации.

В компании «Астарта», которая экспортирует сахар в Узбекистан, Громадскому подтвердили, что перебои с поставками действительно были с начала ноября.

Узбекистан — крупнейший покупатель украинского сахара на мировом рынке. В 2017/2018 маркетинговом году Украина экспортировала более 560 тысячтонн сахара, из них более 200 тысяч тонн почти на $800 млн импортировал Узбекистан. С начала этого маркетингового года — то есть с сентября — изпроданных 140 тысячтонн сахара половина оказалась именно в Узбекистане. Все потому, объясняют эксперты Ассоциации, что украинский сахар даже с учетом логистики для Узбекистана дешевле, чем, например, российский.

Но на границе застряли не только производители сахара. Так, Ассоциация производителей лекарств Украины сообщала Интерфаксу-Украина о товарах более чем на $4 млн. В частности, это продукция компаний «Фармак» и «Юрия-Фарм».

В общем Узбекистан ежегодно покупает у украинских компаний препаратов почти на $50 млн, а украинская фармпродукция там не платит НДС. Однако в «Фармаке» Громадскому отказались комментировать ситуацию с задержкой грузов, хотя, по данным Ассоциации, более половины заблокированных на границе лекарств пренадлежат им.

А президент Ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк в комментарии Громадскому рассказал: отечественная кондитерка тоже заблокирована узбеками.

«Кроме того, приостановили действие сертификатов на пищевую продукцию. А это документ, который спрашивают таможенники», — пояснил он.

Объясняет, блокировали поставку по принципу страны происхождения, а не из-запроизводителяили компании.

Почему Узбекистан не пропускал украинские товары?

В мае на узбекские легковушки в Минэкономразвития пожаловалась Ассоциация украинских автомобилестроителей «Укравтопром». По их мнению, правительство Узбекистана предоставлялосубсидии местным национальным производителям легковых автомобилей, а это, соответственно, ставило их в неравные конкурентные условия по отношению к украинским автопроизводителям.

Согласно требованиям процедуры, 3 октября 2018 года Комиссия начала антисубсидиционное расследование относительно импорта в Украину таких автомобилей.

В начале ноября узбекские депутаты намеревались ограничить импорт украинских товаров, в частности, кондитерской, сахарной, масложировой продукции и лекарственных препаратов. Это должно было стать ответом республики на расследование в отношении импорта узбекских легковых автомобилей на территорию Украины.

Согласно данным Государственной фискальной службы и Государственной службы статистики, в 2017 году в Украину завезли почти 14 тысячновых легковых автомобилей, из которых 20% — из Узбекистана. В то же время за 8 месяцев этого года доля новых узбекских легковушек составляет 9%.

Как разблокировали украинские товары?

И в ассоциации сахаропроизводителей, и в ассоциации кондитеров Громадскому сообщали, что со своими экспортными проблемами они не остались наедине. Мол, постоянные переговоры с Узбекистаном вело украинское Минэкономразвития. К консультациям привлекли также Посольство Украины в республике.

Но 3 декабря Межведомственная комиссия по международной торговле в Министерстве экономического развития и торговли решила прекратить антисубсидиционное расследование относительно импорта в Украину новых легковых автомобилей из Узбекистана — то есть ликвидировала саму причину блокировки.

По сообщению Минэкономразвития, Министерство внешней торговли Республики Узбекистан заверило, что основная доля экспорта узбекских автомобилей в Украинуприходится на легковые автомобили малого класса «А» — то есть машины «особо малого класса», которые не производятся в Украине.

А в среду, 5 декабря, министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив поговорил с премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым. Чиновники обеих стран договорились возобновить работу межгосударственной комиссии по вопросам сотрудничества и решить торговые споры.

«Один из важных инструментов налаживания лучшего торгово-экономического диалога между Украиной и Узбекистаном это восстановление работы совместной украинско-узбекской комиссии всестороннего сотрудничества и скорейшее проведение уже восьмого ее заседаниядля обсуждения перспектив взаимовыгодного сотрудничества», — сообщил Кубив, передает пресс-служба Минэкономики.

Сейчас, как сообщили Громадскому в НАСУ «Укрцукор», украинские товары начали выпускать с таможен Узбекистана, ситуация, по их словам, «постепенно нормализуется».

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.