Юристы предложили определение «экоцида» для Международного уголовного суда, чтобы он мог рассматривать такие дела
Двенадцать специалистов по международному праву во вторник, 22 июня, представили определение «экоцида» как преступления. Авторы надеются, что это позволит Международному уголовному суду рассматривать наиболее вопиющие преступления, связанные с нанесением ущербом окружающей среде.
Об этом сообщает фонд Stop Ecocide.
Авторы определения начали свою работу в декабре 2020 года по просьбе группы парламентариев из Швеции. Произошло это через 75 лет после того, как были вынесены первые приговоры по обвинению в геноциде и преступлении против человечности на Нюрнбергском трибунале.
Юристы предлагают определять экоцид так: «незаконные или необоснованные действия, совершенные с осознанием того, что есть существенная вероятность причинить такими действиями серьезный и масштабный или длительный вред окружающей среде».
Детальное объяснение каждого из подчеркнутых в определении понятий доступно здесь (на английском).
В определении не упоминается о глобальном потеплении или изменении климата (хотя такие предложения были). В Stop Ecocide объясняют: так хотели достичь компромисса, чтобы страны и корпорации не так активно выступали против признания экоцида преступлением.
Stop Ecocide надеется, что их работу примут во внимание правительства стран и Международный уголовный суд, чтобы в дальнейшем была возможность расследовать преступления, совершенные против окружающей среды.
Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянно действующий правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Основан на основе Римского статута, принятого в 1998 году, и существует с июля 2002 года. Штаб-квартира суда расположена в нидерландском городе Гаага.
Сейчас, согласно Римскому статуту, МУС может рассматривать вопросы, связанные с четырьмя категориями преступлений: геноцид, военные преступления, преступления против человечности и преступление агрессии. Суд критиковали за отказ рассматривать дела, в которых говорится о преступлениях экологического характера.
«Четыре другие преступления касаются исключительно благосостояния людей. Этот [экоцид], конечно, тоже это делает, но предлагает новый, а не человекоцентрический подход, если точнее — ставит окружающую среду в центр международного права», — объясняет один из руководителей группы авторов определения Филипп Сэндс.
В 2016 году МУС заявил, что также принимать во внимание преступления, связанные с «разрушением окружающей среды», «эксплуатацией природных ресурсов», «незаконным отчуждением» земли и прочим, но в контексте преступлений против человечности.
В последние годы идея международно-уголовной ответственности за преступления против окружающей среды стала приобретать все большую поддержку — особенно со стороны малых островных стран, которые страдают от глобального потепления.
В 2019 году представитель Вануату призвал Международный уголовный суд «серьезно рассмотреть» возможность наказания за экоцид. Поддержку юридического закрепления этого термина высказывали, например, Франция и Ватикан.