Партнерский материал

Забанить мусор, но дать ему второй шанс. Две истории предпринимателей, которые делают бизнес на отходах

По данным Всемирного банка, в среднем каждый житель планеты ежедневно создает 750 граммов мусора. Если все это собрать и суммировать — за год получается астрономическая цифра. Лишь небольшая часть этого мусора затем перерабатывается, остальной загрязняет и отравляет окружающую среду. Кроме того, мы теряем ценное вторичное сырье, которое может принести дополнительную прибыль, не причинив ущерба природе.

hromadske вместе с компанией Coca-Cola рассказывает две истории о предпринимателях, которые строят свой бизнес на мусоре. На первый взгляд они разные, но объединены ответственностью за наш общий дом и будущее нашего общества.

Как бывший военный спасает от мусора Обухов и Киевскую область

«Многие жители Обухова не очень сильно меня любят, — говорит Армен Полатьян. — А за что меня любить — за то, что я заставляю их платить за вывоз мусора, который они раньше выбрасывали в лесу или еще где-то? Есть, конечно, доля сознательных людей. Они нам аплодируют».

Почти через 30 лет после распада СССР молодой лейтенант Армен Полатьян обнаружил, что никому не нужен как военный. Пришлось искать новое место в жизни и кормить семью, и он начал скупать и перепродавать макулатуру, а впоследствии — основал и возглавил предприятие «Обуховгорвторресурсы», которое стало одним из лидеров на украинском рынке переработки мусора и вторсырья.

Таня Костик / hromadske

Работа, которую создал себе сам

В 1992 году, когда Армен окончил военное училище, ему было 22 года. Еще задолго до завершения обучения золотая медаль выпускника позволяла выбрать для продолжения службы любую воинскую часть в СССР или даже на далекой Кубе. Но Советский Союз распался, а независимой Украине большая армия казалась ненужной роскошью. Надо было искать новое место под солнцем.

Многие очевидные ниши уже были заняты, поэтому Армен обратил внимание на макулатуру. В Украине были серьезные мощности по ее переработке, а вот сырья для них не хватало. Поэтому он начал скупать макулатуру у людей, у которых она накапливалась, и продавать на заводы по переработке.

Таня Костик / hromadske

«Бизнесом тогда это можно было назвать с большой натяжкой, — говорит он. — Это была работа, которую я сам для себя создал. Я не сильно считал, сколько зарабатываю, а тем более — сколько буду зарабатывать, потому что было не до того. На еду хватало — и хорошо».

Кому мусор, а кому — сырье

Ближе к 2000 году встал вопрос о собственной территории, где можно было бы сортировать макулатуру и прочее вторсырье (которым Армен Полатьян тоже начал заниматься), а также частично перерабатывать его. Ради этого он приобрел одно из старейших предприятий на территории Обухова и в 2002 году основал «Обуховгорвторресурсы».

То, что кто-то считает мусором, от которого надо избавиться, для этого предприятия — ценное сырье, благодаря которому оно зарабатывает. Если просто — это работает так: представим большую торговую сеть, в которой каждый день накапливаются уже ненужные упаковочные материалы: бумага, картон, пленка, пластиковые или деревянные ящики и тому подобное. Предприятие должно заплатить кому-то, кто заберет весь этот хлам и, например, вывезет на свалку.

«Обуховгорвторресурсы» покупает все это и везет на свою базу. Отсюда часть отправляют на перерабатывающие предприятия: например, макулатура едет на одну из бумажно-картонных фабрик, где из нее делают гофрокартон. Этот гофрокартон едет обратно на предприятие в Обухове, и там из него изготавливают коробки — любой формы и размера, которые нужны заказчику.

Как гвоздь в доске 

У других видов вторсырья «жизненный путь» может отличаться. Из проволоки, которая является продуктом переработки металлолома, тут же на «Обуховгорвторресурсах» изготавливают гвозди. А еще здесь перерабатывают древесину.

«Из отходов мебельного производства не проблема изготовить древесный брикет. А что до использованных новогодних елок, спиленных веток деревьев, непригодных к использованию деревянных паллет и ящиков — совсем другое дело. Их переделать гораздо сложнее», — рассказывает заместитель гендиректора «Обуховгорвторресурсов» Оксана Дудка.

Дело в том, что такая древесина и изделия из нее перерабатываются в топливные брикеты — небольшие цилиндры, которые заменяют уголь или дрова в топливных котлах. Чтобы их изготовить, древесину нужно измельчить, а затем спрессовать. Однако в ящиках или паллетах есть гвозди, которые легко выведут из строя дорогостоящее оборудование. Чтобы их удалить, нужно другое оборудование — мощные магниты. Другие предприятия не готовы их себе позволить, поэтому «Обуховгорвторресурсы», по словам Оксаны Дудки — единственное, которое работает с таким вторсырьем.

По подобной схеме «Обуховгорвторресурсы» покупает вторсырье у различных компаний со всей Киевской области. А несколько лет назад предприятие выиграло конкурс на вывоз мусора у населения в Обухове и Обуховском районе. В этом мусоре тоже есть вторсырье: макулатура, стекло, металлические банки, пластик и тому подобное.

Вредные советы

Но работать с населением значительно сложнее, чем с крупными компаниями. Последние заинтересованы в том, чтобы как можно выгоднее для себя избавиться от отходов. Кроме того, для крупных компаний это вопрос социальной ответственности: значительно выгоднее иметь дружественный к окружающей среде бизнес, чем бороться за лидерство в рейтинге главных загрязнителей окружающей среды.

Армен Полатьян говорит, что всего в Украине лишь около 7% жителей частного сектора заключили договоры о вывозе мусора, то есть решают проблему наиболее приемлемым из доступных способов.

«А в Обухове знаете, сколько? — спрашивает он. — Семьдесят процентов!».

Впрочем, как предприятию удалось достичь такого высокого показателя, его руководитель не признается. По его словам, речь идет о целом комплексе мероприятий, но это — «секрет фирмы». Так же он не хочет говорить о планах предприятия. Но не потому, что их нет или они слишком скромные, а потому, что «говорить о своих планах — смешить Бога». Мужчина говорит, что лучше судить не по словам, а по уже сделанному:

«Приезжайте к нам в следующем году и сами все увидите собственными глазами».

Таня Костик / hromadske

Как забанить бесконечный поток мусора

Екатерине Уваровой 22 года, она живет в Харькове и два года назад основала бренд 3,14 BAN, под которым производит сумки-шоперы, кошельки, чехлы для ноутбуков, поясные сумки и другие аксессуары. Бизнес пока сложно назвать успешным, если принимать во внимание только финансовые показатели. Но он не имеет аналогов в Украине и несет важное сообщение всем, кому не безразличен мир, в котором мы живем, и для кого «осознанное потребление» — не пустые слова. 

Этот номер не существует 

Екатерина родилась и выросла в Макеевке. В 90-х ее родители основали семейный бизнес — занимались торговлей лабораторным оборудованием: весами и другим принадлежностями. Когда девочка училась в школе, на Востоке Украины началась война. Семья собрала вещи и переехала в Харьков: надеялись, что война скоро закончится, и они вернутся назад, к привычной жизни и работе. Среди вещей, которые захватили с собой, было и несколько баннеров с информацией для клиентов — контактными телефонами и адресом сайта, где можно приобрести их продукцию.

Прошло несколько лет. Бизнес продолжался на новом месте, но телефоны и адрес сайта стали неактуальными — в Макеевку до сих пор они не вернулись. Баннеры превратились в мусор, загромождали помещение.

Голос Греты

Его следовало бы выбросить, но тогда баннеры загрязняли бы природу еще сотни лет. Ведь материал, из которого они сделаны, разлагается очень медленно.

Еще год или два назад Екатерина вряд ли задумалась бы об этом: в ее окружении об охране окружающей среды и осознанном потреблении почти никто не говорил, да и сама она не слишком сильно этими вещами занималась. Но потом появилась Грета Тунберг.

Эта девушка вдохновляет одних и раздражает других, но очень сложно отрицать вещи, о которых она говорит: мы уничтожаем мир, в котором живем. Его еще может хватить нам, но уже не нашим детям. Если бы это громко не сказала она, это должен был сделать кто-то другой.

Вдохновленная Гретой, Екатерина решили дать баннеру новую жизнь — сшить из него прочную и выносливую сумку, чтобы носить в ней по 5-10 килограммов отправлений для клиентов. Свою идею она рассказала швее Ольге и очень ее удивила: несмотря на немалый опыт в профессии, та никогда не работала с такой тканью. Впрочем, не работал с ней серьезно почти никто в нашей стране.

При чем здесь «пи»

Но Ольга справилась, и сумка из баннерной ткани вышла действительно «то, что надо» — она до сих пор исправно служит. Так появилась идея бизнеса — брать ненужные баннеры и шить из них различные изделия: сумки, чехлы для наушников, кошельки и тому подобное.

Бренд назвали 3,14 BAN. Число «пи» начинается с 3,14, но никогда не заканчивается — как и поток мусора, который генерирует человечество. BAN — не только сокращение от «баннер», но и «запрет» на пути этого бесконечного потока.

Таня Костик / hromadske

Мнимые миллионы 

Преимущество такого бизнеса — бесплатное сырье. Многие компании будут благодарны за возможность избавиться от ненужного баннера. Но очевидное преимущество неожиданно показало обратную сторону.

«Многие думают, что мы здесь зарабатываем миллионы, ведь в отличие от многих других, нам не надо ждать месяцами, пока из Италии наконец поступит дорогая ткань», — объясняет Екатерина.

Иллюзию «большого успеха» усиливает то, что продукция 3,14 BAN продается не только в Харькове, но и в других городах Украины. Екатерина хотела, чтобы бренд имел широкую географию, поэтому договорилась с магазинами во Львове, Киеве, Одессе и т.д., чтобы те выставили на своих полках вещи от 3,14 BAN. Однако обычным магазинам такие товары далеко не всегда интересны, поэтому работать приходится в основном с благотворительными — вроде «Своя річ» во Львове.

К тому же партнерами 3,14 BAN стали уважаемые организации, которые готовы поддерживать инициативы по осознанному потреблению. Вместе эти три составляющие создают картину успешного бизнеса для стороннего наблюдателя. На самом деле, по словам самой Екатерины, «молока от этой коровы она еще не видела» — максимум удается выйти «в ноль». Несмотря на бесплатный материал, являются расходы на зарплату Ольге (которая конструирует, вырезает и шьет каждую вещь), а также за аренду помещения, где она работает. Складом служит квартира Екатерины. Здесь же они с мамой собственноручно моют баннерную ткань. Мама девушки также выполняет работу бухгалтера.

Экологически сознательные и творческие

Кто бесспорно положительно относится к бренду, так это его клиенты. По словам Екатерины, условно они делятся на две категории. Первые — экологически сознательные люди. Им небезразлично состояние окружающей среды, они привыкли или пытаются жить осознанно — если уж покупать сумку или какую-то другую вещь, то так, чтобы это не вредило природе. Вторую категорию условно можно назвать «люди творческого склада характера».

«По их внешности вы сразу увидите, что они уникальные личности, поэтому сумка или кошелек, который они покупают, также должны быть непохожи ни на какую другую вещь в этом мире», — объясняет Екатерина.

Другой ответственный бизнес тоже пользуется услугами 3,14 BAN: к Екатерине обращалась Coca-Cola HBC с просьбой переделать старые баннеры в полезные сувениры.

«Кравчучка»

Правда, ей запомнилась по крайней мере еще одна клиентка, которая не попала ни в одну из этих категорий. Она обратилась к Екатерине года полтора назад с просьбой сшить «кравчучку».

Екатерина признается: сначала подумала, что имеет дело с какой-то чудачкой. Но нет — женщина знала про «кравчучки» гораздо больше нее. Она часто перевозила в них овощи и жаловалась, что долго обычные «кравчучки» не служат. В то же время в Германии их изготавливают из баннерной ткани, поэтому они не боятся ни дождя, ни тяжелой работы.

Клиентка получила свою «кравчучку» от 3,14 BAN, до сих пор ею пользуется и не упускает случая похвалить свою вещь в соцсетях.

Таня Костик / hromadske

* * *

В ближайших планах Екатерины — расширить линейку товаров 3,14 BAN: в частности добавить городской рюкзак, который будет раскрываться на 180 градусов, чтобы можно было легко добраться до любого уголка, и сумку-шоппер с отдельными карманами на молниях.

Что касается дальнейшей судьбы бренда — Екатерина верит в его успех. Ведь на дворе XXI век, когда каждый из нас должен совершать осознанные поступки.

«Когда речь идет о потреблении — стоит хорошо подумать, а потом уже делать», — говорит она и подкрепляет слова реальным делом.


Партнерский материал создан на правах рекламы. Над материалом работали: автор Дмитрий Симонов, редактор Антон Еганов, дизайнер Таня Костик, креативный продюсер Тата Кривенко.