Забыть о пробках? Когда летающие автомобили станут реальностью и как их собираются регулировать
«Запомните мои слова: скоро изобретут сочетание самолета и автомобиля». Говорят, что такие слова в 1940 году произнес основатель легендарного автоконцерна Генри Форд.
Прошло более 80 лет, уже даже успели выйти две части «Бегущего по лезвию», а летающих авто в киевском (даже токийском) небе все еще не видно. Но производители автомобилей обещают: это будущее уже не за горами. И даже говорят о серийном производстве автомобилей, способных летать.
Почему будущее городских перевозок, показанное в культовой ленте почти 40 лет назад, еще не наступило? И когда такие немилые сердцу любого автомобилиста гудки и проклятия из-за пробок мы будем слышать уже над своими головами?
Почему не получилось у Генри Форда?
Генри Форд не просто так предсказывал будущее летающих автомобилей менее чем за десятилетие до своей смерти. В 1926 году, к своему 63-летию, изобретатель представил прототип одноместного самолета Ford Flivver — этим сленговым словом в начале ХХ века окрестили дешевые машины, прежде всего популярную Ford Model T.
Ford Flivver задумывался как доступный самолет для индивидуальных пассажирских перевозок. Доступный в буквальном смысле: его цена должна была составить 500 долларов — для сравнения, Ford Model T стоила 350.
Все изменила трагическая гибель летчика-испытателя Flivver — 25-летнего Гарри Брукса, одного из любимцев Форда. С самого начала разработки самолета-авто Брукс даже регулярно ездил на нем на работу и с работы.
В феврале 1928-го летчик готовился осуществить перелет из Детройта в Майами, чтобы установить рекорд самого продолжительного полета на гражданском самолете. 26 февраля на побережье Флориды заметили обломки Flivver. Несколькими днями позже на берег вынесло кошелек и чековую книжку Брукса. Его тело так и не нашли.
Причиной аварии стал поврежденный рулевой трос — Брукс потерял контроль над Flivver и, похоже, разбился на нем. Разбились и мечты Генри Форда о создании самолета-автомобиля. Хотя Ford через несколько лет и разработала коммерчески успешный самолет Trimotors, а в годы Второй мировой — бомбардировщик B-24, в послевоенное время от авиационного направления бизнеса компания отказалась окончательно.
Но не удалось и последователям Форда
Впрочем, идею «летающего автомобиля» подхватили другие изобретатели.
В 1946 году американский изобретатель Роберт Фултон-младший презентовал Airphibian — самолет со съемными крыльями и пропеллером, который за пять минут превращался в автомобиль. Airphibian даже получил разрешение на эксплуатацию у тогдашнего авиарегулятора США — Управления гражданской аэронавтики.
Но у Фултона-младшего кончились деньги, и он продал свой бизнес компании, которая так и не начала серийное производство Airphibian. А современники критиковали концепт, называя его «недостаточно мощным для самолета и слишком мощным для автомобиля».
Похожей, но чуть более успешной была история инженера Молтона Тейлора, который создал первый прототип своего летающего автомобиля Aerocar в 1949 году. Тейлор, кстати, вдохновился Airphibian — но заменил съемные крылья складными, решив, что так удобнее и практичнее.
В конце концов, было выпущено шесть экземпляров Aerocar. Их изобретатель смог предварительно продать по цене в 15 тысяч долларов. В 1960-х Тейлор даже договорился о производстве 500 Aerocar на одном из заводов в Техасе (теперь уже за 8500 долларов). Но, несмотря на масштабную рекламную кампанию, достаточного количества покупателей не нашлось.
Airphibian и Aerocar — это наиболее успешные и самые известные первые концепты летающих автомобилей. Были и другие, например ConvAirCar, который в буквальном смысле был автомобилем с прицепным самолетом. То есть для полетов к «автомобильной» части сверху крепился фюзеляж самолета, а после приземления — отсоединялся. Проект ConvAirCar свернули после двух прототипов.
В чем проблема?
История создания летающих автомобилей — это главным образом история попыток объединения авто и самолета. В результате получалось нечто среднее: слишком большое для первого и недостаточно мощное для второго.
А еще ни один летающий автомобиль из предложенных в ХХ веке не был приспособлен к реалиям рутинного дорожного движения. Вот простой пример: чтобы взлететь, самолеты сначала проезжают определенное расстояние на взлетно-посадочной полосе. Поэтому, получается, для летающих машин нужно было бы строить специальные дороги, а это дорого и неэффективно.
А если прибавить к этому более «приземленные» вещи — уровень шума (вы же слышали, какой сильный грохот у реактивных двигателей), специальные заправки, необходимость в правилах регулирования и т.п., — кажется, концепт летающих автомобилей вообще лишен смысла.
Или нет? Ведь на сегодняшний день существует более десятка крупных проектов по созданию летающих автомобилей, которые пытаются преодолеть недостатки предыдущих прототипов.
В частности, уже есть технология вертикального взлета и посадки: самолеты с ее применением начали выпускать еще в 1950-х годах, а теперь винты могут приводиться в действие от электродвигателя.
Кроме того, за прошедшие десятки лет человечество изобрело более легкие и прочные материалы, более емкие литий-ионные батареи и компьютерные технологии, которые позволяют моделировать летательные аппараты.
В конце концов, есть и более прозаическая причина заинтересованности в летающих автомобилях, кроме усовершенствованных технологий: крупные города уже просто не могут выдержать столь интенсивного дорожного движения. Кроме того, автомобили в воздухе — это возможность разгрузить дорожную инфраструктуру, то есть они еще и экологически привлекательные.
Все настолько серьезно, что, например, Morgan Stanley прогнозирует объем рынка летающих автономных авто в размере 1,5-2,9 триллиона долларов к 2040 году — когда они «могут стать распространенным явлением». Перспектива отдаленная, впрочем, «бум» испытания и развития таких автомобилей должен наступить в ближайшие годы.
Современные разработки
Их обещает немецкий стартап Volocopter, который работает над летающим автомобилем с 2011 года. Сначала это было что-то вроде дрона с платформой, на которой мог стоять один человек. А с апреля 2016 года — уже мини-вертолет с большим воздушным винтом.
Если точнее, то VoloCity (так называется разработка Volocopter) — это аэротакси. Отличие аэротакси от простого летающего автомобиля в том, что ему не нужен пилот, а летать оно будет по заранее определенным маршрутам. Поэтому и место в VoloCity пока только одно, но Volocopter обещает, что их будет больше.
Немецкий стартап уже заручился поддержкой властей Сингапура: там до 2026 года VoloCity уже должен начать перевозить туристов между самыми известными достопримечательностями. Но первые коммерческие полеты будут доступны уже с 2022 года, обещает Volocopter.
На такие полеты уже могут записаться все желающие: надо лишь заплатить 300 евро (почти 10 тысяч гривен) и еще 10% за бронирование места. За эти деньги вы получите 15 минут полета и видео на память.
Несмотря на дороговизну услуги, Volocopter стремится сделать свое аэротакси как можно более доступным. А своим главным конкурентом в будущем называет Uber Black.
«Мы хотим, чтобы [VoloCity] стал не игрушкой для богатых, а частью удачно продуманной инфраструктуры путешествий по городу для любого человека. Чтобы у каждого был выбор: пройтись пешком или проехаться на такси, на велосипеде или — по воздуху», — говорит Фабиен Нестман, вице-президент по публичной политике Volocopter.
Другой пример — стартап Cartivator, который в августе 2020 года совершил первый в Японии пробный полет на летающем автомобиле SkyDrive с человеком на борту.
Аппарат, который разрабатывают с 2017 года, использует систему вертикального взлета и посадки и оснащен электродвигателем. Его размеры — почти как у стандартного автомобиля (3,6 метра в длину, 1,7 — в ширину, 1,1 — в высоту). SkyDrive будет способен перевозить двух человек (водителя и пассажира), хотя пока испытали только одноместный аппарат.
Разработку Cartivator поддержал крупный автопроизводитель Toyota, а еще SkyDrive должен был участвовать в торжественной церемонии зажжения Олимпийского огня на играх в Токио в 2020-м (которые из-за пандемии были перенесены на 2021 год).
Руководитель японского стартапа Фукудзава Томихиро утверждает, что уже в 2023 году SkyDrive будут испытывать в реальных условиях. Иными словами, воздушный автомобиль уже тогда можно будет приобрести. Пока неизвестно, правда, сколько он будет стоить.
«Мы хотим создать общество, где летающие автомобили буду доступным и удобным средством передвижения в небе, а люди смогут наслаждать безопасным, защищенным и комфортным новым образом жизни», — говорит Фукудзава.
Конечно, Toyota — не единственный пример, когда крупная компания поддерживает разработку летающих автомобилей.
К примеру, итальянский автопроизводитель Fiat Chrysler в феврале 2021 года объявил о поддержке стартапа Archer, который планирует до конца этого года показать первый рабочий прототип аэротакси, а до 2024 года — получить разрешение у Федерального авиационного управления США.
Уже упомянутый Uber до декабря 2020-го имел отдельное подразделение по разработке аэротакси Elevate. Сервис такси продал эту разработку, но все равно будет иметь к ней прямое отношение: в частности, он обещает предоставить доступ к своему приложению новым владельцам Elevate, когда воздушные автомобили выйдут на рынок (по оптимистическому прогнозу — в 2023 году).
Свои летающие автомобили сейчас разрабатывают или уже испытывают в США, Канаде, Швейцарии, Словакии, Китае, Бразилии, Израиле — и не только.
Как будут регулировать?
О будущем городских перевозок рассуждают и в Европейском Союзе. В рамках его программы научных исследований и инноваций «Горизонт-2020» был создан проект SESAR («Исследование управления воздушным движением Единого европейского неба»).
Одно из направлений SESAR называется AMU-LED (Городская воздушная мобильность — большие экспериментальные демонстрации), цель которого — развитие и регулирование рынка воздушной мобильности. Сюда, соответственно, входят и летающие автомобили — а также, в частности, дроны и авиаперевозки на недалекое расстояние.
На 2021 год AMU-LED запланировал масштабные испытания беспилотных летающих систем (в том числе, аэротакси), предусматривающие более 100 часов налета в локациях в Испании, Великобритании и Нидерландах.
«Конечная цель — помощь в создании и регулировании сферы городской воздушной мобильности», — говорится в сообщении AMU-LED.
Подобные правила регулирования уже разрабатываются. В 2019 году Европейское агентство авиационной безопасности обнародовало критерии для технической характеристики аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой.
Целью этого документа была, собственно, попытка определить, что имеет право называться летающим автомобилем, а что — нет. Хотя «в большинстве случаев ЕААБ не смогло отнести эти новые транспортные средства к самолетам или вертолетам», их пока все же относят к летательным аппаратам и требуют регистрировать.
В США, однако, делают исключение: регистрация не требуется, если вес летательного аппарата меньше 115 килограммов, он рассчитан максимум на одного человека и летает над местами, где нет скоплений людей, и не в ночное время суток.
Пока ни в США, ни в ЕС нет никаких специальных норм регулирования летающих автомобилей. И какими именно они должны быть — пока можно только предполагать.
Группа американских, британских и турецких ученых в июле 2020 года попыталась выделить главные направления регулирования рынка летающих автомобилей. Их получилось семь: обеспечение безопасности движения; подготовка и сертификация пилотов; создание инфраструктуры (в частности, спецпарковок и станций подзарядки) регулирования экологичности летающих автомобилей; разработка логистических правил (как определить «воздушную трассу» и кто по ней может ехать) защищенность автомобилей от взлома; и, наконец, человеческий фактор — что делать в случае «воздушного ДТП»?
Человеческий фактор имеет и другое измерение.«Будет ли общество вообще когда-либо готово принять нарушение приватности, если автомобили полиции и других правоохранительных органов будут постоянно летать над их головами?» — риторически спрашивает специалист по авиационному праву Себастьян Гибсон.
* * *
А что же мы? Никакой официальной информации о разработке летающих автомобилей нет, говорят нам в Автомобильной федерации Украины.
«Скорее всего, если этим и будет кто-то заниматься, то это будет ведомство или фирма, связанная с летательными аппаратами, а не автомобилями: прописать правила безопасных воздушных полетов, включая взлет и посадку, гораздо сложнее, чем корректировать уже хорошо отработанные правила дорожного движения», — добавляют там.
Поэтому если вам так хочется сесть в воздушный автомобиль, самый реалистичный вариант — подождать несколько лет. И поехать в Японию. Или Германию.