Закон об оккупированных территориях: что изменится для жителей Донбасса
Верховная Рада приняла Закон об «Особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей». Документ авторства президента теперь ожидает его подписи. Среди основных положений закона, в частности, признание отдельных районов Луганской и Донецкой областей временно оккупированными, а Россию — страно
Настя Станко
Верховная Рада приняла Закон об «Особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей». Автор документ — президент Украины; теперьзакон ожидает его подписи. Среди основных положений закона, в частности, признание отдельных районов Луганской и Донецкой областей временно оккупированными, а России—страной-агрессором.
Что именно изменится для жителей Донбасса со вступлением в силу закона, и как власть собирается возвращать оккупированные территории — в материале Громадского.
Реинтегрировать нельзя оставить
Для начала стоит честно сказать, что это не закон о «деоккупации Донбасса», как его привыкли называть политики и СМИ. Деоккупация территории значится в законе только как цель, при этом не прописано, как это должно происходить. Также он не является законом «о реинтеграции Донбасса» —еще одно популярное название. Ведь в законе так же не идет речь о том, как будет происходить реинтеграция этих территорий и людей, проживающих на них, обратно в Украину.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Обновленный проект деоккупации Донбасса: новое название АТО, обязанности агрессора и полномочия силовиков.
В преамбуле документа говорится, что егоцель — «определить особенности государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».
Если проще, то государство должно разработать план, согласно которому будет действовать в ситуации, когда части этих двух областей имне контролируются, войска стоят на границе с неконтролируемой территорией, при этомчасть граждан живет де-факто в оккупации, и почти 30 тысяч из них ежедневно пересекают линию разграничения.
Какими нормами должны руководствоваться военные, если они начнут освобождать территории? Или как будут действовать в случае возобновления боевых действий на уже освобожденных территориях? Как онидолжны поступать с мирным населением в случае активизациибоевых действий или возможного наступления/освобождения временно оккупированных территорий?
Ответственность за разрушенное жилье
Прежде всего этим законом государство дает понять: оно не может отвечать за то, что натворила Россия и ее визави на оккупированной территории, поэтому всю ответственность возлагает на Россию. Следовательно, и компенсации за разрушенное жилье должна выплачивать она.
Но здесь есть нюансы: в первой статье закона отмечено, что Россия на оккупированных территориях осуществляет «общий эффективный контроль». Впрочем, в международном праве такого термина нет, а судиться придется именно в международных судах.
Также говорится, кто и по какой процедуре должен определить, что на части территории России осуществляется «общий эффективный контроль». Вообще норма об ответственности России прописана так, что ответственность вроде и есть, как материальная, так и моральная, однако не указывается ни период причинения вреда, ни территория, на которой это совершено, ни обстоятельства, при которых причинен вред.
Хотя и это не имеет большого значения, ведь возложение ответственности за что-либо на другое государство может быть прописано только в международном договоре и в порядке привлечения к международной ответственности. Остальные документы, и даже закон, никаких последствий в конкретном случае для России не принесут.
Поэтому ссылка на этот закон в международном суде, которая должна помочь получить от России компенсацию за разрушенное жилье, может быть не слишком эффективной.
Однако, если подавать в украинский суд и требовать возмещения убытков за разрушенное жилье от государства Украина (а сейчас по закону эта ответственность возложена на Украину и уже есть прецеденты, когда пострадавшие судятся с Украиной), то согласно этому документу вся ответственность возложена на Россию, значит, Украина не будет выступать ответчиком в суде.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дом, которого нет: Как жители Марьинки судятся с Украиной за свое жилье.
Если у вас есть жилье или другое имущество на временно оккупированной территории, оно сохраняется за вами. Независимо от того, вы — переселенец и живете на освобожденной/подконтрольной территории, или до сих пор находитесь на оккупированной.
Пересечение линии соприкосновения
Если вы или ваши родные планируют пересекать линию соприкосновения, как на оккупированную территорию, так и оттуда, а также перевозить какие-то вещи, согласно этому закону правила проезда и провоза товаров устанавливаются Кабинетом министров Украины.
Но командующий объединенных сил (теперь это представитель Вооруженных сил Украины, а не СБУ, как было раньше) может ограничить проезд «с учетом ситуации с безопасностью», говорит документ. Что означает словосочетание «ситуация с безопасностью», закон не расшифровывает.
То есть, гипотетически возможно, что командующий по своему усмотрению решит, что какой-то конкретный или все шестьпунктов пересечения линии соприкосновения в определенное время закроют. Почему? По вопросам вашей же безопасности. Других объяснений пока нет.
Закон вводит несколько новых понятий. В частности, появляются «районы боевых действий» и «зоны безопасности, прилегающие к боевым действиям». Закон предоставляет определенные полномочия военным, сотрудникам СБУ и другим представителям силовых структур для противодействия российской агрессии на указанных территориях.
Но если границы временно оккупированных территорий должен четко определить президент по представлению министерства обороны, то где эти «районы боевых действий» и «зоны безопасности, прилегающие к боевым действиям» —не объясняется. Речь идет лишь о том, что их границы определяет руководитель Генштаба. Возможно, это территории, на которых вы живете? Поэтому и непонятно, какие права и обязанности есть у вас, а какие —у представителей силовых органов.
«Крайняя необходимость» применять оружие
По «крайней необходимости» (это словосочетание депутаты внесли последним в середине ноября) силовые структуры, а это представители полиции, Нацгвардии, Вооруженных сил, пограничной службы и СБУ могут применить оружие, если гражданин «совершит правонарушение или иные действия, которые препятствуют их работе по препятствованию российской агрессии». Как трактовать «иные действия», закон не расшифровывает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Под прикрытием деоккупации: как Порошенко и Турчинов добились продления действия закона об особом статусе Донбасса
Также, если вы, по определению руководства объединенного штаба, несанкционированно проникли на территории, «прилегающие к зоне боевых действий» (которые, напомним, не определены), против вас тоже могут применить оружиеили задержать, доставить в управление полиции и проверить документы.
Кроме того, без особого разрешения военных в этом районе находиться запрещено.
Пока неясно, как быть представителям гуманитарных организаций, журналистам или волонтерам, и какое разрешение они должны получать.
Силовики также могут останавливать вас и досматривать ваши вещи, остановить ваш автомобиль, запретить проезд или проход по улице, вывести вас из вашего дома или других помещений. Все это, напоминаем, по «крайней необходимости». Также, при такой необходимости, каждый, кто участвует в выполнении задач по противодействию российской агрессии может проникнуть в ваше жилище или офис, или воспользоваться вашим транспортом (правда, в этом случае только по вашему согласию).
Зато, если вы или члены вашей семьи добровольно помогали силовым структурам, которые противодействовали российской агрессии, предоставляли транспорт, жилье или другие вещи, то в случае увечья или смертигосударство приравняет вас к участникам войны и выплатит компенсацию семье.