Законы для суркисов и коломойских

Команда президента Владимира Зеленского принимает специальные законы против отдельных олигархов. Вместо того чтобы навести порядок в судах.

2 сентября Печерский районный суд столицы принял решение о возврате депозитов на $350 млн (более 9 млрд грн) компаниям семьи Суркисов. Речь идет о деньгах, которые в 2016 году были конвертированы в капитал обанкротившегося банка по процедуре бэйл-ин.

Эта процедура предусматривала списание вкладов лиц и компаний, связанных с акционерами банка. Под списание также попали деньги профессиональных инвесторов, которые покупали долговые бумаги банка. В общей сложности были конвертированы около 29,4 млрд грн, примерно треть из них — депозиты компаний Суркисов.

Процедура бэйл-ин не была публичной и до сих пор вызывает много вопросов, пострадавшие лица и компании оспаривают ее в судах. Например, деньги потеряла бывшая жена одного из акционеров банка, с которой он лет десять как развелся. Решение конвертировать в капитал деньги профессиональных инвесторов тоже противоречивое, поскольку банк не был ликвидирован — формально он просто сменил владельца.

В то же время бэйл-ин для семьи Суркисов у меня лично вопросов не вызывает. Из открытых источников известно о совместном бизнесе Суркисов и бывших акционеров банка, условия по их депозитам заметно отличались от условий для других клиентов.

Постановление Печерского суда было принято без рассмотрения дела по существу. То есть сама процедура списания средств еще не была признана незаконной, а районный суд уже обязал вернуть деньги семье Суркисов. С процентами.

Министерство юстиции уже подало жалобу в Высший совет правосудия на судью Сергея Вовка, который вынес это решение. И подготовило законопроект, который остановит выплату средств компаниям Суркисов. Чтобы избежать бюрократической волокиты, законопроект в парламент внес депутат от «Слуги народа» Юрий Камельчук. Но еще неизвестно, есть ли голоса для поддержки специального закона против Суркисов.

Команда президента Владимира Зеленского, к которой я отношу и министров, и депутатов «Слуги народа», уже делала похожий трюк в случае с вероятным решением суда в пользу бывших акционеров ПриватБанка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Тогда, несмотря на сопротивление части депутатов, Рада приняла «антиколомойский» закон, который делает невозможным возвращение обанкротившегося банка его бывшим акционерам. Но нет никакой гарантии, что команде Зеленского удастся этот прием повторить.

Исправлять противоречивые решения судов с помощью специальных законов — плохая практика. И не только потому, что в какой-то момент может оказаться, что большинство в Раде уже на стороне олигархов, а не на стороне президентского офиса.

Предположим, что президент все еще контролирует ситуацию. Но это значит, что в его руках сконцентрирована не только исполнительная и законодательная, но и судебная власть. По крайней мере, когда речь идет о решении ценой в миллиарды гривен. И тогда история о жадных олигархах и коррумпированных судьях превращается в историю об узурпации власти.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора