Железный человек — почти реальность? На что способен реактивный костюм, и кто он — настоящий Тони Старк

Высокотехнологичное будущее, которое нам показывают в фантастических блокбастерах, уже близко. Мировые техногиганты ежегодно представляют новые технологии, о которых еще в начале XXI века мы могли только мечтать.

Британская компания Gravity Industries тоже не осталась в стороне от этого тренда. Она разрабатывает реактивные костюмы, которые способны за считанные минуты преодолевать большое расстояние. Возглавляет ее почти настоящий «Тони Старк» — и ведущий изобретатель и главный тестировщик собственных гаджетов.

Кто он, на что способен его реактивный костюм и когда мы тоже сможем примерить это изобретение - в материале hromadske.

Костюм на все случаи жизни

Несколько месяцев назад в интернете массово распространялось видео, на котором британские морские пехотинцы с помощью персональных летательных аппаратов высаживались на корабль. Это были испытания нового реактивного костюма, разработанного компанией Gravity Industries.

Вместе с морскими пехотинцами инженеры компании тестировали высадку на движущийся объект как альтернативу десантированию с вертолета. И пришли к выводу: с помощью реактивного костюма Gravity Jet Suit можно не только гораздо быстрее попасть на любую часть объекта, но и самостоятельно затем его покинуть.

Но это изобретение можно использовать не только для военных нужд.

Например, в 2020 году британская медицинская служба проверила его потенциал при оказании экстренной помощи. В горах пилот в реактивном костюме смог добраться до пострадавшего всего лишь за 90 секунд, в то время как пешком это заняло бы не менее 25 минут.

Еще один эксперимент, уже вместе с полицией: с помощью реактивного костюма имитировали преследование злоумышленников.

Но больше всего такие костюмы ждут, вероятно, ценители экстремального отдыха. Аналитик трендов Дэниэл Ливайн предполагает, что уже примерно через пять лет искатели острых ощущений смогут свободно арендовать реактивные ранцы или костюмы для развлечений.

Главные преимущества реактивных костюмов над обычным транспортом достаточно очевидны: возможность обходить наземные препятствия, компактность, маневренность, к тому же довольно приличная скорость передвижения.

Но пока хватает и недостатков. Например, множество разрешений, которые нужно собрать в разных инстанциях, чтобы организовать такие полеты. Из-за этого, а также из соображений безопасности пользоваться реактивными костюмами можно пока только на специально оборудованных полигонах Gravity Industries.

Еще один значительный недостаток — высокая цена. Стоит Gravity Jet Suit 440 тысяч долларов США. Но несмотря на это, его владельцами стали уже примерно сто человек. Компания даже планировала провести среди них соревнования на скорость, но из-за пандемии мероприятие пришлось отложить на неопределенный срок.

Три пилота, включая изобретателя реактивного костюма Ричарда Браунинга, демонстрируют работу костюмов во время недели технологий в Лондоне, 13 июня 2019 годаAP / Matt Dunham

«Болид» весом 24 кг

Gravity Jet Suit имеет футуристический вид и оснащен пятью реактивными микротурбинами (по две на каждой руке и одна большая — на спине). Их общая мощность — 1050 лошадиных сил, частота вращения — 20 тысяч оборотов в минуту. Это больше, чем у современных болидов «Формулы-1».

Теоретически костюм может развивать скорость до 321 км/ч. Но из соображений безопасности разработчики категорически не рекомендуют разгоняться до таких значений.

Вес всей конструкции примерно 24 кг. Но это — без баллонов с топливом. Заполняются они керосином, которого хватает приблизительно на 10 минут полета.

Еще одно ограничение — реактивные двигатели способны поднять в воздух пилота массой не более 95 кг.

Характеристики Gravity Jet SuitАнтон Шишенок / hromadske

Для каждого покупателя компания производит плотную огнеупорную одежду и обувь. В комплекте также защитный шлем, в него вмонтирована система управления полетом.

В стоимость Gravity Jet Suit входят обучение и инструктаж лично от создателя костюма Ричарда Браунинга. Пройти обучение можно и без покупки костюма, но в таком случае стоимость одного дня тренировок составит примерно 20 тысяч долларов.

Джеймс Бонд и Железный человек

Идея создания персонального летательного аппарата на реактивной тяге возникла задолго до рождения Ричарда Браунинга.

Еще в 1952 году американский инженер Томас Мур разработал первый прототип такой технологии — «реактивный жилет». Финансировало его Министерство обороны США. Однако впоследствии проект свернули, поскольку из-за неудобной системы управления так и не удалось осуществить длительный самостоятельный полет.

Это изобретение вдохновило другого американского инженера, Венделла Мура, на создание под эгидой компании Bells Aerosystems собственного летательного аппарата. Мур учел недостатки прототипа-предшественника, в частности те, которые уменьшали стабильность полета. Он создал ранец, оборудованный ракетным двигателем, системой стальных трубок и сопел, стеклопластиковым корсетом и баллонами с горючим.

В апреле 1961-го, после долгих лет разработок и тестирования, команде Мура все-таки удалось осуществить первый в истории свободный (без страховки) полет с помощью реактивного ранца. Он длился всего 13 секунд, пилот смог пролететь около 35 метров со скоростью 10 км/ч. Аппарат получил название Bell Rocket Belt, и вскоре состоялась его публичная презентация по всему миру.

Несмотря на невероятный технологический прорыв, самостоятельно пользоваться таким реактивным ранцем все-таки было невозможно, и продолжительность полета (максимум 21 секунда) не удовлетворяла потребностям военных. Министерство обороны отказалось от финансирования проекта.

Важную роль в популяризации персональных летательных аппаратов сыграл фильм 1965 года «Шаровая молния» о Джеймсе Бонде, которого сыграл Шон Коннери. В одной из сцен агент 007, убегая от противников, залезает на крышу французского замка и улетает из него с помощью реактивного ранца модели Bell Rocket Belt.

И, конечно же, нельзя не упомянуть Железного человека — супергероя, который впервые появился на страницах комиксов Marvel в 1963-м.

Несмотря на то, что саму идею персонального реактивного летательного аппарата удалось реализовать еще в 1950-м, до сих пор остаются открытыми вопросы доступности технологии для массового пользователя, ее стабильности и автономности. За это время было проведено множество испытаний как с ракетными, так и с турбореактивными двигателями. А созданием прототипов занимаются не только крупные технологические корпорации при поддержке правительственных программ, но и различные энтузиасты — собственными силами и за собственные средства. И Ричард Браунинг — один из них.

Ричард Браунинг рядом с изобретенным им реактивным костюмом во время демонстрации технологии в Белграде, Сербия, 22 мая 2019 годаAP / Marko Drobnjakovic

Ричард Браунинг — настоящий Тони Старк

Он — инженер, изобретатель, бывший морской пехотинец и нефтяной трейдер, а теперь — основатель и главный менеджер компании Gravity Industries.

Мировые СМИ окрестили его «настоящим Железным человеком». И не только благодаря его изобретению, но и потому, что сам Браунинг неоднократно отмечал: образ Тони Старка вдохновлял его больше всего.

Что интересно, идею создания реактивного костюма передал ему отец, который также был инженером-изобретателем, одержимым полетами.

Работу над первым прототипом Браунинг начал еще в 2016-м с тестирования различных керосиновых микротурбин. Самым главным вызовом был поиск баланса, чтобы пилот мог легко держаться в воздухе. Сначала он планировал решить эту проблему, построив большие сложные крылья, но потом сосредоточился на наращивании мощности микротурбин.

Компания Gravity Industries была основана в 2017 году. Уже под этим брендом Браунинг создал свой первый успешный реактивный костюм Daedalus Flight Pack. Именно с его помощью в ноябре 2017 года Браунинг попал в «Книгу рекордов Гиннеса» — как человек, достигший максимальной скорости полета в реактивном костюме, управляемом телом. Тогда он установил отметку 51,5 км/ч.

«Это похоже на сон, в котором вы умеете летать. Вы можете двигаться в том направлении, куда ведет ваш ум, нет никаких гравитационных ограничений. И вы летите не как пассажир какого-то летательного аппарата — вы летите как человек»,рассказывал Браунинг изданию Robb Report.

В марте 2019 года Офис интеллектуальной собственности Великобритании выдал компании Gravity Industries патент на реактивный костюм — первый в мире. В том же году разработали новую модель — Gravity Jet Suit Mk3, с помощью которой Браунинг побил собственный мировой рекорд, разогнавшись почти до 137 км/ч.

Согласно данным PitchBook, по состоянию на 2021 года в компании работает всего лишь 14 человек. Она активно популяризирует свои разработки, и за последние четыре года провела более 100 презентационных мероприятий в 30 странах мира.

Автор: Маркиян Олиярник