Желтые жилеты «оккупировали» Францию: повышение цен на топливо вывело на улицы сотни тысяч автовладельцев

Повышение цен на топливо вывело на улицы сотни тысяч автовладельцев: под ударом —Макрон

Юрий Сафронов,собкор«Новой газеты» в Париже

409 раненых, 157 человек взято под стражу. Одна женщина погибла. Это отчет МВД Франции к утру воскресенья, 18 ноября, кначалувторого дня протестов так называемых «желтых жилетов». ЖЖ протестуют, прежде всего, против повышения цен на топливо, а также против общего снижения уровня жизни. Это очередной протест забытой властью провинциальной Франции. Давнее недовольство людей, живущих небогато, подогретое ростом цен на дизель и газ, растет на фоне слов и действий Эммануэля Макрона, который никак не может избавиться от клейма «президента богатых».

Первые дни протестов

В воскресенье протестующих было около 40 тысяч— намного меньше, чем накануне. В субботу МВД насчитало 2039 акций протеста, в воскресенье — около 150, и самой выдающейся стала акция в расположенном под Парижем «Диснейленде».

Президент и правительство, очевидно, понимают, что аттракцион с «желтыми жилетами» может быть опасным. В воскресенье вечером премьер-министр вышел в прямой эфир телеканала France 2, чтобы найти взаимопонимание с народом.

Накануне, по сообщению МВД, в акциях по всей стране приняли участие («на пике посещаемости») 287 тысяч человек. Это не так много, как ожидали организаторы (предполагали, что выйдет миллион), но раненых уже более чем достаточно: к тому же, 14 из 409 получили «тяжелые ранения». На некоторых акциях полицейских и жандармов забросали «коктейлями Молотова» и камнями, в Труа разбили стекло в префектуре полиции.

Многие раненияи травмы вызваны тем, что автомобилисты, которые не участвуют в протестах, пытались прорвать оцепление «желтых жилетов». Раздражение и власти, и «политически пассивных» граждан вызывает и тот факт, что о большинстве акций организаторы не предупредили. Хотя глава МВД Кристоф Кастанер и угрожал заранее, что на организаторов ляжет «вся тяжесть ответственности» в случае инцидентов во время акций, о которых властьне предупредили в законный срок (то есть минимум за 72 часа).

В четверг местные префектуры напомнили, что в случае нарушения этого правила организаторам может грозитьдо 6 месяцев тюрьмы и до 7500 евро штрафа. Кроме того, до 4500 евро штрафа и до двух лет тюрьмы предполагается за «препятствование движению».

Но угрозы не слишком подействовали. Субботним утром это привело к первой трагедии: в городке Ле-Пон-де-Бовуази (Савойя) погибла 63-летняя Шанталь М.

Ее случайно сбила 43-летняя женщина, которая «в панике» («желтые жилеты» не давали ей проехать и стучали по машине) перепутала педали тормоза и газа. Шанталь М., которая никогда ранее не принимала участия в акциях протеста, умерла вскоре после приезда «скорой». 43-летнюю женщину, которая этим утром везла свою дочь в больницу, отправили в кризисный центр «в состоянии шока». На следующий день она получила обвинение по статье «убийство по неосторожности».

Про акциюпротеста в Ле-Пон-де-Бовуази сообщениене поступило, поэтому на месте не было ни одного полицейского и жандарма, которые могли бы гарантировать безопасность. По крайней мере, это версия местного префекта.

Однако дочь погибшей уже заявила, что намерена «подать в суд на правительство», ведь «именно оно виновато» в том, что люди вышли на улицы.

Протестующие в «желтых жилетах» блокируют проезд к нефтеперерабатывающему заводуFrontignan в знак протеста против повышения цен на топливо в рамках общенациональной акции по всей стране, Южная Франция, 19 ноября 2018 года. Фото:EPA-EFE/GUILLAUME HORCAJUELO

«Юпитер Макрон, сойди с небес»

Главным объектом «народного гнева» в эти дни стал лично президент Франции.

Прежде всего,потомучто в одиночной системе управления, которую он выстраивал (за что и получил прозвище Юпитера), нет других громоотводов.

Во-вторых, потому что президент уже неоднократно прибегал к высокомерным высказываниям в адрес «неудачников», которые не могут нормально зарабатывать.

И хотя в последние месяцы Макронсменил тон (сравните фразу «Мои мысли слишком глубоки для вопросов журналистов» (июль 2017) и фразу «Помогите мне... Я нуждаюсь в вас: журналисты, граждане, народные избранники» (октябрь 2018)), но все зря. Не помог и анонс, сделанный дней за десять до протестов, о том, что малообеспеченные получат финансовую помощь для частичной компенсации роста цен на топливо.

В субботу и воскресенье над толпами людей в желтых флуоресцентных жилетах чаще всего поднимался рифмованный крик «Macron démission!» («Макрон, в отставку!»).

У Елисейского дворца, к которому в субботу днем толпа подошлана расстояние ста метров, звучала еще и рифма «Jupiter, redescends surterre, c'est la misère» («Юпитер, сойди на землю, здесь нищета»).

Юпитер пока отправил к народу премьер-министра с телепосланием.

Сам Макрона только что провел изнурительный недельный тур по брошеннымкоммунамсевераи северо-востока, объединив «мемориальные мероприятия» к 100-летию Первой мировой с пиар-акцией доносил президентские слова до самых глухих уголков страны. Но акция, судя по всему, не скрасила имидж «президента богатых»: в воскресенье опубликовали очереднойсоцопрос, которыйпоказал, что рейтинг Макрона, который постоянно падает со времени «дела Беналла» (президентского охранника), упал еще на 4 пункта, до 25%.

И хотя пока у власти нет видимых оснований, чтобы преувеличивать серьезность угрозы, исходящей от «желтых жилетов» (287 тысяч это не так много в масштабах 67-миллионной страны, где митинг и страйк национальный спорт), но на прошлой неделе Макронпризнался, что «опасается движений, в которых все так перемешано».

Кто в «желтых жилетах» и что им нужно

Активисты движения пока подчеркивают, что среди них нет лидеров. Но все же считается, что катализатором протеста стала адресованная (еще летом) министерству экологии петиция за «снижение цен на бензин и дизель». Ее составила 32-летняя жительница парижского пригорода, «малая предпринимательница» Присцилия Людоски.

Почему так растут цены на топливо

Повышение цен на бензин и особенно на дизель (на 24% с начала года) связано не только с ростом барреля, но и с постоянным увеличением налогов и сборов, которые сейчас составляют примерно 60% от стоимости литра топлива. Цель снижение выбросов в атмосферу и «стимулирование граждан» «пересаживаться» на гибридные авто и электромобили. Эти меры принимают во Франции с2015 года, когда подписали знаменитую «Парижскую хартию по климату», но стали особенно ощутимо бить по карманам многих автомобилистов уже при президентстве Макрона. Дизель сейчас стоит около 1,5 еврота, на многих АЗС уже сравнялся по цене с бензином. А большинство французов, особенно в провинции, до сих пор ездят на авто с дизельными двигателями.

Макронневольно взял на себя большую часть пиар-ответственности за то, что происходит, когда стал наиболее высокопоставленным пропагандистом «зеленого будущего» Земли и придумал в ответ на выход Трампа из Парижского соглашениялозунг «Make our planet great again!». Отношение «обычных работяг» к «зеленыминициативам» лучше всего характеризует распространенный во французских СМИ твит пользователя, который называет себя «либеральным хирургом консервативного направления»: «Этот #ЖелтыйЖилет станет «красным колпаком»* сельских и провинциальных автомобилистов, заложников налогового рэкета с псевдо-экологическим акцентом». #ДосталиНалоги

*В 2013 году, когда Олланд решил ввести «эконалог» на грузовики, в Бретани поднялось массовоепротестное движение так называемых«Красных колпаков», которым удалось добиться отмены налога для своего региона.

К вечеру воскресенья петициюо снижении цен подписали уже более 900 тысяччеловек, и она вошла в десятку самых массовых за всю историю французской страницы Change.org.

Кроме госпожиЛюдоски, среди главных «моторов» движения называют 33-летнего водителя Эрика Друэ, который тоже живет в парижском пригороде.

Друэ, вероятно, был первым из тех, кто с группой товарищей через Facebook призвал провести общенациональную акцию«желтых жилетов» 17 ноября.

Почему желтые жилеты? Потому что это обязательный атрибут каждого французского водителя в случае аварии или поломки авто. (В 2008-м, когда жилеты стали обязательными, их рекламировал Карл Лагерфельд).

В Facebook появилось более сотни страниц, посвященных акции, а размещенную там песенку юмориста Антони Жубера со сказочным названием «Если бы у меня было дизтопливо за 1 евро» прослушали более миллиона раз.

Газета Le Parisien посчитала, что «средняя французская семья», укоторой есть один автомобиль, в этом году начала платить за топливо на 250-350 евро больше (за целый год). Это сумма, которую у французов принято считать заметной, даже если в пересчете на месяц получается «мелочь».

Добавьте к этой мелочи годовой рост цены на мазут, которым отапливаются почти 4 миллиона домов во Франции с 60 сантимов за литр до 1 евро с лишним. Добавьте роста цен на газ. Добавьте рост социальных сборов с пенсийи отменунекоторых социальных пособий. Добавьте, наконец, чрезвычайно непопулярное в провинции снижение максимально допустимой скорости на второстепенных дорогах с 90 до 80 километров в час.

Добавьте «оптимизацию», которой вот уже несколько десятков лет подвергается малонаселенная провинция (хотя, конечно, не в тех масштабах, как в России, но кто же сравнивает), с закрытием почтовых отделений, школ, местных железнодорожных линий... Добавьте безработицу, которая сейчас, несмотря на все реформы Макрона, не снижается. Наконец, добавьте тот факт, что многим людям в провинции приходится ездить на работу на машине.

И недавняя фраза Макрона о том, что работуво Франции найти легко «достаточно лишь перейти улицу» наверное, вызвала у многих дополнительный прилив «любви» к президенту в том числе и к«привилегированному классу» в целом. Об интересах этого класса Макрони заботился прежде всего в дебюте своего правления, считая, что богатые «подтянут» за собой уровень жизни бедных. Но пока этого не произошло.

К протестующим пытаются присоединиться все оппозиционные силы от ультраправой Ле Пен до ультралевого Меланшона, но «желтые жилеты» пока публично открещиваются от любой «политики» и ждут конкретных мер по «улучшению жизни».

При сегодняшнем уровне мобилизации протестующие вряд ли достигнут многого, но самые оптимистичные среди них говорят о «новом мае-1968», который приведет к коренной перестройке общества.

Такие же разговоры велись весной 2016-го, когда в стране началось движение «Ночь на ногах». Но через несколько месяцев «ноги устали» и люди разошлись. На вопрос, что будет на этот раз, вам не ответит даже президент Франции.

На сайте «желтых жилетов» Blocage17novembre.comпока призывают «держаться еще неделю».