Женщинам здесь (не) место: почему в мире так мало астронавток и изменится ли что-то в ближайшее время?

В октябре этого года американские астронавтки Кристин Кук и Джессика Меир вышли в открытый космос на 8 часов и 17 минут, чтобы заменить неисправное оборудование на Международной космической станции (МКС). Они стали первой в истории исключительно женской командой, которой позволили это сделать — без сопровождения мужчин.

«Вы делаете невероятную работу», — сказал американский президент Дональд Трамп во время пятиминутного телефонного звонка на МКС.

«Это только первый наш шаг в направлении Луны, а потом мы будем двигаться к Марсу», — отметил он.

Как пояснили в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), это не был преднамеренно запланированный женский полет, просто однажды это должно было случиться — в США становится все больше женщин-астронавток. Американские медиа отметили, что полет Кук и Меир во всем мире восприняли как «историческое достижение». Оно, мол, приблизило космическую отрасль США к гендерному равенству.

Хотя Трамп ошибочно назвал это «первым случаем, когда женщины вышли за пределы космической станции», на самом деле женщины участвуют в космических программах достаточно давно. Впрочем, в открытом космосе до Кук и Меир побывало всего 13 женщин, все — американки, за исключением Светланы Савицкой (второй космонавтки в СССР после Валентины Терешковой). «Мы все просто делаем свою работу», — отметила Джессика Меир словами Трампа.

Ранее никто не делал акцент на гендерном равенстве в этой области, по крайней мере так, как сейчас это делает NASA, а профессия астронавта традиционно считалась мужской. Почему так сложилось, стоит ли бороться с гендерным дисбалансом в освоении космоса и когда будет возможным его преодоление, разбиралось hromadske.

Женщина на корабле

«Думаю, это исключительно вопрос времени, когда у нас появится больше женщин-астронавток. Ведь в последнее время женщины стали играть все большую роль в программах NASA, а власти США хотят, чтобы команды экипажей были своеобразным срезом населения страны. Так получилось, что на последних отборах NASA начала отбирать больше женщин — и теперь этот процент достиг 40-50%», — отметила во время своего недавнего визита в Украину бывшая астронавтка Стефанишин-Пайпер. Она пока единственная американка украинского происхождения, побывавшая в открытом космосе, к тому же дважды.

Американская астронавтка Стефанишин-Пайпер во время интервью в Киеве, 11 октября 2019 годаhromadske

О такой положительной тенденции в прошлом веке женщины могли только мечтать. В 1962 году, вскоре после полета Юрия Гагарина, немецко-американский инженер и бывший штурмбаннфюрер СС Вернер фон Браун шутил: «Все мужчины-астронавты созданы для этого (полетов в космос). И как говорит мой друг Боб Гилрут, мы учитываем 110 фунтов (около 50 кг — ред.) дополнительной нагрузки для развлекательного оборудования» — имея в виду женщину на корабле.

Впрочем, за год до того, в 1963-м, первая женщина в СССР и мире Валентина Терешкова отправилась в космос — через два года после первого мужчины. Как отмечает в комментарии hromadske Людмила Щербанюк, украинская исследовательница и автор книги «Женщины в космосе», это был больше показательный, пропагандистский полет.

В 1982 году еще одна гражданка СССР, Светлана Савицкая, стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. А вот первая астронавтка из Соединенных Штатов, Салли Райд, полетела на орбиту только в 1983-м.

Несмотря на то, что сейчас США эффективно добиваются гендерного равенства в космической отрасли, гендерный дисбаланс там сложился исторически — из-за того, что главным требованием для отбора в астронавты была квалификация летчика-испытателя. Женщин в то время в эту профессию не брали. Они могли разве что заниматься космическими исследованиями на Земле.

Американка Айлин Коллинз стала первой женщиной-пилотом к том же и командиром «спейс-шаттла» (многоразовый транспортный космический корабль, разработанный в США). С 2011-го «шаттлы» больше не летают, но женщины уже могут командовать экспедициями на МКС.

Американская астронавтка, физик Салли Райд контролирует пульт управления в кресле пилота на борту космического корабля миссии STS-7, 18 июня 1983 годаNASA

До сих пор в космосе побывали более 550 человек, из них чуть более 60 — женщины. Впрочем, за полвека после первых полетов в космос NASA все же приблизилось к гендерному равенству. Отбор в астронавты 2013 года был особенно показательным, тогда его прошли четыре женщины и четверо мужчин, в 2017-м — пять женщин и семь мужчин. Тогда же NASA и Европейское космическое агентство отказались от термина manned spaceflight (пилотируемый полет) и заменили его более нейтральным human spaceflight.

Сейчас космические программы, включающие женщин-астронавтов, осуществляют только три страны: Китай, Россия и США. Но это очень обобщенно: в России сейчас проходит подготовку только одна женщина, а в Китае за всю историю летали только две астронавтки.

Ряд других стран — Канада, Франция, Индия, Иран, Италия, Япония, Южная Корея и Великобритания — отправляют женщин на орбиту в составе международных экипажей. С начала этого года на МКС было осуществлено восемь выходов в открытый космос. Из них пять пар астронавтов были смешанными, две мужскими и одна — женской, собственно Кук и Меир.

Американская астронавтка Айлин Коллинз в кабине пилота на борту космического корабля Discovery в день полета миссии STS-63, 3 февраля 1995 годаNASA

Сексизм космического масштаба

«Инженеры NASA, учитывая их мудрость, решили, что женщины-астронавтки могли бы захотеть сделать макияж в космосе, потому разработали косметичку. Вы можете только представить дискуссии, которые велись между инженерами-мужчинами о том, что должно было в нее войти»,вспоминала в 2002 году Салли Райд о своем первом полете. Без шуток: в косметичку положили тушь, средство для снятия макияжа, даже помаду, к тому же сто тампонов — на недельное путешествие.

Другая американская астронавтка, Маргарет Ри Седдон, которая трижды летала в космос — в 1985-м, 1991-м и 1993-м, в своей автобиографии рассказала о сексизме, с которым столкнулась в работе. Например, после возвращения из космоса ее спрашивали: останется ли она в профессии, если наконец встретит мужчину своей мечты, и испытывала ли она сексуальные домогательства со стороны коллег.

Сейчас присутствие женщин в космосе уже не так удивляет. К тому же, результаты многочисленных исследований показывают, что женщины вне Земли испытывают то же, что и мужчины. Это физиологические изменения, которые вызывает микрогравитация (потеря костной и мышечной массы), угрозы для здоровья из-за космической радиации, опасность, связанная с выходом в открытый космос и перепадом температур, а также психологический стресс.

Сейчас NASA декларирует абсолютно одинаковые критерии отбора для мужчин и женщин, и тренируют их перед полетом в космос в одинаковых условиях.

Астронавтки Салли Райд (слева) и Маргарет Ри Седдон на учениях астронавтов, США, 1978 годNASA

Кстати, в 1960-х, еще до того, как первые американские женщины отправились в космос, врач Рэнди Лавлейс и генерал Дональд Фликкингер тоже тестировали мужчин и женщин в аналогичных условиях и предположили, что женщины даже легче переносят воздействие внеземной среды из-за меньшей массы тела.

Исследовательница Лиз Уоррен в блоге для сайта NASA отмечает: большую роль в космосе играет не пол, а индивидуальные особенности организма. Хотя мужчины действительно могут чувствовать повышенное глазное давление, а женщины более чувствительны к воздействиям космической радиации, эта разница не столь значительна, чтобы ограничивать женщин в праве исследовать космос.

«Другими словами, руководители миссий, которые будут планировать путешествия на Марс, могут смело отправлять астронавтов без учета пола членов экипажа», — заключает Уоррен.

Как отмечает Людмила Щербанюк, смешанные экипажи, то есть такие, где есть и мужчины, и женщины, во всех смыслах более эффективные: «Иногда и международный экипаж бывает более эффективным, чем однонациональный: люди ведут себя сдержанно, потому что они считают, что представляют свою страну. То же происходит и в случае женско-мужского экипажа: это способствует тому, что создается более доброжелательная атмосфера».

Слева направо: Шеннон Лусид, Маргарет Ри Седдон, Кэтрин Салливан, Джудит Резник, Анна Ли Фишер и Салли Райд. В 1978 году NASA отобрала для обучения первых шесть женщин-астронавтокNASA

Встречают по одежке?

Первый выход только женщин в открытый космос должен был состояться раньше: NASA планировала его на 25 марта 2019 года. Ожидалось, что в нем примут участие американские астронавтки Кристина Кук и Анна МакКлейн. Но проблемой оказалось то, что и Кук, и МакКлейн нуждались в скафандрах с верхней частью среднего размера. Хотя перед этим МакКлейн тренировалась в скафандрах и большого, и среднего размеров, уже при ее выходе в открытый космос выяснилось, что большой ей менее удобен.

Второй скафандр среднего размера в NASA был, однако он еще проходил испытания, а значит, не был утвержден для использования.

«После обсуждения с МакКлейн и Гаагой (рядом с Гаагой в Нидерландах расположен Европейский космический центр исследований и технологий, — ред.), которая следила за подготовкой полета, руководители миссии решили отменить выход в космос из-за невозможности использовать необходимый скафандр», — сообщили тогда в NASA.

Это стало поводом к возобновлению дискуссии о гендерном равенстве в космических исследованиях. Если коротко: значительно более простым и быстрым вариантом оказалось заменить астронавтку на астронавта, чем искать необходимое снаряжение. Поэтому МакКлейн вернулась на Землю в июне после 204 дней в космосе. А Меир прибыла на МКС в конце сентября, когда там уже находилась Кристина Кук.

Тогда и запланировали вторую попытку женского выхода в открытый космос. И на этот раз астронавткам пришлось отправляться на задание раньше, чем планировалось — из-за технической неисправности регулятора питания на станции, который женщины должны были оперативно заменить.

Астронавтки Кристин Кук (слева) и Джессика Меир проверяют исправность скафандра Меир на Международной космической станции, 12 октября 2019 годаEPA-EFE/NASA

Как отмечает Людмила Щербанюк, особых отличий в работе женщин и мужчин в космосе нет. Главным нюансом действительно остается скафандр, который эксперт называет «маленьким космическим кораблем». По ее словам, скафандры одинаковы как для мужчин, так и для женщин — как для пребывания внутри корабля, так и для работы в открытом космосе. Отличается только размер.

В постоянном использовании NASA есть только шесть костюмов, по два — среднего размера, большие и очень большие. Они состоят из большого количества деталей: отдельно — рукава, отдельно — рукавицы, штаны, верхняя часть, система жизнеобеспечения и т.п., их можно комбинировать для наибольшего удобства космонавтов и космонавток.

Но, как утверждает канадский врач и кандидат в астронавтки Шауна Пандя, оборудование на космических кораблях все-таки разработано прежде всего под стандартное мужское тело и часто является неудобным для женщин. Например, астронавтки должны использовать гаджеты, которые по размеру соответствуют мужской руке, а программное обеспечение, распознающее речь, всегда реагирует на мужской голос и не всегда — на женский.

В то же время, по ее мнению, техническая составляющая и уровень подготовки — не определяющие для гендерного неравенства в космической отрасли: «Даже кандидаткам в астронавты, которые могут подтвердить свою компетенцию и пригодность для полетов, несмотря на наличие скафандров и другого необходимого оборудования, адаптированного под них, все еще приходится работать в условиях, где превалируют мужчины. Преимущество все равно традиционно предоставляется мужским парам (на МКС астронавтов преимущественно отправляют парами — ред.)».

Астронавты Кристин Кук (передний план) и Эндрю Морган выполняют замену старых водородно-никелевых аккумуляторов на Международной космической станции, 11 октября 2019 годаNASA

Богиня Луны и гендерного равенства

Окончательное поражение гендерному неравенству в космических исследованиях должна нанести программа «Артемида»: об ее старте NASA официально объявила в мае 2019-го.

Миссия будет состоять из двух этапов: сначала — орбитальный полет вокруг Луны, начало строительства международной станции Gateway и высадка людей на Луну к 2024 году.

В июле вице-президент США Майк Пенс в интервью телеканалу CBS заявил, что американские астронавты отправятся на Луну не с краткосрочной миссией, как это было в 1960-1970-х годах, а с длительной. Затем речь пойдет о создании лунной инфраструктуры для дальнейших исследований Марса.

У программы не случайно женское имя Артемиды, древнегреческой богини, покровительницы Луны, сестры Аполлона (так называлась первая космическая программа по полетам на Луну). В NASA делают акцент на том, что мужчины уже были на спутнике Земли, и теперь — очередь женщин-астронавток. Согласно заявленной в программе цели, на лунную поверхность должна будет ступить «первой женщина и вслед за ней — мужчина».

«Во времена „Аполлона“ была такая практика, что первым из корабля выходил командир экипажа. Если она сохранится и в „Артемиде“, то нужно будет, чтобы этим командиром была женщина, — отмечает Людмила Щербанюк. — Сейчас кажется, что такие шансы могут быть только у Сунниты Уильямс или Николь Манн. Обе тренируются к полету на коммерческом Boeing Starliner».

У Манн из набора 2013 года еще нет опыта космических полетов. А у Уильямс за плечами два долговременных полета, в том числе командование экспедицией МКС-33 в 2012 году.

Астронавтка NASA Сунита УильямсNASA

О готовности принять участие в программе «Артемида» заявила и Джессика Меир еще перед стартом своей миссии к МКС в сентябре: «Я была бы совершенно счастлива, если бы смогла стать первой женщиной, побывавшей на Луне. Это была бы для меня миссия, о которой я мечтала!». Меир, как и ее коллега Кристина Кук — среди 12 женщин, которые уже прошли конкурсный отбор на право занять место в составе экипажа первой лунной миссии серии «Артемида».

Астронавтка NASA Николь Манн внутри макета корабля Orion в Космическом центре Линдона Джонсона в Хьюстоне, Техас, 10 июля 2019 годаNASA

В NASA уже серьезно начали подготовку к запуску миссии. 15 октября представили новые скафандры для полетов на Луну. Теперь они будут изготовляться с учетом особенностей комплекции как мужчин, так и женщин. Он позволит астронавтам безопасно находиться на Луне около восьми часов. В скафандр астронавты будут заходить через небольшие дверцы в его задней части. К тому же, как говорят разработчики, он в совершенстве защитит организм человека от радиации и лунной пыли.

Отправятся ли когда-нибудь в космос украинские женщины, эксперты предсказывать не берутся.

Стефанишин-Пайпер проверяет исправность своего скафандра во время подготовки к запуску космического корабля «Атлантис», 8 августа 2006 годаEPA/NASA/CORY HUSTEN

«Я понятия не имею, какими критериями будет пользоваться Украинское космическое агентство, отбирая астронавток. Я знаю, что есть девочки, которые мечтают отправиться в космос. И мой совет им — надо хорошо учиться в школе, в университете, ведь это точно будет востребовано. Надо будет следовать рекомендациям. Если есть требование — быть пилотом, то значит, надо быть пилотом. Если есть другое требование — скажем, быть врачом, то придется этому учиться. Я не сомневаюсь, что если Украина однажды объявит об отборе астронавтов, будет множество людей, которые смогут подать заявку. Вы должны быть экспертом в своей области, чтобы быть избранным в астронавты», — говорит Стефанишин-Пайпер.