Жизнь после пандемии — какая она? Похоже, первым об этом узнает Израиль: вот как ему почти удалось справиться с COVID-19
«Израиль стал первой страной, которая преодолела COVID-19», — заявил в начале марта премьер страны Биньямин Нетаньяху. И хотя сейчас там все еще фиксируют около тысячи случаев инфицирования каждый день, эти слова кажутся не такими уж и далекими от истины. Израиль — один из лидеров в мире по темпам вакцинации. На днях стало известно, что более половины населения уже получили прививку от коронавируса. А еще это первая страна, которая начала выдавать своим гражданам «паспорта вакцинации». У Израиля был непростой путь через пандемию, однако теперь страна может вернуться к почти нормальной жизни. Как ей это удалось и почему ее опыт не спешат перенимать другие? И станет ли Израиль своего рода новой моделью мира после пандемии?
Израильское чудо
Год назад Израиль отмечал праздник Песах в условиях очень жесткого карантина. По всей стране действовал комендантский час, запрет на массовые молитвы в синагогах и ограничения на передвижение даже между районами одного города. А за невыполнение условий карантина были предусмотрены крупные штрафы. Это был первый общенациональный локдаун из трех (а жесткими были все три), которые в течение года вводил Израиль на фоне роста числа инфицированных. И в этом плане он стал образцом для других стран — израильская стратегия сдерживания пандемии оказалась довольно эффективной.
В этом году министерство здравоохранения решило, что строгие карантинные меры накануне Песаха уже не нужны — разве что в помещениях просят не собираться группами более 20 человек, а на улице — более 50. На День независимости в середине апреля карантин тоже возобновлять не будут. Однако посетить массовые мероприятия позволят только тем, кто сможет показать свой «зеленый паспорт» — свидетельство о наличии уже двух доз вакцины или недавнем выздоровлении от коронавируса.
Такой документ уже получили или могут получить более половины людей страны, которые успели привиться от коронавируса. Массовая вакцинация здесь началась 20 декабря. Израиль начал ее лишь пятым — после Великобритании, США, Канады и России, — но быстро вырвался в лидеры. Сейчас в Британии обе дозы вакцины получили менее 4% людей, в Штатах — 14%, в Канаде и России — не более 2%. В Израиле — 52%. Это не так уж и далеко от заветных 70%, которые, по подсчетам ученых, необходимы для формирования «коллективного иммунитета». Как же Израилю это удалось?
Можно, конечно, говорить о том, что дело в целенаправленной политике премьера Биньямина Нетаньяху, чтобы выбить себе достаточно «политических баллов» на четвертых за два года досрочных парламентских выборах (как свидетельствуют их результаты, это получилось). Очевидно, Нетаньяху учитывал то, что преобразование Израиля в «страну вакцинации» и эффективная борьба с коронавирусом спасут его от судов по обвинению в коррупции, перед которыми он может предстать, как только потеряет власть.
Но в любом случае его усилия имели эффект. Прежде всего, Нетаньяху своим примером пытался демонстрировать израильтянам максимальное доверие к вакцинам: он вместе с министром здравоохранения Йоэлем Эдельштейном первым в стране вакцинировался в прямом эфире препаратом Pfizer/BioNTech.
Специальное предложение
К тому же власти Израиля сделали ставку на быстрые темпы вакцинации среди различных возрастных групп и еще больше усилили мотивацию людей вакцинироваться благодаря внедрению уже упомянутых «зеленых паспортов». Их преимущество можно уже было почувствовать, когда в стране ослабили очередной локдаун и значительно больше благ послекарантинной жизни стали доступны именно вакцинированным.
Но самая интересная история — с обеспечением израильтян достаточным количеством вакцин, тогда как значительному числу стран придется еще годами стоять в очереди, ожидая свою партию. Изначально власти Израиля были крайне упорными в переговорах с производителем Pfizer/BioNTech. Bloomberg цитирует гендиректора компании Альберта Бурлу, который рассказывал, что Нетаньяху звонил ему несколько раз, чтобы уточнить детали поставок вакцин и их влияния на различные возрастные группы — порой даже ночью!
В конце стране удалось заключить контракт о поставках вакцины на особых условиях: Израиль платит за препарат значительно дороже, чем страны ЕС и США — по разным оценкам от 23 до 40 евро за дозу вместо 12. Израиль, получив возможность оперативно и бесперебойно обеспечивать свое население вакцинами, в свою очередь, обязался регулярно предоставлять Pfizer/BioNTech информацию о результатах.
Девятимиллионная страна с очень эффективной системой здравоохранения и высоким уровнем ее цифровизации (а следовательно, с более простым отслеживанием статистики) превратилась в своеобразную испытательную площадку, «всемирную лабораторию», как говорил Бурла. Но и вакцина — Израиль сначала прививал свое население исключительно препаратом Pfizer/BioNTech — доказала свою безоговорочную эффективность. Израильское правительство отчитывалось, что вакцинация на 98,9% предотвращает смертность от COVID-19, а также на 95% — госпитализации.
Конечно, вакцина — это еще и политический инструмент: избыточно закупленными дозами препаратов Израиль успел поделиться с Гондурасом, Гватемалой, Чехией и Венгрией. В то же время долгое время показательно игнорировал призывы Всемирной организации здравоохранения обеспечить вакциной палестинцев, проживающих на оккупированном Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
ВОЗ напоминала, что Израиль несет ответственность за благосостояние палестинцев в этих районах. Израиль, ссылаясь на мирные соглашения 1993 года, уверял, что нет. В конце согласился передать несколько тысяч доз вакцины палестинским врачам на передовой. Кроме того, на Западном берегу и в секторе Газа удалось развернуть вакцинацию еще и с помощью вакцин, предоставленных Россией, ОАЭ и в рамках глобальной инициативы COVAX. Однако этого пока мало.
Пропуска в новую жизнь
В начале марта власти Израиля объявили об ослаблении карантина — но не одинаково для всех. В стране снова заработали кафе и рестораны, правда, внутрь пускают только владельцев «зеленых паспортов». Остальным приходится сидеть на улице (здесь ограничений на количество посетителей нет, тогда как заведения могут быть заполнены не более чем на три четверти). Штрафы за несоблюдение этого условия достигают трех тысяч долларов. Противоречивый нюанс, на который обращает внимание ВВС: всем посетителям — как вакцинированным, так и нет — в большинстве случаем все равно приходится пользоваться одной уборной.
Но это сейчас никого особенно не смущает: в большинстве израильских городов ощущается эйфория из-за возможности наконец вернуться к привычной жизни или хотя бы чему-то похожему на нее. «У меня просто мурашки по коже! Как будто мы так долго были в тюрьме, а теперь наконец-то можно выйти», — делятся впечатлениями посетители одного из тель-авивских баров.
Вузы, спортзалы, выставки, бассейны, кинотеатры и туристические места тоже разрешают посещать только вакцинированным гражданам. У тех, кто получил прививку, нет необходимости уходить на самоизоляцию после возвращения из-за границы или после контакта с инфицированным. А вот носить маски в общественных местах и соблюдать социальную дистанцию до сих пор приходится всем. Для поездок в общественном транспорте или, например, посещения магазинов документ о вакцинации не нужен.
Вакцинный паспорт в Израиле можно оформить после получения сертификата о вакцинации, где указано, что человек получил обе дозы прививки. Выдают его примерно через неделю после самой прививки, рассказывает нам украинка Анна Рыбюк, которая живет в Тель-Авиве. Для этого нужно заполнить анкету на сайте Министерства здравоохранения и дождаться специальной ссылки для загрузки «зеленого паспорта». Его можно загрузить, распечатать или просто показывать при необходимости скриншот — главное, чтобы считывался QR-код.
«Местные жители могут получить распечатанный вакцинный паспорт прямо в больничной кассе. Мне пока не приходилось нигде им пользоваться, но знакомая как-то пыталась попасть в ресторан, имея только сертификат о сделанных прививках — и ее не пустили. А для поездок по стране с туристической целью паспорт или другое подтверждение вакцинации не требуют», — говорит женщина. «Зеленый паспорт» через полгода придется обновлять — именно таков срок его действия, как и сертификата о вакцинации.
Но у противников «зеленых паспортов» есть свои аргументы
Израиль первым в мире тестирует систему таких паспортов в первую очередь для внутреннего пользования, тогда как Европа обсуждает введение подобных документов для выезда за границу, а в Китае они уже действуют. Идея Еврокомиссии заключается во внедрении «Цифровых зеленых сертификатов», которые будут существовать в цифровом или бумажном виде и, вероятно, будут трех типов.
Первый — о вакцинации от коронавируса, второй — о том, что владелец сертификата уже переболел COVID-19, третий — о наличии негативного теста на коронавирус (то есть некий заменитель удостоверения о прохождении ПЦР-теста). Все это в идеале должно облегчить передвижение в границах ЕС для тех, у кого есть меньший риск инфицирования в период летнего туристического сезона. А вот израильские «зеленые паспорта» облегчают въезд пока только в Грецию и на Кипр, где этот документ признают. А осенью, вероятно, и в Украину. Недавно министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что свидетельство о вакцинации будет обязательным условием для приезда хасидов на традиционное празднование еврейского Нового года ㅡ Рош га-Шана — в Умани.
Хотя сама идея такого пропуска в «новую жизнь» без карантина или по крайней мере с меньшими карантинными ограничениями звучит неплохо, у критиков идеи вакцинных паспортов есть один главный аргумент: их выдача создает серьезное неравенство в обществе. Ведь не все могут вакцинироваться по состоянию здоровья. А еще есть возрастные ограничения: Pfizer/BioNTech, например, не рекомендует делать прививки своим препаратом людям моложе 16 лет. К этому время от времени апеллируют противники вакцинации. Мол, власть заставляет всех делать прививки, иначе без вакцинного паспорта о многих благах жизни придется забыть надолго.
Есть и те, кто показательно игнорирует как вакцинацию, так и «зеленые паспорта» — как раньше игнорировали и карантинные ограничения. Это прежде всего общины ультраортодоксов, против которых, кажется, израильские власти зачастую бессильны. Например, в конце января, в разгар строгого локдауна, они собрались в Иерусалиме на похороны раввинов Ицхака Шейнера и Мешулама Довида Соловейчика, один из которых к тому же умер от COVID-19. В полиции тогда заявили, что не могли ничего сделать, несмотря на то, что в Израиле запрещены массовые собрания более 10 человек. На похороны пришло 10 тысяч.
Впрочем, израильские власти подчеркивают: такое «разделение» по наличию вакцинного паспорта — лишь временная мера. А тем, кто не достиг 16-летия, посещать публичные места не запрещают. Однако нужно иметь с собой отрицательный ПЦР-тест. Правда, как быть с просроченными «зелеными паспортами» через полгода, пока непонятно. Вероятно, речь будет идти даже о необходимости повторной вакцинации. Но насколько это будет реальным на фоне того, что большая часть мира к тому времени не успеет получить даже свою первую прививку от коронавируса?