Журналист об обысках и задержаниях коллег: в Беларуси мы всегда ожидаем ОМОН

«Свобода мненияв редакции длится столько времени, сколько нужно ОМОНу, чтобы до этой редакции доехать», — беларусский журналист о недавних обысках и задержаниях.

Журналист Еврорадио (euroradio.fm) Змицер Лукашук заявил, что беларусские журналисты всегда ожидают обыски ОМОНа, комментируя ситуацию о задержании и обыски журналистов 7-8 августа.

Об этом Лукашук заявил в эфире программы Громадского «Нині вже».

«Мы живем в такой стране, в которой всегда есть такие ожидания», — сказал журналист.

Он отметил, что в медиа euroradio.fm, в котором он работает, трижды проводили обыски и конфисковывали технику.

Также Лукашук вспомнил горькую журналистскую шутку, бытующую в настоящее время в Беларуси:«Свобода мненияв редакции длится столько времени, сколько нужно ОМОНу, чтобы до этой редакции доехать».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Свобода мнения в редакции — это несколько минут, пока не доехал ОМОН»

Змицер Лукашук также назвал Громадскомудве наиболее вероятные версии задержаний журналистов в Беларуси.

По его словам, первая версия «на виду»:«Это очередная попытка властей взять под свой контроль независимые СМИ и интернет-пространство».

Лукашук рассказал, что президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ, увеличивающий финансирования государственных СМИ, чтобы те продвигали позицию власти и «вели пропагандистскую работу».

Вторая версия, по словам журналиста, связанас новыми изменениями в законе о СМИ:«Он как будто стал более либеральным и дает возможность интернет-ресурсам, которые ранее не были зарегистрированы как СМИ, пройти такую ​​регистрацию. Тот самый портал TUT.by был просто интернет-ресурсом, сейчас он может стать СМИ и получить все преимущества, которые имеют СМИ».

В то же время, как отметил журналист, санкция статьи, которую инкриминируют задержанным журналистам, предусматривает запрет на определенные виды деятельности.

То есть в случае вынесения обвинительного приговора журналистам и редакторам будет запрещено вести журналистскую и редакторскую деятельность, и они не смогут зарегистрироваться в качестве СМИ.

Напомним, 7 августа Следственный комитет Республики Беларусь распространил информацию о возбуждении уголовного производства по ч. 2 ст. 349 Уголовного кодекса Беларуси (Несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности). В рамках этого дела в редакциях TUT.BY и «БелаПАН», а также газеты «Наука» прошли обыски. Журналисты не смогли попасть на свои рабочие места.

В итоге, 7 августа в Беларусисиловики провели обыски изадержалиряд журналистов по делу о «несанкционированном доступе» к информационной ленте государственного агентства БелТА. В их числе— сотрудницысайта TUT.BY (Галина Власик, Марина Золотова и Анна Калтыгина)и издания «БелаПАН» (Татьяна Коровенкова).

Былазадержанаи главредпортала TUT.BY Марина Золотова.Позже стало известно о задержании еще четырех журналистов этих изданий.

8 августа обыскипродолжилисьу журналистов еще 3 медиа. Обыскали квартиру корреспондента Deutsche Welle Павлюка Быковского и его супруги Ольги; журналиста задержали.Задержали и журналиста газеты «Сельськая гаспадарка» Алексея Жукова и его жену. Также задерживалижурналистов портала о недвижимости Realt.byИгоря Хмару, Марию Сороку, Елену Масловскую и главного редактора издания Владислава Кулецкого; после допроса их отпустили.

9 августа былазадержана главный редактор информагентства «БелаПАН» Ирина Левшина.

После волны задержаний журналистов в защиту медиа в Беларусивыступил Брюссель. Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика МогеринипризвалаМинск освободить задержанных журналистов.

«Такие действия противоречат заявленной политике Беларуси о демократизации и ее международным обязательствам. Уважение основных прав и свобод, включая свободуслова и свободу СМИ, должнобыть сохранено», — сказала Могерини.

Кроме этого, освободить журналистовпризвалиправозащитные общественные организации Беларуси.Белорусская ассоциация журналистовтребуетнемедленно освободить задержанных и обеспечить доступ остальных журналистов к рабочим местам.