«Жить на улице – это не выбор, там трудно. Особенно женщинам». История бездомной Таисии
Тая на улице с 2000 года. В 90—х она приехала в Украину с севера России. В Кировограде (сейчас город называется Кропивницкий) жила ее мама, которая тяжело болела. В 1994—м мать умерла и Тая осталась с годовалым сыном Сергеем. Чтобы вернуться в Россию, она решила продать квартиру. Но ее обманули мошенники, и квартиру Тая потеряла. Чтобы хоть как—то выжить, она отправилась вместе с сыном в столицу.
Тая на улице с 2000 года. В 90-х она приехала в Украину с севера России. В Кировограде (сейчас город называется Кропивницкий) жила ее мама, которая тяжело болела. В 1994-м мать умерла и Тая осталась с годовалым сыном Сергеем. Чтобы вернуться в Россию, она решила продать квартиру. Но ее обманули мошенники, и квартиру Тая потеряла. Чтобы хоть как-то выжить, она отправилась вместе с сыном в столицу. На примере Таисии Васильевой Громадское рассказывает о том, как живется бездомным.
Мама
Я приехала из России в Украину, потому что тут у меня жила мама, которая болела.
11 мая 1994 года я приехала из Воркуты в Кировоград. Мама была крупная здоровая женщина. Заболела плюмбитом, ей прокололи легкое. Не дожила она до 67 лет, в ноябре 94-го ее похоронили.
После ее смерти я с сыном жила в Кировограде. У меня на сберегательной книжке оставались деньги, заработанные на севере. Но в сберкассе мне сказали, что сбережения заморожены.
Я думала, что получу украинское гражданство. Но пять лет прожила в Кировограде — никакого гражданства не дали. Маму похоронила, денег нет и я решила продать дом, чтобы вернуться в Россию.
Фото: Сергей Дунда / Громадское
Дом
Сначала мы брали квартирантов. Они, а это была семья, занимали три комнаты, мы с сыном —одну. У семьи тоже не было денег, например, не было возможности оплатить за газ. Пришли газомерщики, отрезали газ.
Дом я продавала через фирму. Мне сказали, что помогут. Я написала заявление об отчуждении, а оно не ускоряет процесс продажи, а означает, что я отказываюсь от своей половины дома. А за брата, которому принадлежала вторая половина, сделали фиктивные документы. Что якобы он подписал, что продает. Это был обман.
Итог: дом «продала», денег за него не получила, сбережения заморожены.
Следующие пять месяцев я ходила по церквям. Меня принимала церковь «Благодать», «Армия спасения», «Надежда», «Слово пробуждения» и «Врата Сиона».
Наступила осень, мы с сыном были вынуждены ночевать на вокзале. Как-то раз дежурная сказала, что заберет у меня ребенка.
Маму похоронила, сбережения заморожены, дом «продала».
Одна радость – сын, и того хотят забрать.
И мы решили ехать в столицу бороться за справедливость…
Столица
Добирались из Кировограда до Киева электричками. Помню, как на остановке торговали бабушки пирожками. Говорю: дайте пирожок ребенку. А ребенок делился со мной: «Мама, ты тоже хочешь кушать, бери, кушай».
В Киев приехали 1 октября 2000 года. Ночевали также на вокзале. У сына была игрушка «тетрис». С его помощью он познакомился с другими вокзальными детьми. Они подсказали нам, где можно питаться. Мы ездили на раздачи еды на Гидропарк (район в Киеве на левом берегу Днепра), там были американские благотворители, и в Дарницу (район расположен на левом берегу Днепра), там были голландцы.
Вечером мы укладывались спать, занимали места. Как заходишь, слева красные стулья были, детки могли и лечь. У меня довольно быстро украли все документы, которые были с собой.
Временами попадалась работа. Я присматривала за одинокими бабушками: купала, переодевала... Могла работать в домашней обстановке. Но работа заканчивалась, когда бабушки умирали.
Мне предлагали получить гражданство Украины, чтобы была материальная помощь. Но для чего я работала в России, в тяжелых условиях на севере?
Север
На севере, в Воркуте, я работала, училась. Так что мне холод не страшен. Работала в пищеблоке, я повар четвертого разряда.
Никогда не могла подумать, что окажусь в такой ситуации: без денег, на улице, без родных и близких.
Детство вспоминаю с улыбкой. Отец делал горку, заливал ее водой, и я съезжала. С зонтиком прыгала с высокого здания, как бы с парашютом, в сугроб по грудь. Потом выкарабкивалась…
Весело было. Молодость не сравнить со старостью. Там же на севере встретила любовь, родился сын Сергей.
Сын
21-го марта 2001-го года я в последний раз видела своего сына. В то время мы ночевали на вокзале. Днем мы с Сергеем и другие дети как обычно поехали на раздачу еды. В метро дежурная у меня спрашивает, что это за дети. Я говорю: все дети от разных отцов. Мне в ответ: Боже, какая вы богатая мама. Они не понимали, что это не мои дети. Это были чужие дети просто они ко мне как бы «прилепились», ходили со мной. Играли вместе, дружили.
В тот день я его отправила его есть вместе с другими детьми, там были ребята постарше. Он не хотел без меня, но я настояла, что он должен пойти поесть. Отправила его и он потерялся.
Мне подсказали, что он мог бы быть в приемнике-распределителе на Бондарском переулке. Я туда пришла и мне сказали, что действительно Сергей туда поступил. Но поскольку у меня не было документов, мне его не отдали: «Пока не принесете документы, его не отдадим». Говорю, что документы у меня украли, что наоборот, пытаюсь забрать своего ребенка, чтобы он был с матерью, чтобы он не переживал. Но потом мне сказали: извините, мы закрываемся, рабочий день окончен.
Я его ищу вот уже 17 лет. Разыскивала даже через передачу «Жди меня». Сказали, что нет фотографии. 30 лет люди ждут. Может и я дождусь.
21-го марта 2001-го года я в последний раз видела своего сына. Фото: Сергей Дунда / Громадское
Бездомность
Человек не решает быть бездомным. Просто попадает в разные ситуации. Кто-то продал дом, как я, меня обманули. Родственники выживают из квартиры: делают документы о смерти. А человек приходит получать пенсию, например, а ему говорят: вы же умерший, вас нету в списке! С родственниками потерял отношения, — и все, остаешься на улице.
Как удается хорошо выглядеть? Есть бесплатные парикмахерские, в которых учатся студенты, а потом проходят практику.
На раздачи еды приходят не только бездомные люди, но и пенсионеры. Пенсии не хватает. Я, бывало, кричу: неужели вы не можете дома приготовить какую-то вермишель себе или чашку чая вскипятить?! Стоите и мерзните. Замерзните — больше денег на лекарства потратите.
Раздача еды для нуждающихся в Свято-Михайловской церкви. Фото: Сергей Дунда / Громадское
Сейчас я ночую на Суздальской. Утром в 8 часов с Суздальской надо уходить. Почему я туда попала? У меня не было документов. Я уже устала кататься по вокзалам. Ночь стоит 10 грн. Какие правила? Приходишь с 6 до 10, трезвым. Надо быть чистым, чтобы не занести никакой инфекции.
В 10 в комнатах выключают свет.
Улица
Человек должен не только красиво выглядеть, ему нужно одеться, постираться, покупаться. Раньше я это могла делать в фонде «Социальное партнерство». Там можно было получить материальную помощь. Ты мог питаться, купаться, пройти прожарку, если вши есть, получить лекарство. Но больше года назад фонд закрыли...
Человек, который хочет общаться с людьми, всегда будет стараться смотреть за собой. Это уже просто выработано. Я стараюсь, чтобы в любое кафе, магазин я могла зайти открыто. Даже если есть большая сумка, я ее в камеру хранения сдаю.
Выгоняют тех, кто с похмелья, кто грязный, кто вонючий. Я стараюсь за собой следить.
Очень трудно, женщинам особенно. Надо помыться, постричься, маникюр, духи… Женщина ведь должна хорошо пахнуть. Я захожу в магазин парфюмерии и брызгаю не на бумажку, а на себя. И говорю продавцу: если моим друзьям и знакомым понравится этот запах, то возможно они подарят (духи — ред.) на 8 марта или на день рождения. Я люблю запах свежести. Из цветов хорошо пахнет жасмин, сирень, ванильный запах люблю.
Что самое сложное? Человек должен отдыхать. Он на улице целый день находится, а если снег-дождь… Он промокает, замерзает… На транспорт постоянно деньги надо. С холода бывало садишься в трамвай, а тепла в вагоне нет! А если салон теплый, я подхожу к водителю и говорю: благодарю вас за теплый салон. И ему приятно, и ты едешь в тепле. Зимой в Киеве объявляют о пунктах обогрева. Но пункт обогрева (работает) только до 17 часов. А самый большой холод ночью.
Надо не потерять достоинство, помнить, что ты человек. Не имея документов, люди впадают в депрессию, болеют. Я продала дом, тоже шаловливая была, остаться на улице... А сейчас прошла этот голод-холод, улицу, уже как-то поднимаю другим настроение, что все будет хорошо, что нельзя падать духом.
Общаясь друг с другом, мы поднимаем друг другу настроение. Поставишь цель — будешь добиваться. Допустим, у меня была цель — получение паспорта.
Пикник для бедных, организованный движением «Молодежь за мир». Фото:facebook.com/molod.za.myr
Паспорт
17 лет у меня не было паспорта. Сейчас, так как между Украиной и Россией идет война на Донбассе, мне на одной раздаче еды волонтеры подсказали, что можно обратиться в ООН. Я пошла, рассказала свою историю. Они отправляли запросы в Россию. Сначала пришло свидетельство о рождении, а потом мне оформили паспорт РФ. Мы с юристом поехали в российское консульство, мне дали деньги, я сама пошла оплатила.
Теперь у меня есть паспорт. Я сохраняю его у юристки, чтобы не украли снова.
За 17 лет я восстановила свое российское гражданство. Я уже думала: Господи, люди в 16 лет получают паспорт, я уже 17 жду, сколько же мне еще ждать!