Келлог: «Стамбульские договоренности» не могут быть основой для мира в Украине
Спецпредставитель США по вопросам Украины Кит Келлог сказал, что «стамбульские договоренности», которые обсуждали в начале полномасштабного вторжения, не могут быть правильным ориентиром для урегулирования войны.
Об этом чиновник заявил на Совете по международным отношениям.
Келлог отметил, что он не совсем поддерживает позицию другого спецпосланника администрации Трампа Стива Уиткоффа, который допустил возможность использования этих договоренностей в качестве стартового пункта для переговоров. Он отметил, что это может быть «отправной точкой», но не основой.
«Стамбульские требования были очень серьезными для ослабленной Украины. Я согласился бы с тем, что говорил Стив. А Стив говорил, что это отправной пункт. Но я не думаю, что это справедливая рамка. Если вы хотите, вы можете с россиянами начать с этих позиций», — подчеркнул Келлог.
По словам спецпредставителя, вместо возвращения к старым форматам необходимо разработать новый подход, учитывающий нынешний баланс сил.
Что известно о «стамбульских договоренностях»?
28 февраля 2022 года в Стамбуле начались переговоры между Украиной и рф. Некоторые раунды проходили при физическом присутствии представителей сторон, а некоторые — онлайн.
Как писало «Радио Свобода», тогда москва предложила Украине соглашение, которое фактически означало бы украинскую капитуляцию. Это был проект под названием «Договор об урегулировании ситуации в Украине и нейтралитете Украины». Это первый известный документ, излагающий условия россии по поводу мирного соглашения после начала полномасштабного вторжения.
Согласно проекту договора, россия выдвигала следующие требования:
- Украина должна сократить свою армию до 50 000 человек, включая 1,5 тысячи офицерского состава.
- Украине предлагали «не разрабатывать, не производить, не покупать и не размещать на своей территории ракетные вооружения каких-либо видов базирования с дальностью стрельбы более 250 км».
- В планах россии Украина должна была «признать независимость так называемых “Донецкой и Луганской республик”» — причем в пределах административных областей Украины (по состоянию на 24 февраля 2022 года россия контролировала лишь часть этих областей, не завоевала их полностью и теперь, в начале 2025 года).
- россия также требовала отмены всех санкций — как украинских, так и международных — отзыва всех международных исков, поданных с 2014 года.
- Именно Украина должна была взять на себя расходы по восстановлению инфраструктуры Донбасса, разрушенной с 2014 года.
- россия настаивала на предоставлении русскому языку статуса государственного и восстановлении всех имущественных прав Украинской православной церкви московского патриархата.
- Авторы проекта требовали «отменить и больше не вводить какие-либо запреты символики, ассоциирующейся в государствах с победой над нацизмом», то есть фактически снова легализовать в Украине советские и коммунистические символы. В документ был добавлен перечень украинских законов, которые авторы назвали примерами «нацификации и героизации нацизма».
Однако переговорный процесс замер в конце апреля 2022 года, поскольку стороны спорили по поводу основных положений проекта договора. В то же время армия россии отступила с севера Украины, потому что не смогла захватить Киев или заставить Украину капитулировать.