WSJ: Катастрофа F-16, в которой погиб пилот Месь, произошла, потому что США не предоставили технологию распознавания врага
Член редакционной коллегии издания Wall Street Journal Джиллиан Кей Мельхиор утверждает, что США не предоставили Украине технологию распознавания своих от чужих в воздушном бою. Именно это, мол, привело к катастрофе украинского самолета F-16, в которой погиб пилот Алексей Месь.
Об этом она написала в своей колонке.
Мельхиор ссылается на украинского депутата (вероятно, речь идет о Марьяне Безуглой, которую далее цитируют в материале) и других источниках, которые сказали, что F-16 сбили свои «дружественным огнем». Все потому, что администрация бывшего президента США Джо Байдена не предоставила украинцам технологию, которая помогает наземной противовоздушной обороне отличать своего от врага.
США и их европейские союзники используют тактическую сеть под названием Link 16. С ее помощью в реальном времени можно видеть всех участников сети — самолеты, наземные подразделения, наземные средства противовоздушной обороны и командование.
Обозреватель WSJ пишет, что Link 16 также уменьшает риск для пилотов, работающих в небе, где летают и вражеские ракеты и беспилотники, потому что их наземные коллеги могут различить свои самолеты.
По словам украинской активистки и журналистки, а также соучредительницы Международного центра украинской победы Дарьи Каленюк, на которую также ссылается Мельхиор, на момент прибытия в Украину истребителей F-16 ни они, ни комплексы Patriot не были оборудованы Link 16.
Она объясняет, что Link 16 убрали из «петриотов» для Украины, «потому что никто [не] планировал и не предполагал, что в ближайшем будущем Украина получит F-16». Когда же это произошло, технологию распознавания не вернули в технику, которую отправляли в Украину, хотя сейчас предпринимают усилия для исправления этого, говорят анонимные источники обозревателя.
Она предполагает, что США намеренно не захотели предоставить Link 16, потому что из-за осторожности администрации Байдена там боялись ответа москвы на возможную эскалацию.
Отметим, еще в сентябре прошлого года главнокомандующий Вооруженными силами Александр Сырский заявлял, что результаты расследования авиакатастрофы будут известны вскоре.
Между тем журналисты Breaking Defense со ссылкой на источники в Украине писали, что один из обсуждаемых в украинском оборонном обществе сценариев аварии F-16 — это то, что самолет случайно пролетел через облако обломков после успешного перехвата и уничтожения одной из российских ракет.
Катастрофа F-16
В Генеральном штабе ВСУ 29 августа заявили о потере истребителя F-16. Там рассказали, что американские истребители продемонстрировали свою эффективность, сбив 26 августа четыре крылатых ракеты.
Однако во время захода на цель с одним из самолетов потеряли связь. Позже выяснилось, что самолет потерпел крушение, а летчик погиб. По данным Воздушных сил, в тот день, уничтожив три крылатых ракеты и один ударный беспилотник, погиб летчик Алексей Месь.
В районе падения самолета работает специальная комиссия Министерства обороны, которая выясняет причины аварии. Николай Олещук, который тогда еще возглавлял Воздушные силы ВСУ, писал, что партнеры из США также уже присоединились к расследованию ее причин.
Президент Владимир Зеленский 30 августа уволил генерал-лейтенанта Николая Олещука с должности командующего Воздушными силами ВСУ.
Зеленский прокомментировал свое решение тем, что «на командном уровне мы должны усиливаться и беречь людей, беречь личный состав».
Временным исполняющим обязанности командующего Воздушными силами ВСУ стал генерал-лейтенант Анатолий Кривоножко.
Министр обороны Украины Рустем Умеров заявил, что увольнение Николая Олещука с должности командующего Воздушными силами ВСУ не связано с катастрофой истребителя F-16.