Украина снова наносит удары по российским нефтеперерабатывающим заводам. Почему США не в восторге

Атаки украинских беспилотников на российскую нефтеперерабатывающую инфраструктуру в этом году стали уже обычным явлением. Однако после ряда взрывов на НПЗ в европейской части россии кремль неожиданно для многих нашел соболезнования у крупнейшего союзника Украины — США. Высокопоставленные американские чиновники призвали отказаться от ударов по российским нефтеперерабатывающим объектам — и удары почти на месяц прекратили. В прошлую субботу, впервые за последние три недели, украинские беспилотники атаковали сразу два нефтеперерабатывающих завода.

Почему налеты на российские НПЗ крайне важны для Украины и почему Соединенные Штаты сдерживают нас в таком противодействии агрессору — в материале hromadske.

Нефтепереработка под прицелом

В течение последних трех месяцев удары украинских дронов вывели из строя или повредили по меньшей мере одиннадцать нефтеперерабатывающих заводов на территории россии. Подобные атаки на НПЗ преследуют сразу несколько важных целей.

Каждый взрыв на объектах нефтеперерабатывающей промышленности уменьшает количество производимого там топлива, в частности, для нужд вооруженных сил россии: от дизельного горючего и бензина до керосина и авиационной керосина, которыми заправляют российские самолеты, ракеты, танки и боевые машины пехоты.

Кроме горючего, НПЗ снабжают российскую армию и различные виды специальных масел — моторные, турбинные, трансмиссионные и гидравлические жидкости. Без них невозможно представить себе работу авиационных двигателей, гидросистем кораблей, трансмиссий танков и турбовинтовых самолетов. К примеру, стратегического бомбардировщика Ту-95МС, обстреливающего ракетами украинские города, — заметил в разговоре с hromadske Михаил Гончар, эксперт по энергетическим и безопасным отношениям, главный редактор журнала «Черноморская безопасность».

Если у вас есть горючее в баке вы все еще можете не выиграть войну; но если его нет вы ее точно проиграете.Михаил Гончар, эксперт по энергетическим и безопасным отношениям

Эксперт отмечает уровень контроля работы таких нефтеперерабатывающих объектов со стороны российской военной машины: «Недаром на некоторых НПЗ работают официальные представители министерства обороны россии, которые осуществляют военный прием продукции перед тем, как она пойдет по назначению в вооруженные силы».

В то же время, важны для россии и доходы от продажи нефти и нефтепродуктов — от них критически зависимы бюджет и экономика. Значительную часть этих поступлений российское правительство тратит на войну против Украины.

К тому же, такой удар создаст еще одну дилемму для российского руководства, поскольку нефтеперерабатывающая промышленность удовлетворяет потребности и российской армии, и гражданского сектора. Значительный дефицит нефтепродуктов остро поднимет вопрос, кого в первую очередь снабжать топливом — граждан в гражданском или людей в однострое?

За несколько месяцев регулярных атак украинскими беспилотниками российские нефтеперерабатывающие мощности сократились на 14% еще в конце марта 2024 года. С января украинские удары повредили уже 8 крупнейших нефтеперерабатывающих заводов с 36 НПЗ, работающих в россии.

Военные специалисты отмечают не только сам факт долета до цели и успешной детонации боеприпаса, но и продуманность и точность таких атак. При ударах начиненные взрывчаткой дроны взрывали не цистерны с топливом или просто здание завода, а именно ректификационную колонну — ее поражение останавливает весь производственный цикл НПЗ. Эта колонна разделяет нефть на фракции, из которых и производят нефтепродукты. Ректификационная колонна имеет вид вертикального цилиндра и может достигать 60 метров в высоту. Каждую колонну производят индивидуально под нужды нефтеперерабатывающего завода. Цена этого важного технологического аппарата — десятки миллионов долларов. Для ремонта необходимы импортные компоненты, а доступ россии к ним существенно усложнен западными санкциями.

Однако некоторые из ключевых нефтеперерабатывающих заводов, несмотря на все трудности, россия смогла быстро отремонтировать. Так, к середине апреля государство-агрессор смогло восстановить 4% своих привычных мощностей, выйдя на 90-процентную эффективность. Однако, опасаясь дефицита топлива на внутреннем рынке, российское правительство все же вынуждено приостановить экспорт бензина на полгода. То есть, украинские удары оказались действенными не только краткосрочно.

На этой волне успеха украинцы надеялись, что удары по нефтеперерабатывающей инфраструктуре будут продолжаться, а российские мощности будут гаснуть с каждым последующим прилетом дрона по ректификационным колоннам. Впрочем, вдруг такие удары прекратились.

Новых атак на российские НПЗ пришлось ждать 25 дней. В ночь на 27 апреля украинские дроны повредили сразу два нефтеперерабатывающих завода в Краснодарском крае. Удары были нанесены по НПЗ «Славянск-ЭКО» и Ильскому НПЗ. Украина уже атаковала эти заводы раньше — 9 февраля этого года беспилотники били по Ильскому НПЗ, а 17 марта поражали «Славянск-ЭКО». Во время ударов в прошлую субботу Славянский нефтеперерабатывающий завод получил значительные повреждения и частично остановил свою работу.

Что ж, Украина возобновила удары по нефтеперерабатывающим объектам после значительного перерыва. До атаки на прошлой неделе последний раз украинские дроны били по российским НПЗ еще 2 апреля. В тот день Украина нанесла один из самых глубоких ударов по территории россии с начала полномасштабного вторжения, поразив один из самых мощных современных российских заводов — «Танеко» в Татарстане. Чтобы нанести удар по этому объекту, украинские беспилотники преодолели более 1300 километров.

Атака дронов на завод в Татарстане продемонстрировала, что Украина способна наносить удары по любому нефтеперерабатывающему заводу в европейской части рф. Таким образом, в зоне досягаемости украинских сил оказались более 64% всех нефтеперерабатывающих мощностей россии.

Почему украинских ударов не было так долго?

Почти месяц без ударов по НПЗ наталкивает на вывод, что версия о давлении Соединенных Штатов имела крепкую основу. Еще 22 марта британская газета Financial Times со ссылкой на анонимные источники в американском правительстве сообщила: США предостерегли Украину, что удары по российским нефтеперерабатывающим заводам могут привести к повышению мировых цен на энергоносители и призвали прекратить атаки на НПЗ.

Предостережения правительства США были переданы высшему руководству украинских Службы безопасности и Главного управления разведки. Администрация президента Байдена немедленно отреагировала на эту публикацию:

«Мы не поощряем и не предоставляем украинским военным возможности наносить удары внутри россии», — подчеркнул Джон Кирби, советник Белого дома по вопросам национальной безопасности и стратегических коммуникаций.

Через несколько дней, 26 марта, представитель Аналог министерства иностранных дел в Соединенных Штатах АмерикиГосударственного департамента Мэтью Миллер также заявил, что в США не поддерживают удары Вооруженных сил Украины по территории россии. Впрочем, он отказался подтвердить или опровергнуть, действительно ли правительство США просил Украину прекратить удары по российским НПЗ.

На прошлой неделе стало известно, что вице-президент США Камала Гаррис лично просила Владимира Зеленского прекратить удары по российским нефтеперерабатывающим заводам во время встречи на полях Мюнхенской конференции безопасности еще в феврале 2024-го. Об этом 15 апреля написало издание Washington Post.

В интервью тому же Washington Post Владимир Зеленский признал, что реакция США на украинские удары по НПЗ в россии «не была положительной».

Но это были разговоры вокруг. Конкретнее всего высказались в Здание американского Министерства обороны пятиугольной формы используется как синоним до самого Минобороны.Пентагоне — официально во время слушаний Комитета по вооруженным силам в Нижняя палата Конгресса – американского двухпалатного парламента.Палате представителей США 9 апреля. Министр обороны Ллойд Остин предположил, что украинские удары по НПЗ могут привести к «эффекту домино» и вызвать повышение цен на нефть и нефтепродукты по всему миру.

Атаки на НПЗ в россии могут негативно повлиять на стабильность мирового рынка энергоресурсов. Украине лучше сосредоточиться на тактических и оперативных целях, которые будут оказывать непосредственное влияние на текущую борьбу.Ллойд Остин, министр обороны США

На следующий день Селест Валландер, помощница главы американского Минобороны по вопросам международной безопасности, присоединилась к критическим замечаниям своего руководителя — по ее словам, Вашингтон обеспокоен украинскими атаками на российские нефтеперерабатывающие заводы и считает НПЗ гражданскими объектами.

Обоснованы ли упреки в сторону Украины?

Согласно статье 52 дополнительного протокола к Женевским Конвенциям, касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, нефтеперерабатывающие заводы не входят в перечень гражданских объектов.

Кстати, сами вооруженные силы США и НАТО неоднократно поражали нефтеперерабатывающую инфраструктуру своих противников во время военных операций в Сирии, Ираке и Сербии. И ранее западные союзники по Антигитлеровской коалиции атаковали нефтеперерабатывающие заводы в нацистской Германии еще в 1940-х годах.

Во время операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе в 1990–1991 годах военно-воздушные силы США наносили удары по нефтеперерабатывающим заводам, нефтебазам и нефтепроводам на территории Ирака.

В 1999 году авиация НАТО бомбила Сербию — среди целей был и нефтеперерабатывающий завод в городе Панчево. Оправданием таких атак было «лишение нефтепродуктов вооруженных сил противника» .

Позже Международный трибунал ООН по бывшей Югославии, рассмотрев воздушную кампанию НАТО против Сербии, подытожил : «Нефтеперерабатывающие заводы, безусловно, являются традиционными военными объектами, но традиций недостаточно — в случае нападения на них необходимо уделять должное внимание вреда окружающей среде» .

Иными словами, с точки зрения международного права, когда речь идет об ударах по нефтеперерабатывающей инфраструктуре, проблемой являются сопутствующие убытки, но не самая цель. Более того, на стороне Украины здесь и Парламентская ассамблея Совета Европы. Согласно ее резолюции №2540 от 29 февраля 2024 года, российские нефтеперерабатывающие заводы могут считаться «законными военными целями», атаки на которые не противоречат нормам международного гуманитарного права.

Недавним прецедентом является военная кампания против террористической группировки Также известна как ИГИЛ. Международная исламистская террористическая группа, стремящаяся к созданию «всемирного халифата» — единственного государства мусульман, которое существовало бы по жестким религиозным законам.«Исламского государства» в Ираке и Сирии, во время которой США и их союзники также наносили удары по объектам добычи, переработки и транспортировки нефти.

Примечательно, что нынешний министр обороны США Ллойд Остин В октябре 2014 года.тогда одобрял удары по нефтеперерабатывающей инфраструктуре в Сирии. В то время Ллойд Остин был главой Центрального командования США и руководил разработкой и выполнением плана военной кампании по противодействию террористам в Ираке и Сирии.

Следовательно, учитывая нормы международного права и недавние прецеденты, нефтеперерабатывающие заводы являются законными военными целями. Международные институты не признали атаки на них военными преступлениями или нарушениями правил и обычаев войны. Поэтому и украинские удары по российским НПЗ таковыми не являются.

Приведут ли удары к повышению мировых цен?

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба прокомментировал упреки Пентагона, отметив, что украинские удары по российским НПЗ ни в коем случае не дестабилизируют ситуацию на мировом энергетическом рынке. Кулеба намекнул, что условием прекращения украинских ударов является предоставление Украине американской военной помощи.

Когда в россии взрывается нефтеперерабатывающий завод, мы видим проблемы на российском энергорынке. Но что-то я не вижу проблем на мировом. Послушайте, если партнеры говорят: «Мы вам даем завтра семь батарей Patriot, но у нас к вам просьба: не делайте вот этого и вот того». Тогда есть предмет для разговора.Дмитрий Кулеба, министр иностранных дел

Глава МИД дал понять партнерам, что такие меры со стороны Украины являются асимметричным способом компенсировать отсутствие их оружия: «Если у тебя нет этих батарей, нет и предмета разговора. А тебя при этом что-то просят не делать. Каждый выживает, как может», — жаловался Кулеба 15 апреля в эфире национального телемаратона «Единые новости».

Несмотря на прозвище Так, в июле 2015 года россию назвал многолетний сенатор от республиканской партии Джон Маккейн.«бензоколонки, которая только притворяется страной», доля россии в мировом экспорте нефтепродуктов — в частности, бензина и дизельного топлива — относительно невелика. Она составляет всего 1% и 3% соответственно. Другими словами, даже если гипотезировать, что украинские дроны выведут из строя все российские НПЗ, а экспорт нефтепродуктов из россии на мировые рынки исчезнет за одну ночь, катастрофы не произойдет, — заверил Михаил Гончар в комментарии hromadske.

К тому же если россия не сможет производить нефтепродукты, она будет вынуждена увеличить экспорт сырой нефти, а это приведет к снижению мировых цен на нефть. Как следствие, цены на нефтепродукты от этого могут даже упасть, ведь сырье для них будет дешевле. Кроме этого, подавляющее большинство российских нефтеперерабатывающих заводов ориентированы на удовлетворение потребностей внутреннего рынка россии, и лишь небольшая часть российских НПЗ ориентирована на экспорт.

Михаил Гончар догадывается, что спекуляции американской верхушки на теме ударов по российским заводам вызваны президентскими выборами, в которых в ноябре этого года будет участвовать действующий глава государства Джо Байден. Мол, связи с реальностью у этих заявлений нет, но создают иллюзию для американского электората.

Избиратель хочет, чтобы цены на горючее на заправках были как можно ниже, поэтому его уверяют, что администрация президента прилагает усилия для сохранения спокойствия на мировом рынке. Якобы украинцы делают там что-то не так, а правительство США указывает им на ошибки, потому что заботится о национальных интересах. Вашингтонские политтехнологи считают, что на голосовании осенью такую заботу оценят.Михаил Гончар, эксперт по энергетическим и безопасным отношениям

По мнению Гончара, упреки в сторону Украины призваны также снять с администрации Байдена ответственность за неспособность обуздать йеменских хуситов, атаки которых на танкеры с нефтью в Аденском заливе и Красном море действительно приводят к росту мировых цен на нефть из-за логистических проблем. Поставщики вынуждены выбирать гораздо более длинные маршруты из соображений безопасности. Поскольку признать свою слабость в этом вопросе американские власти не хотят, списывают все на украинские удары по россии.

В то же время высокие цены на нефть выгодны не только врагам Америки, таким как россия и Иран, для которых продажа энергоносителей является критически важным источником бюджетных поступлений. Ведущие нефтегазовые компании США, такие как Chevron и ExxonMobil, также хорошо зарабатывают благодаря высоким нефтяным ценам.

Эксперт указывает и на возможную роль американских нефтедобывающих компаний, поддерживающих связь с американскими чиновниками:

Компании ExxonMobil и Chevron традиционно имеют влиятельное лобби в Вашингтоне. Еще с 20-х годов прошлого века их интересы имеют большое значение для политики США. Они также известны своим участием в масштабных проектах по добыче нефти в Казахстане еще с 1990-х годов. Этот факт может иметь большое значение в контексте позиции Белого дома по отношению к украинским ударам по НПЗ в россии.Михаил Гончар, эксперт по энергетическим и безопасным отношениям

Нефть, которую компании ExxonMobil и Chevron добывают в Казахстане, транспортируется на мировой рынок именно через россию, по нефтепроводу «Тенгиз — Новороссийск» Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). А вот оператором нефтепровода КТК является российская государственная компания «Транснефть».

Поэтому теоретически россия может принять меры, чтобы заблокировать транспортировку казахстанской нефти, которую добывают американские нефтегазовые гиганты. В таком случае ExxonMobil и Chevron терпят значительные убытки.

Обе компании являются крупными налогоплательщиками в Соединенных Штатах и хорошо умеют лоббировать свои интересы. Так, в 2022 году компании ExxonMobil и Chevron отчитывались о доходах в размере 235 миллиардов долларов и 413 миллиардов долларов соответственно. Для сравнения ВВП Украины в 2023 году составил около 164 миллиардов долларов США.

Между прочим, корпоративный отчет компании ExxonMobil за 2022 год содержит оговорки относительно рисков для компании из-за российско-украинской войны: «Если россия предпримет контрмеры в ответ на уже существующие санкции из-за ее военных действий в Украине, возможно, что транспортировка казахстанской нефти через трубопровод КТК может быть прервано, свернуто, временно приостановлено или иначе ограничено. В таком случае корпорация ExxonMobil может понести потери денежных потоков неопределенной продолжительности» .

Доподлинно неизвестно, в какой степени оговорки компании ExxonMobil влияют на формирование «красных линий», которые правительство США определяет для Украины. Мы вообще не можем утверждать, что такие «красные линии» существуют и «они с нами в одной комнате».

Впрочем, удары прекратились. На ситуацию могло повлиять и долгожданное решение о предоставлении Украине помощи более чем на 61 миллиард долларов. Ведь именно об удовлетворении украинских нужд говорил Кулеба, оправдывая налеты на НПЗ. Вопреки всем американским предупреждениям, в минувшую субботу сезон охоты на нефтеперерабатывающие объекты в россии был возобновлен. Как долго он продлится — покажет время.

В любом случае атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы не противоречат правилам и обычаям ведения войны и не дестабилизируют ситуацию на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Следовательно, Украина может наносить удары по нефтеперерабатывающей инфраструктуре, если сочтет нужным, обеспечивая свое право на самооборону в условиях неспровоцированной и незаконной агрессии со стороны россии.