Десятая годовщина трагедии MH17: преступление россиян, похоронившее надежды на мир в Европе
Ровно десять лет назад, 17 июля 2014-го, в небе над Донецкой областью российские военные сбили пассажирский самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 из Нидерландов в Малайзию. На борту самолета находились 283 пассажира и 15 членов экипажа298 человек, среди которых 80 детей. Все они погибли.
Сегодня, как и каждый год в этот день, родственники и друзья погибших соберутся в парке возле аэропорта Схипхол в Большинство погибших — 193 — граждане НидерландовНидерландах, чтобы почтить память тех, кого убили россияне. В парке, который стал частью национального мемориала MH17, высадили 298 деревьев — по одному в честь каждой жертвы трагедии.
Доказало ли следствие вину россиян, кто из осужденных уже в тюрьме, какие шансы наказать руководство рф за уничтожение гражданского самолета и к каким политическим последствиям привела катастрофа рейса MH17 — в материале hromadske.
Кого признали виновными и в чем именно?
Пассажирский самолет рейса MH17 исчез с радаров в небе над оккупированной частью Донецкой области 17 июля 2014 года в 16:20 по киевскому времени. После 2 часов 49 минут полета авиалайнер приближался к российской границе на высоте 10 тысяч метров.
Сразу после того, как самолет пропал с радаров, так называемый министр обороны «Донецкая народная республика» — марионеточное образование на оккупированной территории Донецкой области, созданное подконтрольными россии боевиками в 2014 году«ДНР», россиянин Игорь Гиркин (Под этим псевдонимом Игорь Гиркин стал известен в начале войны в 2014 годуСтрелков), сделал в социальных сетях сообщение об «уничтожении украинского военного самолета». Но когда боевики прибыли к месту авиакатастрофы вблизи села Населенный пункт недалеко от Торецка Донецкой областиГрабово, они обнаружили, что это был гражданский авиалайнер.
Гиркин быстро удалил свое сообщение, однако о сбитии самолета «донецкими сепаратистами» успели сообщить даже в российских новостях. Так что фактически россияне сразу признали свое преступление. Более того, российский дипломат Виталий Чуркинпредставитель россии в ООН через несколько дней, 21 июля, подтвердил, что «люди с востока» говорили о сбитии самолета. Тогда он сказал: «Если они это совершили, это был конфуз, а не террористический акт».
Вскоре риторика москвы изменилась в корне: и власть, и медиа на протяжении всех этих 10 лет во всем обвиняют Украину. Даже после завершения международного расследования, которое длилось более 5 лет.
Привлечь виновных к ответственности пытаются в нескольких параллельных судебных процессах. По одному из них после двухлетнего рассмотрения дела Он рассматривал это дело, поскольку преступление было совершено против 193 граждан Нидерландовнидерландский Окружной суд Гааги предъявил обвинения трем гражданам рф и одному коллаборанту с украинским паспортом. В конце концов, 17 ноября 2022 года суд объявил приговор — к пожизненному заключению приговорили:
- Игоря Гиркина (Стрелкова) — гражданина россии, офицера Федеральная служба безопасности — российская спецслужбаФСБ и бывшего Эту роль в марионеточной республике Гиркин исполнял с мая по август 2014 года. В то время он подчинялся российскому Главному управлению разведки«министра обороны» так называемой «ДНР»;
- Сергея Дубинского — гражданина россии, генерал-майора вооруженных сил рф;
- Леонида Харченко — гражданина Украины, бывшего главу так называемого управления военной разведки «ДНР».
Так в чем именно их признали виновными? Конкретно доказать удалось перевозку зенитно-ракетного комплекса «Бук» из Курской области россии на неподконтрольную территорию Украины. Именно из этого оружия сбили малайзийский самолет. После этого, как установило следствие, именно Гиркин, Дубинский и Харченко способствовали немедленной эвакуации «бука» обратно в россию, чтобы замести следы преступления.
В то же время единственного из подозреваемых, которого в суде представлял адвокат, — гражданина рф и подполковника запаса воздушно-десантных войск россии Олега Пулатова — оправдали за неимением доказательств по делу.
Гаагский суд также обязал осужденных выплатить компенсацию родственникам погибших пассажиров рейса MH17 в размере 16 миллионов евро. Стоит отметить, что пока речь идет именно о формальном наказании, ведь россия отказывается выдавать осужденных — ни один из них до сих пор не арестован. Поэтому приговор по результатам уголовного процесса был оглашен заочно.
Военный преступник, дерзкий блогер и важный свидетель
Впрочем, один из осужденных находится в тюрьме, причем в россии. Однако он отбывает наказание по другому делу. После начала полномасштабного вторжения Гиркин, который тогда уже был гражданским «экспертом и блогером», стал публично критиковать военно-политическое руководство рф «за провальные решения и поражения в российско-украинской войне». Хотя долгое время на него почти не распространялась цензура, дерзость военного преступника в кремле все же решили наказать. В январе 2024 года Гиркин был приговорен к четырем годам колонии по статье о «публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности».
Поскольку всех виновных в катастрофе MH17 объявили в международный розыск, россия теоретически может выдать преступника Нидерландам. Однако вряд ли это произойдет, пока режим владимира путина не прекратит свое существование. Хотя его в конце концов и «посадили за многословие», Игорь Гиркин — исполнитель, добросовестно делавший то, что приказывали ему руководители из москвы.
А еще он важный свидетель, который мог бы помочь доказать вину своего руководства, не фигурирующего среди обвиняемых из-за отсутствия доказательств. Одно дело — отвечать за военные преступления, а совсем другое — за развязывание всей войны.
Собственно, когда Гиркин в 2022 году якобы отправился на фронт, украинское Главное управление разведки и целый ряд волонтеров и военных объявили вознаграждение тому, кто возьмет его в плен. Его присутствие на международном процессе было бы для путинского режима настоящей катастрофой.
Разветвленное правосудие
Кроме уже упомянутого Окружного суда Гааги, дело о сбитии MH17 рассматривает и Европейский суд по правам человека по коллективной жалобе Украины и Нидерландов против россии; а также Он также расположен в нидерландской Гааге, однако не связан с местным Окружным судомМеждународный суд ООН — в рамках иска Украины против рф. Процесс в суде Организации Объединенных Наций касается военных преступлений, совершенных россией на территории Украины, а сбитие малазийского самолета — один эпизод из целого ряда.
Сейчас именно судебный процесс в Гаагском окружном суде наиболее резонансный. Рассмотрение дела опиралось на расследование На английском Joint Investigation Team — известна также по сокращению JITОбъединенной следственной группы, в которую вошли представители пяти стран: Украины, Нидерландов, Малайзии, Австралии и Бельгии.
Следователям удалось установить безоговорочную причастность россии к сбитию авиалайнера — в частности, с помощью информации от свидетелей, находившихся на месте событий в день катастрофы.
Накануне десятой годовщины сбития самолета Жозеп Боррель, высокий представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, призвал россию наконец взять на себя ответственность за авиакатастрофу, в которой погибли 298 человек. Боррель сообщил, что доказательства, представленные Объединенной следственной группой во время судебного процесса в Окружном суде Гааги, уже переданы в Европейский суд по правам человека и Совет международной организации гражданской авиации. По словам чиновника, эти доказательства не оставляют сомнений, что зенитно-ракетный комплекс «Бук», из которого был сбит малайзийский авиалайнер, принадлежал российским вооруженным силам.
MH17 — не первая воздушная цель россиян
Малайзийский авиалайнер был не первой воздушной целью, уничтоженной россиянами в 2014 году. Еще 2 мая подконтрольные им боевики сбили два украинских военных вертолета Ми-24 возле оккупированного Славянска в Донецкой области. Тогда погибли 5 украинских военных.
Через месяц, 14 июня, они уничтожили украинский военно-транспортный самолет Ил-76 во время захода на посадку в аэропорту Луганска. Тогда погибли 40 бойцов 25 воздушно-десантной бригады и 9 членов экипажа.
1 июля 2014 года Украина отреагировала на эти события закрытием воздушного пространства для гражданской авиации над зоной боевых действий. Поскольку вертолеты и самолет сбили из Переносной зенитно-ракетный комплексПЗРК на малой высоте, запрет на полеты гражданской авиации распространялся на высоту до 7900 метров над уровнем моря. Однако за несколько дней до катастрофы MH17 россияне начали использовать комплексы с гораздо большим радиусом действия.
Так, 14 июля они применили «бук» для уничтожения украинского военно-транспортного самолета Ан-26 на большой высоте в небе над Луганской областью. Тогда командир экипажа Дмитрий Майборода и летчик Дмитрий Шкарбун остались на борту удерживать самолет от срыва в штопор — они погибли. Еще пятерым членам экипажа и одному сопроводителю груза удалось эвакуироваться — один из военных после десантирования попал в плен.
А уже 16 июля, также в Луганской области и снова выстрелом из «бука», россияне поразили украинский истребитель Су-25. Украина немедленно отреагировала на уничтожение своих военных самолетов на большей высоте — усилила С 14 июля ограничение на полеты над зоной боевых действий распространялось уже на высоту до 9750 метровограничения для гражданской авиации.
17 июля пассажирский Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines летел на высоте всего на несколько сот метров больше установленного лимита — его сбили на высоте 10 060 метров.
Как доказали вину?
В течение многолетнего расследования международной команде следователей удалось поминутно реконструировать обстоятельства, повлекшие уничтожение пассажирского самолета. Объединенная группа узнала, когда, как и где террористы произвели выстрел из зенитно-ракетного комплекса «Бук».
Для этого следователи обнаружили свидетелей, анализировали видео- и фотодоказательства, публикации в социальных сетях, спутниковые снимки и перехваченные телефонные разговоры между боевиками и их кураторами из российских спецслужб и вооруженных сил рф.
Объединенной группе удалось установить, каким образом зловещий «бук» попал на оккупированную территорию Донецкой области и как потом вернулся в россию.
Для управления сложным ЗРК «Бук» состоит из станции обнаружения, командного пункта, пуско-зарядной установки и самоходной огневой установкикомплексом необходимо пройти длительную подготовку. «Буки» разных модификаций имеют на вооружении и ВСУ, и ЗРК «Бук» есть только у регулярных армий — парамилитарные группировки так называемых «ДНР» и «ЛНР» такого вооружения не имелиармия рф — этим активно пользовалась российская пропаганда, утверждая, что авиалайнер сбили украинцы. В более «мягкой» версии это могли сделать и «сепаратисты», но по крайней мере из захваченного у украинцев ЗРК. Кто-то напрямую обвинял наше государство и строил разнородные конспирологические теории, а кто-то распространял идею «не все так однозначно».
Однако следователям удалось четко установить, что самолет рейса MH17 был сбит российской ракетой 9М38 из комплекса «Бук» 53 зенитно-ракетной бригады вооруженных сил рф, которая дислоцируется в поселке Маршала Жукова в Курской области. Объединенная следственная группа узнала даже серийный номер ракеты, поразившей малазийский авиалайнер: боеприпас с серийным номером 8869032 произвели на оружейном заводе в городе Долгопрудный Московской области.
По данным следствия, «бук» пересек российско-украинскую границу в ночь на 17 июля 2014 года в районе поселка Северный Луганской области. На оккупированной территории Украины российский ЗРК загрузили на тягач Volvo, которым его транспортировали сначала в Донецк, а затем через Зугрес и Шахтерск в город Снежное — с его окрестностей и осуществили смертоносный запуск ракеты.
Во время судебного процесса в Окружном суде в Гааге один из свидетелей подтвердил, что тогда, 17 июля, собственными глазами видел «бук» в поле неподалеку от оккупированного города Снежное и наблюдал, как оттуда вылетела ракета. Это было около 16:20 по Киеву — именно в это время связь с рейсом MH17 была навсегда прервана.
Самолет уничтожили в 50 километрах от территории россии уже после того, как пилоты малайзийского авиалайнера сделали запрос на вхождение в воздушное пространство рф. Этот запрос даже успели принять и удовлетворить российские диспетчеры.
Согласно показаниям По делу он числится под кодовым именем Х48 для обеспечения анонимностиэтого самого свидетеля, возле ЗРК «Бук» во время подготовки к выстрелу находились четыре солдата в форме цвета хаки без опознавательных знаков и в шлемах с наушниками. По словам свидетеля, они разговаривали с ярко выраженным российскими акцентом и выглядели не так, как боевики «ДНР», которых он видел раньше на оккупированной территории.
Перехваченные Службой безопасности Украины переговоры между боевиками «ДНР» и российскими военными сразу после уничтожения малазийского самолета указывают на то, что они сознательно сбили воздушную цель. Они были уверены, что уничтожили украинский военный самолет. Удаленное сообщение в соцсетях, в котором главарь боевиков Гиркин подтверждает сбитие лайнера, сохранилось в архиве поисковой системы Google — сторона обвинения приобщила и его к делу.
Следствию удалось доказать, что именно россия несет полную ответственность за уничтожение пассажирского самолета. Хотя в рф и выдвигали десятки альтернативных версий, после пяти лет тщательного расследования удалось опровергнуть все. В конце концов прокуратура Нидерландов отвергла такие версии трагедии, на которых официально настаивала россия:
- якобы уничтожение малайзийского авиалайнера украинской системой ПВО;
- якобы внутренний взрыв на борту самолета;
- якобы уничтожение лайнера с украинского военного самолета.
Политические последствия
Перед крушением MH17 война в Украине воспринималась в мире как небольшой региональный конфликт или даже гражданская война между украинским правительством и «сепаратистами Донбасса».
Уничтожение россиянами пассажирского самолета всколыхнуло мир, так как на борту были 193 нидерландца, 43 малайзийца, 27 австралийцев и граждане еще 7 стран. После этого российская агрессия стала очевидна для западных обществ, которые не очень интересовала аннексия Крыма и бои в восточных областях Украины.
До уничтожения малайзийского самолета кремль уверял мировое сообщество, что его войск на территории Донецкой и Луганской областей нет, даже в Крыму, мол, были только местные и добровольцы. В конце концов именно дело MH17 впервые закрепило в международных правовых документах то, что на территории Украины действуют именно военные вооруженных сил рф.
Эта трагедия стала точкой невозвращения для Запада, доверие которого к россии было разрушено. С тех пор западные политики, настаивавшие на необходимости нормализации отношений с рф, начали стремительно маргинализироваться.
Например, Марк Рютте, возглавлявший в 2014-м правительство Нидерландов, поделился, что катастрофа MH17 стала «самым драматическим и эмоциональным событием» за все время его премьерства — с далекого 2010-го по 2024-й. В октябре этого года Рютте заменит Йенса Столтенберга на посту генерального секретаря НАТО, поэтому во главе Североатлантического альянса станет один из наиболее последовательных сторонников поддержки Украины в войне против россии.
Именно после сбития малайзийского пассажирского самолета правительства Нидерландов и других европейских стран начали постепенно менять свою позицию с нейтральной на проукраинскую. Конечно, еще долгое время эта позиция была слишком сдержанной, а санкции вялыми, однако откровенно занимать пророссийскую позицию после сбития пассажирского самолета стало как минимум плохим тоном.
Уничтожив пассажирский самолет, россия перешла рубикон и начала терять свое влияние, двигаясь к политической и экономической изоляции. Международный резонанс, вызванный трагедией МН17, долгое время заставил кремль снизить уровень эскалации в противостоянии с Украиной. Вполне возможно, что гибель пассажиров малазийского авиалайнера и острая реакция международного сообщества на это событие отсрочили полномасштабное вторжение россии в Украину.