Некомпетентный микроменеджер или порядочный офицер? Что говорят о комбриге 59 ОМБр, которого обвиняют в гибели бойцов

В начале полномасштабного вторжения 59 отдельную мотопехотную бригаду имени Якова Гандзюка возглавил Вадим Сухаревский. Под его командованием бригада принимала участие в боях за Херсон, а с декабря 2022 года и до начала 2024-го воевала на Авдеевском направлении. За это время бригада снискала славу одной из самых боеспособных в Сухопутных войсках.

В феврале 2024-го Сухаревского назначили заместителем главнокомандующего Александра Сырского, уже в июне — командующим Силами беспилотных систем. С тех пор 59 ОМБр сменила еще двух командиров. До апреля ею руководил Максим Стеценко. А вот с апреля бригаду возглавил 33-летний подполковник Богдан Шевчук.

«Сейчас гораздо хуже, после смены Сухаревского», — кратко описал ситуацию один из офицеров, который работает в штабе бригады.

Недавно претензии к Богдану Шевчуку вылились в публичное пространство — сначала от журналиста Юрия Бутусова, а затем и от парамедика Екатерины Полищук, известной как Полищук — волонтер и парамедик медицинского батальона «Госпитальеры». В начале полномасштабного вторжения участвовала в обороне Мариуполя, в мае 2022-го попала в плен вместе с другими защитниками «Азовстали».Пташка. Комбрига обвиняют в плохом управлении, сомнительных поручениях и пренебрежении жизнью бойцов.

А вот бывшие подчиненные Шевчука из 68 отдельной егерской бригады, где тот был командиром батальона, наоборот поддержали его публичным обращением.

Заступился за подполковника и еще один знакомый Шевчука — военный Вадим Дякевич. Он отметил, что тот — боевой офицер, который выполнял задания в тылу у врага.

«Богдан действительно порядочный человек, порядочный командир. Он всегда сдержан, позитивен, "топил" за своих бойцов», — вспоминает Дякевич.

«А чего они в Красногоровке?» — «Так вы и отправили»

«Самая большая проблема сейчас — это микроменеджмент, когда едва ли не каждому пилоту ставят задачу, на какой куст нужно смотреть», — жалуется в разговоре с hromadske один из дронщиков бригады, который служил и при Сухаревском. Он утверждает, что в его области ситуация ухудшилась.

По его словам, при командире Сухаревском проблем с поиском Беспилотный летательный аппарат.БпЛА у них не было, в отличие от сегодняшнего дня. Вспоминает, как Шевчук собрал пилотов в выходной и сказал: «Сложные времена».

Новый комбриг призвал их самостоятельно искать дроны. Когда пилоты сами нашли 200 штук, комбриг подписал акты — поставив условие, что беспилотники передадут на склад, а он сам будет распределять, кому выдавать.

Дронщик 59 ОМБр возмущается: «Ребята где-то крутились, нашли те беспилотники… А он сказал, что сам лучше знает, как им распоряжаться. Он никого не хочет слушать, ни к кому не прислушивается. Считает, что лучше знает, как и что сделать».

Другая практика, на которую жалуется пилот БпЛА, — тактика «тушения пожаров». Так военные описывают ситуации, когда вместо тщательного планирования операций на фронте хаотично «закрывают дыры».

Посыпался фронт на Красногоровке — он тупо всех бросает на Красногоровку. А потом начинает сыпаться фронт на Карловке — он кричит лететь уже туда. Ему отвечают, что все в Красногоровке, а он возмущается: «Чего они в Красногоровке?!» Когда говорят, что это он сам отправил, то реагирует, будто и не знал: «Да? Бл*дь…»военный 59 ОМБр

В свою очередь, пресс-офицер 59 бригады Сергей Цехоцкий в комментарии hromadske отметил, что подполковник Шевчук, несмотря на свой молодой возраст, «из кожи лезет», чтобы что-то сделать и обеспечить бригаду.

Он все время в движении, не сидит в штабе — ездит по подразделениям. Это реально больно, бьет по моральному духу. Вообще это нельзя выносить в публичное пространство.Сергей Цехоцкий, пресс-офицер 59 ОМБр

Защищает командира и брат Богдана Шевчука — Вячеслав. Он возглавляет роту в 68 бригаде, где раньше его брат руководил батальоном. В комментарии hromadske военный утверждает, что Богдан Шевчук «всегда преданно и честно служил украинскому народу», но в то же время он действительно очень требователен к подчиненным: «Рассчитывает, что все должны так же преданно служить, как и он».

Парамедик Екатерина Полищукhromadske

Три дня подготовки — и на фронт

И публично, и частно военные обвиняют командование бригады в халатном отношении к жизням бойцов и ненадлежащей подготовке новобранцев.

Наш собеседник Юрий долгое время служил в тылу — в Государственной специальной службе транспорта. Там он работал поваром, а весь его прошлый «боевой опыт» — стрельбища дважды в год.

По распоряжению главнокомандующего Александра Сырского военных, которые длительное время находились в тылу, стали отправлять на ротацию на передовой. Именно так Юрий и попал в 59 бригаду.

После коротких тренировок ему приказали заступать на позиции в Красногоровке в Покровском районе Донецкой области. Тогда там развернулись сложные бои. В конце концов, военный решил пойти на «самоволку».

Нам объяснили: «Три дня на полигоне — и все, вы едете». Мы же поехали домой, потому что не согласны с тем, что нас отправляли на штурм без должной подготовки. У нас даже не хватало снаряжения.Юрий, военный 59 ОМБр, который ушел в СОЧ

В публичном обращении родные военнослужащих 59 бригады жалуются, что их близких отправляют на опасные позиции с «билетом в один конец». По их словам, командование отправляет на передовую бойцов, большинство из которых имеют серьезные болезни и почтенный возраст — зная, что шансов вернуться почти нет.

Сразу на штурмы без слаживания отправили и бойцов из подразделения, которое состоит из бывших осужденных, — утверждает пилот дронов, служащий в 59 бригаде. Он с камеры коптера наблюдал, как разворачивалось первое сражение бывших заключенных, которые должны были «зачищать» дома.

Как рассказал дронщик, бойцы прошли лишь базовую подготовку, а во время этих учений их «максимально морально угнетали». По его словам, они настреляли только 60 патронов, а большую часть времени подметали, рыли окопы, отжимались и выполняли простейшие подсобные задачи. После этого их якобы сразу бросили в бой. Это закончилось потерями, поскольку позиции там уже были оцеплены россиянами с трех сторон.

Война, которая была с 2014 года, совсем не такая, как сейчас. Если кто-то из заключенных и служил в АТО, то тогда не было такой войны дронов. Пилоты, которым было небезразлично на парней, максимально быстро пытались «подтянуть» их на полигоне — чтобы они хоть поняли, что это такое. Они не боялись дронов, потому что не знали, что от них можно умереть. Вышло так, что дроны их и убили.военный 59 ОМБр

Уходят с позиций или исчезают без следа

«Ребята, приветствуем вас в 59 бригаде. Отсюда три пути: Из жаргона военных — погибший в бою.200, Из жаргона военных — ранен в бою.300 и Самовольное оставление части. Часто используют как синоним дезертирства, хотя юридически это разные понятия.СОЧ», — такие первые слова от старшины роты вспоминает Имя изменено по просьбе собеседника.Николай.

Он — один из бойцов, которого вместе с Юрием перебросили из тыловой части в пехоту. За неделю пребывания в бригаде он самовольно покинул часть. Вместе с Николаем в одну из рот попали еще семеро парней. Одного из них отправили на операцию, трое пошли в «самоволку», двоих считают пропавшими без вести, а еще один тяжело ранен.

Одна из причин, почему военные 59-ки самовольно покидают расположение, заключается в том, что бойцов одного профиля перебрасывают на совсем другой, без предварительной подготовки, — объясняет собеседник hromadske. По словам пилота бригады, 15 танкистов, которых неподготовленными отправили на пехотные позиции, ушли в СОЧ. Похожая ситуация и с артиллеристами, которых отправляют в ту же пехоту. Правда, о такой практике артиллеристы бригады сообщали hromadske и раньше — еще в феврале, когда у них был другой комбриг.

«С пилотами та же история: многие идут в СОЧ, есть и 300-е. А все из-за задач занимать позицию максимально близко к линии фронта», — рассказывает боец.

В обращении от семей военнослужащих 59 ОМБр упоминается о многочисленных случаях, когда бойцы исчезают без следа. Их семьи не знают, в плену ли они, ранены или погибли. Командование обвиняют в нехватке информации о состоянии и пребывании военных: «Нам нужна честная и открытая коммуникация. Мы больше не можем оставаться в неизвестности о судьбе наших сыновей, мужей и братьев».

Мать одного из бойцов рассказала нам, что ее сына Вовлечение военных из одного подразделения в состав другого на время выполнения определенного задания.прикомандировали в 59 бригаду в конце мая этого года. В первый день он был на учебе, а уже на следующий перестал выходить на связь. Женщине сказали, что ее сын либо в плену, либо убит. Тело пока не ищут, потому что «там идут бои».

Он даже не успел понять, что там, как и к чему… Дали машину — он поехал в Покровск купить одежду. Больше он ничего не говорил, просто не было времени… Совсем чужие люди, чужая бригада.мать пропавшего военного из 59 ОМБр

Главного разведчика — на передок?

Один из самых громких случаев при руководстве ОМБр Богдана Шевчука — гибель верхушки бригадной разведки, которым командир подписал боевое распоряжение по поводу выхода на передовую. Погиб, в том числе, и сам руководитель разведки. Внутри 59-й говорят: когда об этом начали говорить, это повлияло и на рядовых.

«Конечно, когда такое становится известным, это видят и рядовые бойцы. Такое ни разу не прибавляет мотивации. У меня создается впечатление, что он просто некомпетентен», — считает еще один наш собеседник, который служит в этой бригаде.

Вячеслав Шевчук, брат комбрига 59-й, рассказывает, что решение отправить руководителя разведки не было наказанием, а наоборот — инициативой самого военного, который предложил командиру вывести группу в тыл врага. По словам Вячеслав Шевчука, перед выходом на позиции комбриг еще раз позвонил главному разведчику и спросил, точно ли тот пойдет, ведь это могут сделать и его подчиненные.

«Он, как настоящий военнослужащий, как командир своего подразделения и человек, сказал, что выведет своих людей. Я понимаю, что комбриг не возражал, хотя и сказал, что тот может остаться», — утверждает Вячеслав Шевчук.

Не было приказа, что ты уходишь и все. Он выводил группу. Они на полтора километра зашли в тыл противника — и их поразили вражескими сбросами, в результате чего начальник разведки погиб.Вячеслав Шевчук, военный и брат комбрига 59 ОМБр

Кроме того, по данным hromadske, Богдан Шевчук со времени назначения на должность снял трех командиров батальонов. Один из них — Максим (Кондор), который служил в бригаде семь лет, придя туда еще Максим не ответил на просьбу прокомментировать ситуацию.солдатом. Вячеслав Шевчук объяснил это тем, что комбатов сняли за невыход на позиции и оставление военными боевых позиций, в результате чего погибли бойцы смежных подразделений.

«Он бережет людей»

33-летний Богдан Шевчук — кадровый офицер родом из Житомирской области. Он начинал свою службу в 25 бригаде, дальше была 95-я, а вторжение встретил в командовании Десантно-штурмовых войск. По словам его брата, уже в звании майора Богдан Шевчук участвовал в боях за Киевскую облать и водил разведгруппы в бой.

Позже возглавил батальон в 68 егерской бригаде имени Олексы Довбуша. В комментарии hromadske бывший пресс-офицер Евгений Назаренко рассказал, что там Шевчука считали «порядочным и грамотным офицером».

Личный состав батальона о нем отзывался довольно неплохо — не было никаких нареканий. Помню его только с хорошей стороны. Он бережет людей. Что у него в 59-й не выходит, не знаю.Евгений Назаренко, бывший пресс-офицер 68 ОЕБр

Первый батальон под руководством Богдана Шевчука освобождал Благодатное под Город в Донецкой области. С марта 2022 года оккупирован и фактически уничтожен россиянами.Волновахой. Его брат утверждает, что Богдан на бронетранспортере сам вел людей в бой.

Впоследствии офицер возглавил штаб 68 бригады, а затем стал заместителем командира. Именно на этих должностях его, по словам брата, заметил Тогда командующий оперативно-стратегической группировкой войск «Хортица» и командующий Сухопутными войсками ВСУ.Александр Сырский. Он остался доволен работой офицера в Харьковской области, поэтому и назначил молодого подполковника руководить 59 бригадой.

Вячеслав Шевчук отмечает: с Сырским или любым другим представителем высшего командования у них нет родственных связей, о чем заявляла парамедик Пташка.

Богдан с детства мечтал быть военным. Наш отец — простой каменщик, который работал, а мать ездила по заработкам, некоторое время была уборщицей и сейчас тоже работает. У нас ни одного офицера в семье.Вячеслав Шевчук, военный и брат комбрига 59 ОМБр

Вячеслав Шевчук говорит, что из их семьи воюют не только он с братом: «Наш отец сейчас тоже проходит службу простым солдатом в другой бригаде».

Насколько Богдан Шевчук справляется с обязанностями командира бригады, теперь выясняет Военная служба правопорядка ВСУ — главнокомандующий Сырский поручил службе посетить зону ответственности 59 ОМБр и провести проверку по поводу недавних потерь среди бойцов.

По информации hromadske, комиссия уже на месте и изучает ситуацию. Пресс-офицер бригады Сергей Цехоцкий сообщил нам, что пока идет проверка, он и сам Богдан Шевчук воздержатся от дополнительных комментариев по поводу эпизодов, озвученных в статье.