«Моя работа — уничтожить как можно больше российских военных». Сапер-конструктор из 28 бригады
— Да, вот это — ПОМ-2 (советская противопехотная осколочная мина натяжного действия — ред.), — говорит сапер-конструктор Феликс из 28 бригады, который медленно грузит мины в небольшой ящик в своем багажнике. Наша задача — загрузить все мины в машину и довезти их в мастерскую Феликса целыми.
— Это с ними очень осторожно надо? — спрашиваю его.
— Ну, не прям, чтобы очень, но осторожно.
— Феликс, может, тогда поедем помягче? — спрашивает пресс-офицер Фокс.
— Зачем? Я ведь не зря ящик взял.
— Я, может быть, и не узнаю, что она взорвется, — смотрит на мины Фокс.
— Узнаешь сначала, — говорит Феликс. — А потом, через несколько секунд, сработают противотанковые мины.
Фокс оглядывается на багажник. Противотанковых мин в машине Феликса не менее десятка. Пресс-офицер качает головой: «Я бы лучше пешком возвращался домой». Впрочем, мы все вместе садимся в машину. Рядом с нами на заднем сиденье в другом ящичке едут еще с десяток противопехотных мин. Я боюсь даже ставить возле них ноги, поэтому немного прижимаю Фокса к двери. Мы нервно шутим — не повезет, если кто-то случайно врежется в нашу машину по дороге в мастерскую Феликса. В Донецкой области военные ездят резко и быстро.
«Неужели вы мне не доверяете? — спрашивает Феликс. — Я что, похож на самоубийцу?»
Феликсу — 42. Саперным делом занимается с 2001 года, когда попал на срочную службу. Эта профессия настолько пришлась по душе, что после окончания службы пошел учиться на сапера в Каменец-Подольский, а затем поехал на службу в Ливан — «набираться практики».
Сам Феликс родом из Крыма, но до полномасштабного вторжения с женой и маленьким сыном жил в Мариуполе. В конце марта 2022 жена с сыном выбрались из Мариуполя в Днепр, Феликс тогда уже снова был на службе. Сейчас сыну Феликса 7 лет. Он мечтает стать военным — как папа.
«Жена, бывает, звонит и говорит: “Поговори с ним, он плачет, скучает по тебе”. Говорю, он успокаивается, на время хватает. Скажем так: это папы сынок больше, не мамы», — говорит Феликс.
В 28 бригаду мужчина попал еще в 2014 году, тогда — в подразделение по разминированию при 3 батальоне бригады, а позже стал командиром подразделения. Прослужил на востоке до 2016-го, а затем вернулся в гражданскую жизнь. До полномасштабного вторжения работал строителем, а после — вернулся в бригаду.
Сейчас Феликса знают не только в 28-й — к нему за консультациями приходят саперы из других бригад, а некоторые подразделения даже обращаются за помощью по выработке взрывчатых веществ.
По дороге в мастерскую мы заезжаем в местный магазин бытовой техники на закупки для Феликса. Ему пришла задача от спецслужб, какая именно — Феликс не рассказывает, только надеется впоследствии услышать об успехе операции в новостях.
«Моя работа — уничтожить как можно больше российских военных, где и когда — мне безразлично. Только появляется возможность это сделать, даже просто испугать — страх ведь деморализует, — я это делаю. Впрочем, желательно, чтобы это было убийство, утилизация», — говорит сапер.
На несколько минут Феликс останавливается возле мультиварок. Смотрит цены. Подавляющее количество закупок он делает за свой счет, поэтому откладывать на жизнь после войны у мужчины не получается. «Вкладываюсь в бомбочки», — смеется Феликс.
— Здесь можно Бризантная взрывчатка, принадлежащая группе взрывчатых веществ повышенной мощности.гексоген плавить, — объясняет нам Феликс, показывая на мультиварку. Выставил нужную температуру в мультиварке и делаешь паровую баню.
— А где эта линия разграничения между: сделать пирожок и расплавить тротил? — спрашивает Фокс.
— Поверь, все зависит…
— Все границы в моей голове? — перебивает Фокс.
— Да, — смеется Феликс.