«Утром ты проверил здание — никого нет, а после обеда враг уже там закрепился». Репортаж из Купянска, который повторно оккупируют россияне
россияне приблизились к повторной оккупации Купянска. В городе нет стабильной линии разграничения — противник просачивается вплоть до южных окраин. Украинские военные пытаются его выбить. Сражение разворачивается за каждое здание.
«Это тушение уже начавшегося пожара»
С монитора в блиндаже дронщиков виднеется центр Купянска, затянутый туманом и дымом от прилетов.
«Над Купянском всегда туман», — комментирует сдержанный дронер Пассажир.
Вместе с побратимами — оператором FPV Уайтом и сапером Марлином — они смотрят утренние строгие подразделения, обороняющие город. У дронщиков Название роты БпЛА в составе 116 ОМБр.«Черного крыла» 116 механизированной бригады сломался ретранслятор, помогающий FPV лететь дальше, чем с помощью стационарной антенны. Ожидая, пока приедет их собрат-«фиксер», им ничего не остается, как смотреть на утренний охваченный войной Купянск.
«Это самый центр Купянска. До начала лета мы там сидели», — говорит Уайт.
«Немножко дальше», — уточняет Пассажир.
россияне стали сжигать позиции в городе — и этому подразделению БпЛА пришлось оттягиваться на южные окраины Купянска, где мы и говорим. Закрепившись в центре города, враг уже просачивается в этом направлении, приближаясь к окончательному захвату города.
Купянск — ключевой логистический хаб в Харьковской области, где до вторжения жили почти 60 тысяч человек. Понимая его важное значение, россияне оккупировали город в первые дни полномасштабки. Однако в сентябре 2022 года Силы обороны Украины триумфально освободили Купянск. С тех пор, хоть и под обстрелами, Купянск активно жил вплоть до лета 2025 года.
Ситуация для города начала ухудшаться в июне, когда россияне захватили поселок Двуречная и село Западное севернее Купянска. Это позволило им развернуть переправы через реку Оскол — ключевое природное препятствие, разделяющее направление.
«Та ситуация, в которой сейчас мы все находимся, — результат того, что одни не удержали, другие еще только заходят, чтобы перекрыть все. Их (россиян — ред.) нужно оттеснить и потом уже выстроить определенную Линию боевого столкновения.ЛБЗ, чтобы они уже не просачивались», — объясняет Валерий Киселев, пресс-офицер 116 ОМБр.
«Это тушение уже начавшегося пожара. Это же можно было также раньше сделать, но это уже философия», — добавляет дронщик Уайт.
«Нет полноценной линии боевого столкновения»
Несмотря на то, что россияне не обходят Купянск с флангов, а зашли в город, в классические урбанистические бои они не завязываются, как было в Бахмуте или Авдеевке. Как объясняют украинские военные, те оккупанты, которым удается зайти в город, прячутся в подвалах и оттуда передают информацию о передвижениях украинских защитников, реже — подбивают машины и вступают в стрелковые бои.
«Они действуют как Диверсионно-разведывательная группа.ДРГ. Они не ходят [по городу], не стреляются. Они прячутся и выжидают, чтобы еще подошли поближе. Два-три человека заходят. По одному даже лезут!» — рассказывает Пассажир.
Также, добавляет военный, действуют украинские пехотинцы: зачищают здания малыми группами. Так, в частности, вместе с собратьями работает Скарабей — командир взвода отдельного разведывательно-ударного батальона. Со своими бойцами с конца лета он участвует в отражении Купянска и стабилизации ситуации в городе. Делать это особенно сложно в условиях, когда неясно, какой участок контролирует враг.
«Нет полноценного знания, где он может сидеть, нет полноценной линии боевого столкновения, чтобы ты знал: здесь друзья, там враг. Сегодня утром здесь никого нет — ты проверил здание, а после обеда враг там закрепился», — рассказывает Скарабей.
Во время одной из задач Скарабей с собратьями должен был зачистить здание. Разведчики получили предупреждение, что там может быть враг. Когда первая группа заходила, по ней открыли огонь. Стало ясно, что в здании есть враг.
Военнослужащие рф передали по радиостанции, что их штурмуют, и сразу по разведчикам начался обстрел из миномета и FPV. Но украинским бойцам удалось установить контроль над зданием. Трех россиян уничтожили, одного взяли в плен. Оказалось, пленный зашел в Купянск через газовую трубу.
От 50 до 70 россиян зашли по трубам
В начале сентября российские военные были замечены на выходе из газовой трубы в селе Радьковка, вблизи Купянска. В трубу россияне заходили в Лимане Первом, контролируемом на левом берегу Оскола, и выходили вблизи города, оставаясь незамеченными.
«Ситуация усугубилась, когда Село возле Купянска.Голубовка перешла под их контроль. Они к трубам получили выход и начала ухудшаться ситуация с самим Купянском. Прежде сыграло то, что они переправились через реку. Но труба свою большую роль тоже сыграла», — говорит Донор, командир взвода 151 ОРУБ.
Вражеская пехота выходила из трубы в очень удобном месте — вблизи леса, в котором могла раствориться и дальше двигаться в город.
«Видите, какая дырочка? Туда залетело. И сразу начинаются деревья. Они могут перебежать в лес, и ловить их дальше очень тяжело. Деревьев куча. Им есть куда прятаться. Мы как раз пробовали их у деревьев подлавливать», — рассказывает дронщик Уайт, показывая на телефоне видео поражения выходов трубы.
Пленник, взятый группой Скарабея, зачищая Купянск, рассказал, что в трубе очень душно и темно, и когда россияне выходили оттуда, чувствовали себя растерянными. Пленник, по его словам, получил задание засесть в Купянске и передавать информацию. В городе он пробыл около недели.
По словам украинских разведчиков, россияне выходили из трубы в нескольких местах. Приблизительно 50–70 человек, пока их не обнаружили, смогли воспользоваться трубой. Как рассказал Донор из 151 ОРУБ, вскоре большинство вражеской пехоты обнаружили и все выходы из трубы взяли под наблюдение.
«Если не уничтожены, то контролируются. Те, что с нашей стороны, внутри с Разновидность колючей ленты.егозой и уже сверху контролируют их пулемет или группа пехоты», — уверяет Донор.
«Нам еще картошку выкопать»
«Это КАБ прилетел сюда. Минус шесть домов», — Пассажир показывает на разбитое месиво того, что когда-то было домами.
В камеры DJI Mavic – компактный и мощный квадрокоптер.«мавиков» постоянно попадают местные. Можно разглядеть бабушку в халате на крыльце дома или женщину, идущую с пакетами в направлении выезда из города. Военные предполагают, что попытаются дойти до точки эвакуации.
В Купянске до сих пор остаются около 700 местных жителей. Эвакуацию оттуда уже не проводят. Официально Купянск закрыт на въезде. Туда могут попасть только бойцы. Единственный способ для гражданских выбраться из города — выходить самостоятельно или просить об эвакуации военных.
«В этом доме ремонт делали, крышу заделывали месяц назад. Хозяева приехали и говорят: “Нам еще картошку выкопать”. Говорю: “Может, не сегодня”. Оптимистичны такие», — удивляется Пассажир.
Украинские военные жалуются, что гражданские в городе усложняют им работу, ведь россияне иногда тоже переодеваются в обычную одежду. Донор из 151 ОРУБ рассказывает, что некоторые местные даже помогают оккупационным войскам. Один из пленных рассказал, что две местные женщины приносили ему поесть.
«У россиян есть контакты людей, которые были в оккупации в 2022 году, они с ними связываются. Также уже в самом Купянске могут встретить во дворе и подружиться», — говорит Донор.