70% компаний в Украине планируют новые инвестиции несмотря на войну. Куда будут вкладывать деньги и что мешает бизнесу

«Новые инвестиции будут создавать более производительные рабочие места с более высокими зарплатами, — отмечает Владимир Дубровский, старший экономист аналитической организации Case Ukraine. — Если зарплаты и не вырастут слишком сильно, то, по крайней мере, этот рост будет устойчивым».
Сейчас 70% компаний, работающих в Украине, планируют новые инвестиции, несмотря на войну. В прошлом году таких компаний было всего 57%, согласно исследованию Европейской Бизнес Ассоциации.
Во что инвестируют украинские компании, какие секторы привлекают иностранцев и как это повлияет на экономику — разбиралось hromadske.
Почему изменился инвестиционный климат
Национальный банк отмечает, что в третьем квартале 2024-го вклад инвестиций очень послужил для экономического роста на 2,1%. В октябре индекс ожиданий деловой активности улучшился до 49,4 пункта с 48,7 в сентябре. Особенно это касается настроений в секторе услуг.
Хотя инвестиционный климат несколько улучшился, причина не в этом. Так, количество руководителей бизнеса, считающих украинский инвестклимат неблагоприятным, составляет 79%, а в прошлом году таких было 84%, по данным ЕБА.
Причина запланированного раунда инвестиций в Украину — это потребность приобрести оборудование, провести отложенные ремонты, вложиться в электроэнергетические решения. Все это ждало своего времени.
«Прежде всего, конечно, инвестируют компании, которые уже присутствуют на рынке Украины, — объясняет Анна Деревянко, исполнительный директор ЕБА. — Действительно, многие инвестируют именно в поддержание бизнеса, операционную активность, команду. Часть инвестиций — это восстановление разрушенного, возобновления активов».
«Компании сообщают и об инвестициях в резервное питание, новые и альтернативные источники энергии, что особенно актуально накануне зимнего сезона, — добавляет она. — А также усиление кибербезопасности, инвестиции в собственную инфраструктуру».
Кроме перечисленного, компании расширяют производственные линии, а еще вкладываются в увеличение экспортных мощностей, осуществляют инвестиции в недвижимость и землю. Особенно инвестиционно активными являются сфера машиностроения, фармацевтика, сельское хозяйство, энергетика, строительство, логистика.
Если нынешний раунд преимущественно украинских инвестиций будет успешным, то можно говорить о том, что в будущем к ним присоединятся и иностранные инвестиции, как только это позволит ситуация с безопасностью в стране.
«Украина способна усилить европейскую стратегическую автономию по многим важным направлениям, — говорит Юлия Свириденко, вице-премьер по экономике. — Мы можем стать для ЕС новой производственной площадкой, энергетическим хабом, надежным поставщиком критических материалов и важнейшим элементом цепей добавленной стоимости в новых технологиях».

Как выглядят инвестиции в Украину сегодня
Министерство экономики, которое только что представило украинские инвестиционные возможности в Польше, рекомендует инвесторам обратить внимание на такие отрасли, как добывающая промышленность, энергетика, металлургия и оборонная индустрия.
Даже анонсированный президентом План победы содержит пункт о важности иностранных инвестиций в отрасль критических материалов.
«ЕС испытывает дефицит критических материалов, которые важны в высокотехнологичных производствах. Зато в Украине есть большие запасы титана, урана, лития, графита и других полезных ископаемых, — отмечают в Министерстве экономики. — Инвестиционные проекты в этих сферах в Украине помогли бы уменьшить геополитическую зависимость ЕС. Более того, наш приоритет — не просто добыча сырья, а его переработка и дальнейшее участие в европейских цепочках добавленной стоимости».
Если же говорить об оборонной индустрии, то в этой сфере Украина ждет появления трех новых крупных европейских инвесторов, которые заинтересованы в создании здесь совместных предприятий с украинскими партнерами. Об этом объявила вице-премьер по экономике Свириденко.
Впрочем, этими отраслями инвестиционный потенциал Украины точно не ограничивается.
«Верю, что космические технологии, робототехника и IТ — это те индустрии, которые важны не только для будущего человечества, но и нужны для позиционирования нас как страны в этом высококонкурентном мире», — отмечает Михаил Видякин, бизнес-консультант и преподаватель Киевской школы экономики.
«К сожалению, мы потеряли много знаний и времени, и теперь должны много догонять и учиться, но это никогда не поздно, — добавляет эксперт. — Более того, в сфере IТ и цифровизации у нас, украинцев, уже есть замечательные достижения, успешные проекты и наличие человеческого капитала».
Собственно, цифровизационный потенциал Украины уже почувствовали инвесторы, чем и объясняется недавняя покупка мобильного оператора Lifecell и интернет-провайдера «Датагруп-Воля» французским миллиардером Ксавье Ньелем. Он это сделал через холдинг NJJ, планируя инвестиции в Украину на уровне 1,5 миллиарда долларов.
Новый раунд инвестиционной активности ожидается от компаний, которые уже работают в Украине. В 2025 году 16% из них планируют масштабные инвестиционные проекты со средним чеком в 9 миллионов долларов, по данным ЕБА.
hromadske обратилось к нескольким таким компаниям, чтобы они поделились своими инвестиционными планами.
Так, один из крупнейших инвесторов в Украину — датская пивоваренная компания Carlsberg — с начала большой войны усилил уровень своих инвестиций, вложив 2,5 миллиарда гривен. На следующие три года компания планирует инвестиции в развитие бизнеса в Украине — а это заводы в Киеве, Запорожье и Львове — на уровне до 1,5 миллиарда гривен в год.
«Украина — привлекательный рынок, а для Carlsberg Group — один из самых приоритетных, — рассказали в компании. — Этому способствует несколько факторов: хороший потенциал страны, высококвалифицированные специалисты, ориентированные на результат, высококачественный сервис, конкурентоспособная структура затрат, близость к региональным рынкам».
Среди крупнейших инвестиционных проектов Carlsberg Ukraine — усиленные меры безопасности на Запорожском заводе, строительство дополнительного укрытия на Киевском, открытие мини-пивоварни на территории музейно-культурного комплекса «Львиварня» во Львове, инновационная баночная линия Киевского пивоваренного завода, которая увеличивает мощность производства напитков в банке на 80%.
А еще — инвестиции в людей.
«С 2022 года компания приступила к ремонтным работам офисных и производственных помещений. Каждый год несколько раз внепланово повышаем заработные платы всем сотрудникам, сохраняем плату для мобилизованных, а также создаем новые рабочие места», — рассказывают в Carlsberg Ukraine.
Оборонная промышленность, в свою очередь, получит дополнительно 55 миллиардов гривен из государственного бюджета 2025 года на развитие производства и внедрение новых технологий. Еще 500 миллионов гривен выделено для обеспечения доступных кредитов оборонным предприятиям. Это может стать серьезным стимулом для отрасли, на который очень рассчитывают украинские компании.
Амбициозные планы имеет один из крупнейших частных производителей вооружения — компания «Украинская бронетехника».
«Следующий год станет годом боеприпасов. Мы планируем развивать это направление, расширяться и наращивать объемы производства, — говорят в компании. — В планах также запуск производства новых для нас калибров».
Кроме боеприпасов, «Украинская бронетехника» предпочитает и в дальнейшем развивать собственную линейку бронеавтомобилей, с возможностью интегрировать в них средства радиоэлектронной борьбы.
Не прошла компания и мимо дронов. В сентябре она представила дистанционно управляемый наземный робот Protector на выставке в Польше.
«В условиях современной войны направление развития различных дронов перспективное и очень важное, потому что сохраняет жизни военных, — объясняют в пресс-службе компании. — Поэтому, в планах — продолжать работу в этом направлении».
Еще одним пунктом в списке инвестиционных возможностей Украины являются критические минералы. В октябре Кабмин одобрил продажу Объединенной горно-химической компании группе Neqsol, владеющей мобильным оператором Vodafone Ukraine, за 4 миллиарда гривен.
ОГХК является крупным игроком на рынке титановых руд, которые она добывает и обогащает на фабриках в Житомирской и Днепропетровской областях. Эти вещества нужны для производства промышленных красок и красителей, в частности белого цвета. А этот цвет является едва ли не самым востребованным в промышленности, от производства автомобилей до производства бытовой техники.
«Несмотря на сложную ситуацию, инвестиционные возможности в Украине остаются. По моему мнению, успешно реализовать инвестиционный потенциал Украины смогут прежде всего те инвесторы, которые понимают украинский рынок, имеют соответствующий управленческий опыт работы в условиях войны и дополнительно присутствуют на международных рынках и имеют там хорошо развитые бизнес-партнерства», — говорит Владимир Лавренчук, региональный директор Neqsol Holding Ukraine.

Над чем следует работать, чтобы инвестиций стало больше
Безусловно, дальнейшая инвестиционная активность в Украине в значительной степени зависит от ситуации с безопасностью — ситуации на фронте, интенсивности обстрелов городов и поселков, эффективности ПВО, возможных мирных договоренностей и связанных с этими договоренностями политических решений.
«Я думаю, что сейчас очень много вещей будет поставлено на паузу в ожидании соглашения, анонсированного новоизбранным американским президентом Дональдом Трампом, — отмечает Михаил Демкив, финансовый аналитик группы ICU. — По крайней мере, попытку достичь мира мы увидим. По моему мнению, от конструкции этого мира и будут зависеть серьезные инвестиции в Украину. Только при условии, когда наша страна будет иметь четкие гарантии безопасности от повторного нападения, можно будет говорить об инвестиционной активности».
«Без этого условия мы можем рассчитывать на статус-кво, когда основные деньги поступают от иностранных государств, а частные инвестиции поступают преимущественно от местных компаний, которые сосредоточены на нашем рынке», — добавляет аналитик.
Его слова подтверждают события на финансовых рынках. Так, на фоне заявлений Трампа о планах прекратить войну в Украине, украинские долларовые облигации прибавили в цене 12% в течение месяца.
«Основная часть новых вложений в украинские облигации базируется на ожиданиях завершения войны или, по крайней мере, той возможности, что Трамп дожмет стороны до начала переговоров», — отмечает Тис Лоув, менеджер компании Ninety One, покупающей украинские ценные бумаги.
Кроме безопасности, есть и другие проблемы, в частности — финансирование инвестиций в Украину и ее бизнес-способности. С одной стороны, американская международная корпорация развития DFC договорилась с частными компаниями о запуске механизма страхования от военных рисков, о чем и объявила 13 ноября на конференции в Польше.
Но с другой — украинским фондам и банкам следует активнее соглашаться инвестировать в Украину, ведь они хорошо знают ситуацию в стране. Согласно аналитике банка «Пивденный», в 2023-м объем внутренних инвестиций в Украине составил более 390 миллиардов гривен, однако 72% этих средств проинвестировали сами предприниматели, а банковские кредиты составляли лишь 3%.
Эта ситуация меняется. По состоянию на сентябрь, украинская банковская система демонстрирует прирост выданных компаниям кредитов на 8%, а за весь 2024 год эта цифра должна достичь 12-13%, а это дополнительные 70 миллиардов гривен внутренних инвестиций.
Впрочем, бизнес-консультант Михаил Видякин напоминает, что инвестиционный капитал можно получить не только в банках.
«У любых источников ресурсов есть ограничения, поэтому следует рассматривать разные возможности привлечения капитала — от частных внутренних до международных институциональных инвесторов, — говорит он. — Некоторые компании предлагают профессиональные услуги по привлечению фондирования, поэтому можно также посоветоваться и с такими участниками рынка».
В то же время в Европейской Бизнес Ассоциации говорят о ряде других проблем, препятствующих инвестированию в Украину.
«Среди потребностей — мораторий на проверки и дальнейшее смягчение валютных ограничений, открытая коммуникация с органами власти, — говорит Анна Деревянко, исполнительный директор ЕБА. — По словам бизнеса, больше всего в помощи сейчас компании нуждаются в направлении улучшения условий бронирования сотрудников и покрытия военных рисков».
«Инвесторы рассчитывают иметь постоянный персонал, поэтому нужны прозрачные механизмы бронирования работников, нужно экономическое бронирование», — добавляет экономист Владимир Дубровский.
Он также напоминает о необходимости судебной реформы и реформы правоохранительных органов — «чтобы они избавились от коррумпированных кадров, чтобы были партнером для бизнеса, а не воспринимали его как дойную корову на короткой петле».
Но больше всего, по результатам исследований компании Advanter Group, на бизнес влияет непредсказуемое развитие событий из-за войны, неожиданные действия государства, которое может в любой момент ухудшить условия для бизнеса, и нехватка квалифицированного персонала.
- Поделиться: