Мобилизация заключенных. Проблемы законопроекта о разрешении воевать осужденным

Мобилизация заключенных. Проблемы законопроекта о разрешении воевать осужденным

Идет уже третий год войны. Ситуация на передовой, мягко говоря, неспокойна. Между тем, россия продолжает не только наступать, но и уничтожать нашу критическую инфраструктуру и своими ударами ежедневно убивает гражданских.

Свою жизнь за нас отдали многие сознательные украинцы. Наши защитники продолжают стоять несмотря ни на что, но потери не только болезненные, но и критические для дальнейшей возможности держать оборону. Поэтому бойцы публично призывают к массовой мобилизации, позволяющей удержать линию фронта и одновременно провести ротацию тех, кто воюет с начала полномасштабного вторжения (а некоторые и раньше).

В такой ситуации государство должно создать условия, чтобы присоединиться к Вооруженным силам смогли все желающие, для кого эта возможность закрыта. Среди таких категорий граждан — те, у кого есть проблемы с законом и находятся в местах лишения свободы. По информации Министерства юстиции, в категорию мобилизационного резерва могли бы попасть около 26 тысяч осужденных и еще около 50 тысяч человек, имеющих судимость, но уже отбывших наказание.

Для заключенных это не способ избежать наказания, а право исполнить свой долг перед Украиной. Во многих из них на войне погибли близкие, некоторым россия разрушила дом, у кого-то родственники выехали за границу или остались в оккупации. Война касается их, равно как и остальных украинцев.

ОО «Защита узников Украины» с начала полномасштабного вторжения призвала власти предоставить заключенным получить право воевать в рядах ВСУ. В конце концов, такой законопроект зарегистрировали в Верховной Раде и даже приняли в первом чтении — но к нему остается ряд вопросов. Как представитель организации, поддерживающей инициативу в целом, позволю себе подвергнуть критике то, в какой форме ее воплотили законотворцы.

Основные замечания к законопроекту №111079-1

  1. Нарушение права на защиту.

    Решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания для прохождения военной службы по контракту принимает суд.

    Однако суд будет рассматривать не все такие обращения — это будет решать: учреждение исполнения наказаний с участием представителя территориального центра комплектования; социальной поддержки по месту учреждения исполнения наказаний; а также представитель воинской части, в которую рассматривают потенциального рекрута.

    Адвоката осужденного на таком рассмотрении не будет, по нашему мнению, это нарушает право на защиту и создает коррупционные риски.

  2. Отдельные подразделения из заключенных.

    Идея создания специализированных военных подразделений для осужденных напоминает структуру подразделений наказаний, что опасно приближает нас к российской практике отрядов «Шторм Z» и печально известного «Вагнера».

    У россиян это подают как «смывание вины кровью», а как дисциплинарный метод применяют, например, показательную казнь ударом кувалдой по голове. Узников там бросают на «мясные штурмы», эффективность которых обеспечивают заградительными отрядами. Конечно, не хочется даже предполагать, что такие практики мы увидим в наших силах обороны, но уже само сходство таких подразделений будет отталкивать людей от желания там служить.

    Мы считаем, что защищать страну — это честь, а не наказание. Поэтому и освобождать для этого нам нужно безопасных, сознательных, патриотических и мотивированных людей. И они будут максимально полезны в армии, несмотря на свою судимость.

    Напоминаю, что цель назначенного судом наказания — исправление осужденного и предотвращение совершения новых преступлений. Если человек с судимостью готов служить в армии, он демонстрирует такое исправление и возвращается к обществу полезным его членом.

    Отдельные отряды из бывших заключенных словно подталкивают к использованию их уголовных способностей. Такие подразделения не способствуют их реинтеграции и создают потенциальную проблему: что делать с этими людьми после победы.

    Нам нужно не количество, а качество. Украина — демократическая страна, избравшая цивилизованный ценностный путь развития — и следует продолжать идти по этому пути.

    В то же время замечу, что предоставляя право осужденным приобщаться к защите страны, мы лишь регулируем пробел в законодательстве, который поможет отдельной категории людей и хоть немного усилит армию. Но это ужесточение не будет поразительным — ради существенного преимущества на поле боя самих осужденных не хватит. И это еще один довод, чтобы бывшие заключенные и осужденные были распределены между подразделениями на общих условиях. Понимаю, что не каждый командир захочет иметь в ведении этих людей, в обществе к осужденным отношение разное. Впрочем, многие командировки с радостью воспользуются возможностью усилить свое подразделение. Некоторые из них даже имеют такой опыт, ведь многие бывшие осужденные успешно защищают страну еще с 2014 года. К сожалению, об этом почему-то никто не упоминает.

  3. Ограничение прав военнослужащих.

    Отсутствие предусмотренных отпусков для мобилизованных осужденных нарушает обычные права военнослужащих и ставит их в неравные условия сравнения с другими служащими. Служба в армии — не наказание, а тяжелая работа, для которой критически важен и отдых.

  4. Эвакуация и возвращение осужденных.

    По предлагаемому законопроекту отменяется снятие с военного учета бывших осужденных. Все отбывшие наказание осужденные без исключения будут подлежать призыву. Здесь следует напомнить, что у нас много заключенных и осужденных, оставшихся в оккупации — в местах лишения свободы Луганской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областей и Автономной республики Крым. Некоторых оставили на временно оккупированной территории, а некоторых депортировали в рф, где их могут освободить после конца срока. Это граждане Украины, которые в российской неволе пережили нарушение их прав. Государство должно быть заинтересовано в возвращении жертв и свидетелей военных преступлений, совершенных агрессорами.

    Поэтому к законопроекту важно добавить: «Осужденные лица, отбывающие или отбывающие наказание на временно оккупированной территории Украины и/или на территории российской федерации, а также осужденные, освобожденные от отбывания наказания с испытанием и лица, в отношении которых применены принудительные меры медицинского или воспитательного характера, находившиеся на временно оккупированной территории Украины и/или на территории российской федерации в результате вооруженной агрессии против Украины могут быть призваны добровольно по желанию».

Эти шаги важны в нескольких плоскостях: военной, правовой и гражданской. Они укрепят защиту прав человека в аспекте мобилизации осужденных в Украине, а также повысят доверие граждан к правительственным инициативам — гарантируя, что в кризисный момент государство остается верным своим обязательствам по уважению прав и свобод каждого человека.

Вывод

Законопроект о мобилизации осужденных для участия в военных действиях может стать важным инструментом в укреплении обороны Украины. Однако важно, чтобы это не происходило за счет нарушения основополагающих прав и свобод граждан. Обеспечение права на защиту, прозрачность процедур, отказ от создания дискриминационных структур, а также внимание к правам лиц, уже подвергшихся последствиям военного конфликта — все это критически важно для разработки справедливой и эффективной политики.

Соблюдение этих принципов не только будет способствовать укреплению доверия народа к власти, но и подчеркнет международный статус Украины как государства, отвечающего самым высоким стандартам прав человека даже во время войны. Поэтому призываю поддержать эти рекомендации и формировать законодательные инициативы, уважающие достоинство и права всех граждан, обеспечивая эффективную защиту страны.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.