Очередь уже с 4 часов утра. Кто и почему штурмует ТЦК

В течение нескольких недель системный администратор Олег восемь раз пытался попасть в Территориальный центр комплектования Соломенского района столицы, чтобы обновить свои данные. Восемь раз прием заканчивался раньше, чем до Олега доходила очередь. Сегодня — уже девятая его попытка!
Чтобы быть в очереди «проходным», он вышел из дома еще в 3:30 ночи — до блокпоста добирался по дворам, потому что комендантский час, не попасть бы на глаза полиции. На этот раз он первый! По негласной традиции очереди Олег на принесенном из дома листе записал свою фамилию под №1. Положил лист и ручку на парапете возле подъезда соседнего с ТЦК дома. Теперь главное — дождаться №2, а потом можно сбегать домой выпить кофе…
«Мне 59 лет, не юноша какой-то, а должен в очередях в военкомат выстаивать», — скажет он мне через несколько часов.
Закон о мобилизации и военном учете обязал военнообязанных в течение 60 дней после 18 мая обновить свои данные в ТЦК. Не дожидаясь дедлайна, мужчины и женщины уже идут в военкомат сами.
В шесть утра, когда я подъехала к блокпосту ТЦК Соломенского района, в очереди уже стояли 16 человек. К 8:30, когда начался прием, их собралось более полусотни.
«Это еще мало, — отмечает жительница соседнего с ТЦК дома, — бывают дни, когда весь этот огромный двор забит».
Некоторые здесь занимают место с вечера — ночуют в своих машинах. Из-за них нам уже некуда собственные автомобили ставить. Слышала, что кто-то из соседей даже полицию на них вызвал. А еще говорят, что многие в последние недели ищут аренду квартиры на нашей и соседних улицах. Возможно, тоже из-за этих очередей.жительница соседнего с ТЦК дома
По словам дежурного на блокпосту, до принятия закона каждый день на прием в ТЦК приходило несколько десятков человек.
«Сидели, сидели, а сейчас бросились все одномоментно в ТЦК. Просто ажиотаж какой-то», — удивляется боец.
Почему людям приходится занимать очереди в ТЦК чуть ли не ночью — в репортаже hromadske из-под ТЦК Соломенского района Киева.
Приходить в ТЦК придется по меньшей мере трижды
Из тех 16, которые пришли в ТЦК раньше меня, большинство стало в очередь после 5 часов утра — как только закончился комендантский час. За следующий час подтянулось еще несколько мужчин. А вот после 7 часов народ повалил валом — для большинства раннее утро начинается именно в это время.
Подошли, записались, спросили бывальцев, во сколько часов будет начало приема. «Неужели ждать до 9 часов утра?» Услышали в ответ, что дежурный офицер обо всем сообщит позже.
Блокпост соседствует с детской площадкой — кто успел, устроился для удобства на его качели и забор. Кто-то идет еще поспать в машину, а кто-то бежит за кофе. Вслед им летят шутки об отсутствии биотуалетов.
В 6:20 замечаю странное движение: из здания ТЦК выходят несколько мужчин с документами в руках. Их что ночью запустили? Боец на блокпосту объясняет: в ТЦК и ночью дежурят офицеры. Один из них, чтобы хоть чуть-чуть уменьшить очередь, в 5:20 принял нескольких мужчин, которым нужно только направление на ВВК выписать.
Последний из вышедших подошел вычеркнуть себя из списка очереди. Мне успел сказать, что это уже его четвертая попытка попасть в ТЦК.
Следом за ним к блокпосту подошел очередной офицер и забрал с собой из очереди новую партию, которым «просто направление на ВВК». Эта партия счастливчиков, которых пропустили отдельно, стала последней — с началом приема люди за направлением на медкомиссию шли вместе с остальными.
Обновление данных начинается с военно-врачебной комиссии. Сначала ты стоишь в очереди, чтобы взять направление, потом с выводом ВВК и пакетом документов снова стоишь в очереди, чтобы сдать документы для обновления данных. Если с документами все хорошо, то третий раз приходишь в ТЦК уже забрать свои документы с обновленной информацией. Документы выдают после обеда, тогда людей меньше, все спокойнее происходит.дежурный на блокпосту Соломенского ТЦК
Значительная часть людей в очереди — мужчины, у которых на днях заканчивается бронь от мобилизации. Без обновления данных в ТЦК ее не продлят. Это железнодорожники, энергетики, работники метро, даже один танцор балета.
Ситуация не позволяет им ждать «после 18 мая». Кто-то, например один ученый, записанный под №10, оформляется на новую работу — отдел кадров потребовал «уладить все с ТЦК». А большинство моих собеседников переживают, что после 18 мая под ТЦК соберутся тысячные толпы, поэтому лучше пройти все сейчас, чтобы не портить себе лето.
В разговоре со многими мужчинами выясняется, что они годами не приходили в ТЦК. Например, 13-й в очереди 26-летний парень — не давал о себе знать шесть лет. А первый в списке Олег не был в военкомате целых 15!
Согласно закону, обновление данных должно происходить не реже, чем раз в 5 лет. Однако большинство эту норму привыкло игнорировать.
«Не получалось у меня — другие вопросы нужно было решать в жизни. Какая разница, сколько я не был в военкомате? Вот 1700 гривен штрафа заплатил за нарушение правил военного учета», — говорит мне 52-летний инженер, который успел записаться в очередь под обнадеживающим номером 34.
Присматриваюсь к другим: у многих в папках с документами тоже виден характерный фискальный чек, удостоверяющий уплату штрафа. Они заплатили за нарушение правил учета — и теперь словно начинают жизнь военнообязанных сначала.
Кто вне очереди?
Тем временем через блокпост проходят военные, которые служат в ТЦК. Это бывшие боевые офицеры, последствия их ранений видны и без вывода ВВК. Один из них тщательно изучил мою журналистскую аккредитацию, но представиться отказался.
Нужна отдельная очередь, чтобы набрать сотрудников. Военнослужащих не хватает для комплектации — бывает, по какому-то вопросу мы вообще не можем принимать людей, потому что некому. А гражданские работают с 9 до 18 часов — их не заставишь круглосуточно здесь быть.офицер Соломенского ТЦК
Ближе к 8 часам утра возле блокпоста появляется врач. Боец-охранник из уважения к ней выставляет ей стул, чтобы не утомляла ноги. Завистливо замечаю: мне с 6 часов утра никто не предложил стула — у журналисток, наверное, ноги не должны болеть никогда.
Боец объясняет, что врачей и людей с инвалидностью для обновления данных в ТЦК пропускают вне очереди — они не записываются в список. Не записываются и военнообязанные, которые пришли не для обновления данных. К примеру, студенты военных кафедр, люди с разрешением пересечения границы, те, кто будет подписывать контракт с ВСУ. А также те, кто уже пришел с повесткой или хочет стать добровольцем. Таких «внесписочников» к восьми часам собралось, может, с полутора десятка.
«На прошлой неделе только один доброволец был», — вздыхает боец, который охраняет ТЦК. Ему 58 лет, с 2022 года участвовал в боевых действиях. Теперь служит здесь.
Через несколько часов, в течение которых я общалась с очередью, в ТЦК не пришел ни один доброволец. Зато пришло несколько свежемобилизованных — «на командировку». Уже с рюкзаками и узлами, из которых выпирали берцы и бронежилеты. Очередь расступалась молча — и еще какое-то мгновение после этого царила тишина.
В восемь часов охрана блокпоста объявила, что прием начнется через 30 минут. Поменялись и бойцы на посту, с которыми я разговаривала все утро. Среди новых охранников — миниатюрная женщина с белокурыми дредами. Командирским тоном она приказала всем сгруппироваться по номерам кабинетов, куда им нужно на прием. Напомнила, что обновление данных — это 207-й кабинет. Толпа зашевелилась.
По 7–10 минут на каждого
Ровно в 8:30 госпожа военная начала запускать посетителей. По шесть человек в группе. Первая группа: врач, парень с инвалидностью и четыре человека из списка очереди. Все они записались в журнале блокпоста и в сопровождении охранника пошли в ТЦК.
Военная на блокпосту по рации получала из ТЦК команды, в какие кабинеты скольких человек можно пропустить. Некоторых вызвали по фамилиям. Порядок нарушали несколько нервных женщин, которые явились по повесткам вместо своих сыновей. Они добивались возможности поговорить «с руководством».
Первый номер в очереди, Олег, решил свои дела в ТЦК ровно за 15 минут.
«Документы на обновление данных в порядке, их сразу приняли. Сказали прийти через неделю», — поделился он.
Еще через 40 минут вышла и первая шестерка. По их словам, на обслуживание одного посетителя уходит 7–10 минут. Тем временем очередь взволновалась: только бы не было тревоги, придется идти от блокпоста как можно дальше — а еще важно, закончится ли тревога до обеда. Тогда прием документов в ТЦК прекратят.
В списке уже 76 военнообязанных. Военная на блокпосту ловко сформировала новую шестерку. Хвост очереди надоедал ей вопросами, сколько людей успеют сегодня принять.
«Не отвлекайте, то скорее пройдете», — отвечает военная.
С такими нетерпеливыми в очереди шутят: «Если попадаешь в ТЦК через бусик, идешь без очереди». Однако эта шутка обычно не вызывает смеха. Недогадливым, как я, объясняют: «Через бусик — это когда тебя ловят где-то на улице, забрасывают в бусик и провозят через этот блокпост без очереди».
Не верьте сайту ТЦК?
В конце концов, военная нашла время и для меня.
На сайте нашего ТЦК указано, что документы на обновление данных принимаются только во вторник и четверг. Поэтому именно в эти дни у нас было много людей. Хотя на самом деле документы принимаются каждый день — просто нет сотрудника, чтобы обновить информацию на сайте. Постепенно люди друг другу передают — в районе уже знают, что можно каждый день приходить. Теперь очереди в понедельник или среду чуть меньше вторничных и четверговых.дежурная на блокпосту Соломенского ТЦК
До обеда эта резвая военная пропустила в ТЦК 20 человек из очереди. Накануне, по ее словам, документы смогли подать около 30 человек.
«Мало? ТЦК работает не только над обновлением данных призывников!» — объясняет она.
Около полудня стало ясно, что остальным пятидесяти из сегодняшней очереди придется прийти уже завтра. Они мгновенно составили новый список.
Если бы Олег знал, что и он мог сформировать список с вечера накануне, ему не нужно было бы идти сегодня занимать очередь еще до восхода солнца! Боюсь и представить реакцию людей, которые завтра в 4 часа придут на блокпост и выяснят, что они зря так рано вставали — в первые шестерки им точно не попасть!
- Поделиться: