17 лет за шпионаж в «ЛНР»: о приговоре и надежде на обмен ультрас луганской «Зари»
В самопровозглашенной «ЛНР» ультраса луганской «Зари» Владислава Овчаренко приговорили к 17 годам тюрьмы, его друг Артем Ахмеров получил 13 лет колонии строгого режима. Обоих парней «суд республики» признал виновными в «шпионаже в пользу Украины».
Анна Тохмахчи
В самопровозглашенной «ЛНР» ультраса луганской «Зари» Владислава Овчаренко приговорили к 17 годам тюрьмы, его друг Артем Ахмеров получил 13 лет колонии строгого режима. Обоих парней «суд республики» признал виновными в «шпионаже в пользу Украины».
В прошлом году их задержали якобы за видео, выложенное в интернете, на котором ребята сжигают флаг «ЛНР». Сейчас их фамилии - в списках на обмен пленными. На переговорах в Минске украинская сторона добивается, чтобы к ребятам пустили представителей международных организаций, в частности ОБСЕ. Однако ни международников, ни собственных родителей на свидание к ним не пускают.
Громадское пообщалось с матерью «осужденного» Влада Овчаренко, друзьями луганских ультрас и переговорщиками, которые занимаются обменом пленными о том, есть ли шансы у проукраинских жителей Луганска быть обмененными, и что о них известно сейчас.
«Мы уже год нормально не говорили с сыном, даже не дают нормально общаться с мая этого года. С мужем на две минуты зашли к нему, спросили как здоровье. Влад сказал, что надеется только на Украину, такими были его слова».
Виктория Овчаренко - мать «осужденного» Влада Овчаренко не может добиться свидания с сыном уже год, и даже не может передать ему письмо. Сначала им не позволяли видеться, пока идет следствие, потом - пока идет суд. Теперь женщине пообещали свидание, когда приговор вступит в силу (4 ноября). Только она в этом не уверена. Рассказывает, что приходила в «министерство госбезопасности ЛНР» и просила написать заявление, чтобы после приговора сына никуда не переводили, так как он болен и не может далеко ездить. Но ей ответили: «пойдет по этапу».
Владислав Овчаренко Screenshot с видео допроса
После того, как на сепаратистский сайтах появилась информация о «приговоре суда», на переговорах Трехсторонней контактной группы в Минске вспомнили их имена. Ирина Геращенко обратилась к ОБСЕ с просьбой посетить Влада Овчаренко в Луганском следственном изоляторе во время визита их представителя Тони Фриша на Донбасс. Однако Виктория Овчаренко говорит, что ему это не удалось:
«Я общалась с представителем ОБСЕ, их не пустили к Владу, других им удалось увидеть, а вот Влада - нет. Причины, конечно, не назвали, но это и не важно. Мне очень хотелось услышать хоть что-то о сыне».
Имена Влада Овчаренко и Артема Ахмерова есть в списках на обмен, об этом рассказала Громадскому представитель группы «Патриот» Олег Котенко, который занимается вопросами пленных на востоке Украины. Говорит, сначала задержали шестерых ребят из ультрас «Зари», затем двух отпустили, позже - еще двух:
«Они там (в «ЛНР»- ред.) Практикуют такое - чтобы задержанные сознались, а затем отпускают их или меняют статус обвиняемых на свидетелей. А на видео записывают признание или раскаяние. Вот этих двух отпустили, когда они на камеру отказались от обмена. Но они остаются в Луганске с «подпиской о невыезде», поэтому их могут вернуть в камеру в любой момент».
«Я обращалась к Ольге Кобцевой («омбудсмен» самопровозглашенной -«ЛНР» — ред.), Она подтвердила, что в списках он. Ирина Геращенко тоже говорит, что он в списках, они уже утверждены, дело только за обменом, чтобы он состоялся», - рассказывает Виктория Овчаренко.
Артем АхмеровScreenshot с видео допроса
В прошлом году, когда ребят задержали, двое суток родителям не сообщали, где находятся их дети, хотя мать Овчаренко звонила в «милицию» и разыскивала сына. Только через два дня к ним домой пришли с обыском. И тогда «следователь министерства госбезопасности» подтвердил родителям, что Влада и Артема подозревают в шпионаже.
Позже на сепаратистских сайтах выложили видео с признанием ребят и с «обыском», где нашли «нацистские» листовки полка «Азов», наклейки и дымовые шашки:
«Они говорили, что искали дымовые шашки, искали у него под кроватью. Обыскали дом, сарай, ничего тогда не нашли. Был у нас только маленький украинский флаг, я сказала «это мой», и наклейки черно-белые ультрас. Эти все вещи, они опубликовали на видео - там ничего нашего нет. Никакого «Азова», «Правого сектора» у нас никогда не было», - говорит Виктория Овчаренко.
Знакомый Влада Овчаренко, который уехал из оккупированного Луганска и попросил не называть его имя, рассказал, что скорее всего на видео со сжиганием флага действительно были ребята из луганских ультрас: «Людей там осталось немного. И это единственный способ в таких обстоятельствах проявлять свою позицию. Но за это нельзя присуждать 17 лет строгого режима, это же абсурд».
Сейчас друзья и знакомые Влада и Артема, тоже ультрасы луганской «Зари», которые переехали из оккупированного Луганска на подконтрольную Украине территорию, сделали совместное заявление на официальной странице с призывом не забывать об истории своих друзей. Они также призвали международное сообщество постоянно напоминать об этих незаконных заключениях:
«Обращаемся к представителям футбольных движений всего мира. Ко всем, кто защищал свои знамена и сжигал флаги врага. С целью привлечь внимание международного сообщества для спасения жизней наших собратьев. Просим распространить информацию о Владе Овчаренко и Артеме Ахмерова всеми разрешенными и запрещенными способами».
- Поделиться: