2 мая в Одессе: между Куликовым полем и «Маршем украинского порядка»

«Прочь из Одессы, бандеровские бесы», «Фашизм не пройдет!» —выкрикивают несколько сотен человек пенсионного возраста, держа в руках черные воздушные шарики с надписями «2 мая, Одесса, помним». Они пришли сюда почтить память погибших во время пожара в Доме профсоюзов на Куликовом поле 2 мая 2014года.

Дмитрий Реплянчук

«Прочь из Одессы, бандеровские бесы», «Фашизм не пройдет!» —выкрикивают несколько сотен человек пенсионного возраста, держа в руках черные воздушные шарики с надписями «2 мая, Одесса, помним». Они пришли сюда почтить память погибших во время пожара в Доме профсоюзов на Куликовом поле 2 мая 2014года.

Тогда в Одессе происходили масштабные столкновения между людьми с проукраинскими взглядами и представителями так называемого «Куликова поля» —аналога киевского «антимайдана», которые имели пророссийские взгляды. В тот день погибли 48 человек: шестеро во время столкновений в центре Одессы, еще 42 человека —в результате поджога первого этажа Дома профсоюзов. Большинство погибших были именно сторонниками «Куликова поля».

Уже через несколько часов после завершения митинга под Домом профсоюзов, в двух километрах оттуда будет проходить другой митинг —«Марш украинского порядка», где несколько сотен националистов будуткричать:

«Батько Бандера знов до нас прийде, і за Україну всіх нас поведе.

Буде Україна вільна, буде ненька самостійна, гей!

Москалів на ножі, на ножі!»

Этот день одесситы воспринимают по-разному: кто-то убежден, что трагедия 2 мая остановила продвижение идей сепаратизма и «русского мира», кто-то наоборот утверждает, что «бандеровцы сожгли русскоязычных одесситов».

Но вернемся немного назад.

Утро 2 мая, Куликово поле окружено металлическими сетками —попасть внутрь можно только с центрального входа, пройдя через рамки металлодетекторови показав содержимое сумок. По периметру стоят несколько сотен курсантов Одесского университета внутренних дел.

«Нам сказали, что это для охраны общественного порядка. Конечно, немножко устали, но это лучше, чем плац подметать», —говорит парень в полицейской форме.

Памятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/Громадское

Зарамками металлодетектороввиднеетсяДом профсоюзов —памятник советского монументализма. Если присмотреться к верхнимэтажам, можно заметить, что белая плитка еще кое-где обугленная. После 2 мая 2014-го здание закрыли, наверное, навсегда.

В 9 утра на Куликовом поле почти пусто —основной митинг запланирован к 14-ти часам. Некоторые люди подходят к металлическому забору, который окружает здание, спешно кладут цветы и уходят.

В отличие от прошлых годов, полиции почти не видно —все спецназовцы остаются в автобусах поодаль. На площади работают только новообразованные «группы коммуникаций». Это подразделение полиции, которое должно предотвращать столкновения и унимать эмоциональнуютолпу.

Памятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеПамятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/Громадское

Спустя несколько часов под Домом профсоюзов людей уже значительно больше. Преимущественно это люди пожилого возраста.

«Я русскоязычная одесситка, на вашем языке говорить не собираюсь», —говорит нам участница акции, отворачиваясь от камеры.

Со стороны рамокметаллодетекторовк площади подходит группа молодых людей —представителей националистических организаций. Впереди —глава праворадикальной партии «Национальный корпус» Назар Кравченко, рядом Сергей Стерненко, бывший глава одесского «Правого сектора». Накануне в Стерненка стреляли из травматического пистолета, попалив шею. Нападавшегозадержали, полиция расследует дело по статье «покушение на умышленное убийство».

Между националистами и участниками поминального митинга начинается словесная перепалка. Сбегаются десятки операторов с камерами, за ними —полицейские. Черезнесколько минут конфликтующие стороны разводят —националисты соглашаются отойти от Дома профсоюзов. Они еще несколько раз будут подходить к толпе, держа «в тонусе» журналистов и полицейских.

Глава праворадикальной партии «Национальный корпус» Назар Кравченко (справа) и бывший глава одесского «Правого сектора» Сергей Стерненко (в центре) на Куликовом поле возлеДомапрофсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года. Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеПамятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/Громадское

Два часа дня, начинается молебен. Группа женщин несет в Дом профсоюзов картонные коробки, из которых доносится голубиное воркование.

«Белые голуби —это ангелы, которые погибли здесь второго мая», —объясняет митингующим организатор акции.

Другая женщина достает лист бумаги и читает вслух:

«Одесса стала новою Хотынью, как страшно, двадцать первый век,

Второе мая — этот день кровавый, не вычеркнуть уже нам, не стереть.

Не пощадили стариков и женщин, детей, что вышли с мамами гулять.

Такой нам мир после войны завещан? Фашизм пришел, нам двери открывать».

Памятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеПамятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеПамятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/Громадское

Люди внимательно слушают, кто-токрестится. В самом конце организаторы достают из коробок белых голубей и раздают участникам акции, которые одновременно отпускают их. Среди участников также родственники и близкие погибших 2 мая в Доме профсоюзов. В основном они молчат, держа в руках портреты.

Памятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеПамятные мероприятия на Куликовом поле возлеДома профсоюзов в Одессе, 2 мая 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук/Громадское

Ближе к пяти часам люди под Домом профсоюзов начинают расходится.

«По нашим оценкам, Куликово поле сегодня посетило чуть более четырех тысяч человек, но постоянно здесь находились около 300 человек. Все спокойно, только двоих задержали за драку и затем отпустили, теперь готовимся к маршу националистов», —говорит Громадскому начальник одесской полиции Дмитрий Головин.

Под вой сирен и мигалки колонна полицейских автомобилей отправляется на другую сторону Одессы —в паркШевченко, где запланирован «Марш украинского порядка».

Семь часов вечера, по центруОдессы идут около семисот человек из разных националистических и праворадикальных организаций. Над колонной виднеются флаги партий «Свобода», «Национальный корпус» и «Сокол». Замыкают колонну несколько десятков молодых людей в футболках «Национальных дружин». Некоторые из самыхмолодых участников марша закрывают лицо балаклавами.

«Помни, чужак, здесь хозяин украинец», «Москалей на ножи», —кричат в громкоговорители организаторы марша, проходя по Дерибасовской. Участники марша скандируют за ними.

Марш националистических и праворадикальных организаций, Одесса, 2 мая 2018 года. Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеМарш националистических и праворадикальных организаций, Одесса, 2 мая 2018 года. Фото: Дмитрий Реплянчук/Громадское

Посетители местных кафешек с удивлением наблюдают за маршем и снимают его на телефоны —подобная акция проходит в городе впервые за долгое время. Как признаются Громадскому организаторы, большинство участников приехали из Киева и других крупных городов. В то же время некоторые местные правые организации отказались участвовать в «марше». К примеру, «Автомайдан-Одесса» и местная «Самооборона» проводили в это время свою поминальную акцию на Греческой площади.

Марш националистических и праворадикальных организаций, Одесса, 2 мая 2018 года. Представители«Нацкорпуса».Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеМарш националистических и праворадикальных организаций, Одесса, 2 мая 2018 года. Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеМарш националистических и праворадикальных организаций, Одесса, 2 мая 2018 года. Фото: Дмитрий Реплянчук/Громадское

Колонна «марша» останавливается на углу Дерибасовской и Преображенской, у мемориальной доски Игорю Иванову —участнику одесского «Правого сектора», который погиб 2 мая во время столкновений на Греческой улице. В голове колонны вспыхивают файеры. Лидер «Свободы» Олег Тягнибок, вместе с остальными организаторамиакции взбирается на автомобиль со звукоусилительной аппаратурой. Говорят, что одесситы 2 мая остановили российскую оккупацию и доказали, что «это украинский город».

«Скоро наступит время и 2 мая будет общенационально признанным днем. днем. Поскольку 2 мая 2014 годабыла фактически остановлена московская агрессия в части путинского проекта «русская весна», —кричит Тягнибок в микрофон.

Марш националистических и праворадикальных организаций, Одесса, 2 мая 2018 года.Лидер ВО Свобода Олег Тягнибок (справа). Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеМарш националистических и праворадикальных организаций, Одесса, 2 мая 2018 года. Фото: Дмитрий Реплянчук/ГромадскоеМарш националистических и праворадикальных организаций, Одесса, 2 мая 2018 года. Фото: Дмитрий Реплянчук/Громадское

Акция заканчивается песней «Лента за лентой».

«Ну все, айда на Ланжерон, хоть на море посмотрим. Когда же еще сможем так, «на шару» в Одессе потусить?», —говорит «нацкорпусовец» товарищам, и они вместе отправляются в сторону морского причала.