4 машины, 5 тепловизоров и мечта о «Джавелине». История 7-летней Иринки Васильевой, дочери погибшего героя

Виктория и Ирина Васильевы
Виктория и Ирина ВасильевыЛюдмила Герасимюк

Четыре автомобиля, пять тепловизоров, дрон, «Старлинк», противодроновое ружье — все это купила для военных семилетняя Иринка Васильева из Ровно. Ее папа Александр Васильев погиб на войне. Теперь девочка помогает одному из подразделений 14 ОМБр имени князя Романа Великого, где он служил. Для этого делает и продает веночки.

Иринка мечтает о «Джавелине», поэтому написала Борису Джонсону, чтобы он помог купить это оружие. А пока письмо идет адресату, вместе с мамой Викторией делает все возможное для победы.

Предложение через неделю знакомства

Виктория и Александр Васильевы прожили в браке 7 лет. Паре понадобилась только неделя, чтобы понять, что они идеально подходят друг другу.

Виктория родом из Ровно, Александр — из Прилук Черниговской области. Она экономистка, он военный. Познакомились в 2014 году. Брат Виктории был побратимом Александра. В сентябре мужчина погиб, но Александру Васильеву не удалось попасть на похороны. Он решил приехать на кладбище позже. Во время этой поездки познакомился с Викторией.

«Через неделю после визита Саша позвонил по телефону и спросил, выйду ли за него замуж. Я согласилась. Мои родные были в шоке. Многие думали, что мы разойдемся еще до свадьбы», — вспоминает Виктория Васильева.

Обручальное кольцо Александр подарил через неделю на Майдане Незавимости в Ровно. Там были портреты погибших воинов. Александр повернулся к фотографии брата Виктории и сказал: «Я ее не обижу». В тот день влюбленные подали заявление в ЗАГС. Церемония росписи состоялась в ноябре, а свадьбу сыграли в феврале.

«Мы жили в такой гармонии, что казалось, будто у нас до сих пор длится период ухаживания. Я не чувствовала бремени быта, потому что Саша тоже готовил, делал кофе, мыл посуду, ухаживал за дочерью. Мы часто устраивали свидания, могли посреди ночи пойти на заправку за хот-догами, разговаривать на кухне до утра или биться подушками. Иринка смотрела на это и говорила: “Вы как маленькие дети”», — женщина рассказывает о тех временах с улыбкой.

Виктория и Александр Васильевыархив семьи Васильевых

У Александры и Иринки были свои приключения. По словам жены, они были неразлей водой. Приносили домой бездомных кошек и щенков. Играли в танчики. Иринка делала папе маникюр и макияж, кормила с ложечки. Но больше всего она любила с ним «бесить маму». Например, выключать свет, когда та что-то делает, или закрыть ее в комнате. За проделки оба, а порой еще и с котом, стояли в углу.

«Иринка занимается гимнастикой. Когда у нее были первые соревнования, Саша отпросился со службы и приехал поддержать. Он знал наизусть ее танец. Когда Ира сбивалась, он ей жестами подсказывал, какие движения нужно делать дальше», — рассказывает Виктория Васильева.

«Он был лучшим папой на свете. Брал меня на руки даже тогда, когда я не просила. Мы вместе дурачились. Я хотела научить его садиться на шпагат. У него почти получалось. А он научил меня петь гимн», — рассказывает девочка.

Александр Васильев с дочерью, 2017 годархив семьи Васильевых

Александр Васильев воевал с 2014 года. Когда у него была ротация на фронт, Ирина очень скучала. Собирала чемоданы и говорила маме: «Поедем к папе». Просила так упорно, что Виктория не могла отказать. В 2020 году возила дочь в Северодонецк и Лисичанск.

Больше времени удавалось проводить вместе, пока Александр учился в Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного. Тогда семья переехала во Львов. Иринка приходила к отцу в учебное заведение, а он заводил ее в садик и забирал с гимнастики.

Домой только с папой, 2018 годархив семьи Васильевых

Виктория работала в банке, но уволилась. Когда Александр долго был вне дома, было трудно совмещать работу и воспитание ребенка.

Супруги хотели открыть собственный магазин товаров для дома. Перед вторжением россиян искали помещение для бизнеса. Виктория говорит, что сама не хочет завершать задуманное, потому что это была их общая мечта.

А еще пара мечтала о сыне и совместном отдыхе на море.

Последняя встреча

После окончания академии Александр Васильев перевелся из 30 ОМБр в 14 отдельную механизированную бригаду имени князя Романа Великого. Был старшим лейтенантом. У него был позывной «Сашик».

Он подготовил семью к тому, что может быть полномасштабная война. Рассказывал, как складывать тревожные чемоданы и вести себя в разных ситуациях. Ирина смотрела все новости. Даже учила маму, что делать во время обстрелов.

Иринка ВасильеваЛюдмила Герасимюк

«В последний раз с Сашей мы виделись 22 февраля. Сходили на дискотеку. Утром он отправился на полигон. На следующий день его уже не отпустили домой. 24 февраля я должна была привезти ему сигареты. Он позвонил по телефону и сказал, чтобы я не ехала, потому что началась война. Первые недели — это был страх, паника, неизвестность, ненависть», — рассказывает женщина.

У Иринки был свой блокпост. Она ходила с битой и следила, чтобы не прошли россияне. Папе отправила рисунок с пылающим российским танком.

«Дочка боялась меньше, чем я. Когда мы были по делам во Львове, она видела прилет ракет. Я и водитель испугались. А она предложила купить ядерное оружие для Украины, чтобы поскорее выгнать врага. Она их ненавидит», — говорит Виктория.

Иринка запрещает маме плакать

Александр Васильев воевал в Киевской, Харьковской, Николаевской областях. Домой звонил каждый день, потому что знал, что дочь будет волноваться. Последний разговор с родными был в день гибели, 27 марта.

В обед мужчина предупредил, что может несколько дней не выходить на связь. Через несколько часов погиб от обстрела в селе Благодатное Николаевской области.

«С вечера она была очень беспокойной. Я ее так никогда не видела. Ее трясло. Я звонила врачу, потому что не знала, что делать. На следующий день было то же самое. Иринка постоянно просила позвонить папе, а он был вне зоны досягаемости», — вспоминает Виктория Васильева.

Через два дня женщина дозвонилась жене побратима, которая спокойным тоном спросила: «А что, тебе еще не сообщили? Саша умер».

Виктория не приняла потерю мужаЛюдмила Герасимюк

Гибель подтвердил командир роты. Разговоров с дочкой типа: «Понимаешь, папа погиб…» — не было. Ира услышала, что мама плачет, и все поняла. В ответ — слезы и крик.

Александра Васильева хоронили в закрытом гробу. Как прошли похороны, Виктория не помнит. Помнит только, как в небе летели аисты. Слова поддержки слушали, но не слышали. Было все равно.

«Я до сих пор не приняла эту потерю. Все надеялась, что Саша действительно жив. После похорон еще месяц ему звонила по телефону и писала в вайбер. Просматривала все фото в группах по поиску пленных. До сих пор представляю нашу встречу. После разговора со священником стало легче. Иринка не дает мне раскиснуть. Она гораздо сильнее меня», — говорит Виктория Васильева.

Самое большое утешение — ИринкаЛюдмила Герасимюк

Девочка после гибели отца закрылась. Целый месяц не хотела учиться в школе и ходить на гимнастику. Все дни была дома. Как-то сказала маме: «Живем так, будто папа жив, но где-то далеко». Это помогло ей вернуться к обычным делам. Александр часто снился дочери. Они играли во сне. В это время девочка всегда улыбалась.

О папе Ира вспоминает каждый день. Целую стопку фотографий отца хранит под подушкой и никому не позволяет прикасаться. Посещает кладбище. Приносит на могилу свежие цветы. В свой день рождения и День отца приходила с тортом.

«Дайте мне пакетов для врагов»

До войны Ирина Васильева посещала вместе с мамой интернаты, привозила гостинцы детям-сиротам. В первые дни российского вторжения плела с мамой маскировочные сетки в школе. После смерти папы девочка решила действовать более масштабно.

Однажды Ира проснулась в 5 утра и начала будить маму: «Вставай, будем помогать армии». Сначала девочка принялась печь печенье. Обожглась и решила, что нужно придумать что-то другое.

«Я попыталась делать веночки и мне понравилось. Я делаю это, потому что хочу, чтобы Украина не плакала, мы скорее победили, и все военные вернулись в свои дома», — рассказывает Иринка Васильева.

Она занимается созидательной частью. А мама «у нее на работе»как бухгалтер, закупщик материалов, уборщица и тестировщица веночков. Виктория ежемесячно тратит на материалы для творчества дочери от пяти до десяти тысяч гривен. Соцсети Ира ведет самостоятельно, но мама следит и помогает.

О нуждах девочка узнает у военных сама. Командир роты Дмитрий Саноцкий рассказывает: «Если нужен тепловизор, то Ира спрашивает, на какую дальность. Если это касается автомобиля, то уточняет, на каком топливе он должен ездить, какая коробка передач. Говорит: “Вам нужен полный привод? Это же по болоту ездить, боеприпасы возить, раненых забирать…” Точно надо полный повод».

Иринка с Дмитрием Саноцкимархив семьи Васильевых

Однажды военные передали девочке флаг, где была надпись, что не хватает мешков для тел врагов. Девочка пошла в магазин и ошарашила продавщицу просьбой: «Дайте мне пакетов для врагов».

«Если у Иринки есть какая-то идея, я сначала молюсь, а потом говорю: “Рассказывай”»

Иринка делает веночки после школы и гимнастики. За вечер может сделать от пяти до тридцати. Часто засиживается до ночи. Виктория даже прятала клеевой пистолет. После этого девочка весь день не разговаривала с мамой. Сидела у фотографии отца и жаловалась: «Ты видишь, папа, какая она?»

На первой ярмарке девочка продала 10 веночков, со временем ее деятельность значительно расширилась. Больше всего покупают в инстаграме. Маленькие веночки стоят 150 гривен, большие — 250. Нередко покупатели сбрасывают значительно большие суммы. Например, однажды купили четыре веночка за 40 тысяч гривен. Наибольший спрос на желто-голубые изделия. Несколько веночков уехали за границу — в Польшу, Канаду, Норвегию, США.

Для роты, где служил папа, за вырученные Иринкой деньги приобрели четыре автомобиля, пять тепловизоров, дрон, дальномер, бензопилы, подзорную трубу, «Старлинк» и противодроновое ружье.

«Мы очень ценим помощь Иринки. На каждой машине от нее есть нарисованное желто-голубое сердечко и написано ее имя. Это уже символ подразделения. У каждого военнослужащего этот символ в сердце. Мы все в восторге от нее», — говорит командир роты Дмитрий Саноцкий.

На каждом авто от Иринки есть желто-синее сердцеархив семьи Васильевых

«Когда Иринка просыпается и говорит, что у нее есть какая-то идея, я трижды перекрещиваюсь, молюсь Богу, а потом говорю: “Рассказывай”», — смеется Виктория. Однажды дочь пришла с идеей написать письмо Борису Джонсону, чтобы тот помог приобрести «Джавелин».

Она была на встрече с президентом Владимиром Зеленским в августе 2022 года, тогда президент и первая леди вручали детям-волонтерам подарки. Иринка спрашивала у Владимира Зеленского про «Джавелин», но тот сказал, что не знает, где его купить. После этого решила, что нужно искать помощи за границей.

На встрече с президентом Владимиром Зеленским, 2022 годаОфис президента

В письме девочка написала: «Я, Иринка, пишу к вам, потому что вы тоже, как и я, любите Украину. Я знаю, что вы нам очень помогаете. Мой отец погиб на войне. Теперь я помогаю защищать Украину. Я хочу купить “Джавелин”, потому что он точно поможет. Мы победим, и все будет хорошо. Помогите купить “Джавелин” для друзей папы. Слава Украине!»

Друзья папы стали друзьями Иринки. Присылают с фронта флаги с пожеланиями. Ими завешена вся комната. Военные на День волонтера скинулись и заказали девочке букет цветов. Еще подарили морскую свинку.

А однажды запустили целый челлендж среди разных бригад. Дмитрий Саноцкий попросил отправить россиянам снаряды с надписью «От Ирины за папу». С разных участков фронта по врагам полетели боеприпасы из минометов, гаубиц, градов, HIMARS и другого оружия. Все это сняли на телефон и смонтировали видео. Девочке понравилось.


Текст подготовлен платформой памяти «Мемориал», рассказывающей истории убитых россией гражданских и погибших украинских военных, специально для hromadske. Чтобы сообщить данные о потерях Украины, заполняйте формы: для погибших военных и гражданских жертв.

Автор: Наталья Хвесик