Ромы: народ-загадка

В Украине, по данным переписи 2001—го года, живёт около 50 тысяч ромов. Больше всего на Закарпатье и Донбассе. По неофициальным данным, цифра на порядок выше. Социология говорит, что ромы — один из двух народов, которых украинцы и вовсе не желали бы пускать в страну (второй такая — чеченцы). В СМИ тема ромов всплывает в большинстве случаев в негативном контексте

В Украине, по данным переписи 2001-го года, живёт около 50 тысяч ромов. Больше всего на Закарпатье и Донбассе. По неофициальным данным, цифра на порядок выше.

Социология говорит, что ромы - один из двух народов, которых украинцы и вовсе не желали бы пускать в страну (второй такая - чеченцы). В СМИ тема ромов всплывает в большинстве случаев в негативном контексте: либо их выселяют, либо произошёл криминальный случай с их участием, либо антиромский погром.

Исследовательница истории и культуры ромов старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины Наталья Зиневич объясняет, что украинцы слишком мало знают о народе, который живёт на этой территории около 6 веков. «Если вы выйдете на улицу, то 99% людей скажут, что ромы — кочевой народ. Это не так».

Об истории этого и других стереотипов Наталья Зиневич рассказала Громадскому.

Как ромы попали в Украину

«Большинство думает, что ромы пришли сюда из Румынии после Второй мировой войны, а до этого на территории Украины их не было», - говорит исследовательница.

Наталья Зиневич. ФотоHeinrich-Böll-Stiftung Ukraine

Эти стереотипы формируют имидж ромской общины как чужой для Украины, а это не соответствует действительности. Бежав из Германии в 16-17 веках из-за ряда жёстких законов, ромы массово перебирались на территорию Речи Посполитой, то есть в том числе и на территорию современной Украины. А позже многие обосновались в Российской империи. Законы этих стран были более либеральны, и ромы смогли найти свою нишу на этих территориях.

Принято считать, что родина ромов – Индия. В прошлом году министр иностранных дел страны заявил, что государство признаёт ромов своей диаспорой.

«Вы - дети Индии, которые мигрировали и жили в сложных условиях в чужих краях в течение многих столетий, тем не менее вы поддерживали вашу индийскую идентичность. Мощная 20-миллионная община цыган живет более чем в 30 странах Западной Азии, Европы, Америки и Австралии, и все это - потомки наших соотечественников», - заявилминистр иностранных дел Индии Сушма Сварадж.

Министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж. Фото India Empire

В Средние Века народ осел в Византии, там многие приняли христианство. Это, по словам Зиневич, разбивает стереотип о том, что ромы якобы испокон веков не приемлют веры. После распада Византии ромы мигрировали в европейские страны.

В Украине есть города, где ромские семьи живут уже 250-300 лет. «Я встречала эти фамилии — Партоненко, Ющенко — в полковых реестрах конца 18 века, встречаю и сейчас. Например, в городе Изюм или в Золотоноше».

Сегодня ромов в Украине сложно назвать кочевым народом, это явление другого порядка, сравнимое, например, с сезонной трудовой миграцией. Когда семьи вынуждены на несколько месяцев уезжать из дому на заработки.

Чем они занимались и занимаются

Ромы, перебравшиеся в Россию, в 19 ст. стали частью высокой русской культуры: «Столичные петербургские хоры, романтизм - это все переплетено с ромским фактором». Некоторые так и осели в Петербурге и Москве.

Во времена Австро-Венгрии, по словам Зиневич, ромы попали в музыкальную элиту и были в авангарде формирования венгерской культуры. «Первые скрипки» в прямом и переносном смысле играли цыгане. Они были приближены ко двору, имели свои преференции и создали свою элиту.

«Если перенестись в советское время, то ромы были неплохими водителями. Но сейчас где человек может выучиться на водителя без документов, без школы и без автомобиля?»

В 1980-е годы по всему СССР гастролировали ромские творческие коллективы и были довольно успешными на тот период. Участники могли себе позволить перевезти свои семьи в крупные города, построить дом где-нибудь в Подмосковье.

Как ромы выбирали место жительства

Власти стран, которые выбирали ромы, стремились пресечь их кочевой способ жизни. Австро-венгерская правительница Мария Терезия в 18-м веке решила «прикрепить» ромов к конкретным территориям и ввела ряд запретительных мер.

«Им запретили называться цыганами. Они обязаны были называться «нововенграми», их поселили компактно на определенных территориях. Они работали на мануфактурах, а как правило при мануфактурах формировались компактные поселения. Им запрещалось общаться на цыганском языке, то есть были надзиратели, которые следили, чтобы они между собой общались на венгерском, - говорит Зиневич и добавляет. - С украинцами тоже такое было, но мы сами себя жалеем. С другими у нас эта эмпатия не включается. В результате венгры не воспринимали «нововенграми», а другие ромы зачастую не считают цыганами, это сформировало внутренний конфликт. Но люди не виноваты, что одни родились в одних семьях, одни в других. Сейчас между ними стена, но они ищут возможность для диалога. Им очень сложно этого достичь, ведь нет государства, нет институтов», - говорит Зиневич.

Ромы и советская власть

Поначалу советская власть по отношению к ромам проводила политику «коренизации». В 20-е годы в Москве был создан театр «Ромэн», язык был кодифицирован (упорядочение норм языка и их фиксация в словарях), издавалась литература на ромском. Но затем власть избрала для ромов путь ассимиляции, и их язык попал в категорию неперспективных.

Первая труппа артистов театра Ромэн. 30-е годы. Фотоteatr-romen.ru

После войны и до середины 80-х на ромском не печатали ничего. Язык можно было услышать лишь на пластинках с цыганскими песнями, которые, к слову, продавались миллионными тиражами. В современной Украине ромский язык в школах не преподаётся и активисты и учёные работают над тем, чтобы его сохранить.

Наталья Зиневич рассказывает, что после запрета на кочевой образ жизни в 1956-м году советское государство потратило большие деньги на то, чтобы поселить ромов. В течение полугода местные администрации должны были определить, где они будут жить. «Мы даем деньги и материалы, за 3 месяца ваши дети должны быть в этой школе, иначе — 4 года заключения», - описывает Зиневич принцип, по которому действовала власть. В итоге с годами большинство получили базовое образование. В том числе в Закарпатье, где сейчас, по словам Зиневич, ромы маргинализированы.

Большие города в советское время были закрыты для так называемых «нежелательных элементов», в том числе для ромов. Особенно во время международных событий, таких как Олимпиада. В 1980-м году из Киева «за 101-й километр» высылали всех, кто имел судимость, «неправильную» национальность в паспорте, не имел постоянного места работы и так далее. Их на три месяца высылали ровно за 101-й километр. В этой зоне, по словам Зиневич, много компактных поселений ромов. Потому что они решили, что если их начнут выгонять еще раз, то лучше просто обосноваться в этом месте.

Образование

Эту проблему, по словам Натальи Зиневич, можно понять на примере одной семьи: «Люди пожилого возраста, которые жили при СССР, имеют образование. Те, кому 40 лет, закончили 7-8 классов. А те, кому 20-30 лет уже не умеют ни читать, ни писать. Это явление новейшее. Не то, что длилось веками. В рамках одной семьи за последние 15 лет произошла деградация. Говорят, что это у них в крови, что они, мол, не любят учиться и работать, но надо понять, что этим детям намного сложнее в сравнении, например, с их родителями».

Волонтёры проводят урок с ромскими детьми в селе на Закарпатье. Фото с ФБ-страницы движения "Молодь за мир",автор Диана Поладова

По словам Зиневич, в советское время, кроме школы, социализирующим фактором была армия. Она давала знание русского языка, давала возможность карьерного роста, профессию, которая прокормит. Сейчас из-за бедствующего положения единицам удаётся получить школьное и университетское образование.

Закарпатье и Донбасс

Согласно переписи 2001-го года, в Украине больше всего ромов живёт именно в этих регионах.

«До конца 80-х советская власть делала из Закарпатья показательно процветающий регион. – рассказывает Зиневич. - Уровень безработицы среди ромов там был самым низким, они работали на предприятиях, в том числе стратегических».

Но, по словам исследовательницы, когда в 90-х всё остановилось, они стали заложниками этой социализации. Если в других регионах ромы занимались «параллельной экономической деятельностью» (спекуляцией, торговлей), то в Закарпатье у большинства этого опыта не было. Люди жили на зарплату и пенсию, откладывали деньги. После распада СССР эти ромы оказались самыми незащищенными. Многие уехали в Россию.

«Когда я об этом рассказываю, украинским журналистам и чиновникам это не нравится. Мол, надо же искать плохое в советской власти, мы же сами хорошие, а ромы сами не интегрируются».

У ромов Донбасса – отдельная история и свой имидж. «Все в Макеевке-Донецке знали, что это обеспеченные люди, которые живут в домах, - объясняет Зиневич. - И с этим была связана мифология: от того, что они держат наркотрафик до занятий магией».

Это в большинстве в недалёком прошлом кочевые ромы. Их называют кэлдерары, или котляры. Это самая большая этнодиалектная группа ромов в мире. Они выходцы из Румынских княжеств середины 19 века попадали под дискриминационные законы (а проще говоря, были крепостными – поясняет Зиневич).

Табор ромов-кэлдераров. Румыния 1892-й год. Фото Pinterest

Они нашли себя в очень сложной ситуации периода Первой мировой, когда были нарушены все экономические связи. Котляры были мастерами работы по железу. У них, по словам Натальи Зиневич, создалась интересная культура экономического сосуществования: мужчины носили большие пуговицы из металла, они их использовали вместо денег либо залога. Другой вид заработка – продажа коней. То есть они смогли освоить незанятые ниши. Советская власть их почти не трогала, потому что котляры делали то, что не могли обеспечить колхозы: металлические изделия для хозяйства. И когда приняли закон о запрете кочевого образа жизни, часть их оказались именно на Донбассе, где и остались. Многие из них работали на шахтах.

Ромский вопрос в политике украинских президентов

Во время президентства Леонида Кравчука (1991 - 1994) ромы смогли официально зарегистрировать первые национально-культурные общества. Государство выделило деньги на создание отдельной музейной коллекции в Белой Церкви. И тогда же в Киеве был открыт ромский театр «Романс».

Во времена Леонида Кучмы (1994 - 2004) представители ромской общины Киева инициировали установку памятника нацистскому геноциду ромов в Бабьем Яру.

В Бабьем Яру памятник жертвам геноцида ромовустановили только в 2016-м году. Фото DW

Но, по словам Зиневич, Кучма пытался вывести ромский вопрос из политической плоскости. «Кучма переводил всё в плоскость фестивалей. В прессе можно увидеть множество сообщений о проведениях фестивалей национальніх меньшинств», - поясняет Зиневич. В начале 2000-х была принята первая национальная программа о ромах, на нее выделили минимальное финансирование, но всё же прецедент. Это оживило ромское движение, появились до 100 ромских организаций.

При Президенте Викторе Ющенко (2005 - 1010) был принят указ о признании международного дня геноцида ромов. В этом аспекте Украина опередила многие другие страны. Во время визитов Ющенко в Аушвиц в делегациях приняли участие представители ромов. Украинская делегация была соорганизатором мемориальных мероприятий ко дню памяти жертв геноцида ромов. Но, по словам Натальи Зиневич, это было подано только как внешнеполитическая акция, во внутренней политике изменений не произошло.

Уже во времена Януковича, ромский язык был включен как один из региональных языков в скандальный языковой закон Кивалова-Колесниченко. А в 2013-м под давлением Европы была принята программа интеграции ромов. «Это было прямое требование ЕС, и надо отдать должное лоббизму наших ромских активистов. Теперь каждый год власть должна отчитываться по выполнению этой программы», - рассказывает Зиневич.

О стереотипах и предубеждениях среди ромов

«Когда я общаюсь с ромской молодёжью, говорю о том, чтобы они адекватно воспринимали себя. Что они не являются только лишь объектами дискриминации и агрессии, – рассказывает Зиневич. - У ромов есть внутренний миф, что они «невоинственный народ». Хотя они всегда служили в войсках всех сторон и в том числе и во время Второй мировой. И несмотря на то, что они стали по расовому признаку жертвами нацистского геноцида, с другой стороны они были в вермахте, румынской, венгерской, советской армиях, в партизанах, знаю, что несколько были в украинской повстанческой армии».

По словам Зиневич, преодолеть стереотипы по отношению к ромам возможно. «Любое изолированное сообщество, в том числе ромы, выбирая нас соседями, решает, что ему с нами комфортно. Если мы их об этом спросим и они ответят, то это и будет путь навстречу друг другу».