Алиевы в Азербайджане навсегда?
Алиевы в Азербайджане навсегда?
Материал партнеров Hromadske.UA
Референдум в Азербайджанской Республике даст старт конституционной реформе, усиливающей власть алиевского клана. Россию это устроит, а Запад — не очень.
В Азербайджане 26сентября состоится референдум по внесению изменений в Конституцию страны. С полной уверенностью можно «предсказать», что республика чутьли не единогласно проголосует за видоизмененный Основной закон, хотя и при некотором сопротивлении оппозиции. Но, заметим, официально референдум пройдет на «ура», однако не без известной формулы— «Главное, не как голосуют, а как считают голоса».
Приведем наиболее «интригующие» положения из проекта Конституции. Отменяется возрастное ограничение для кандидата в президенты— в настоящее время на этот пост может претендовать лицо, достигшее 35 лет; срок президентских полномочий увеличивается с пяти до семи лет; в парламент сможет баллотироваться кандидат, достигший 18-летнего возраста.
Кроме того, вводятся новые посты— первого вице-президента и вице-президента, которых назначает глава государства. Онже полномочен освободить их от занимаемой должности, а также объявить внеочередные выборы.
Оппозиция, разумеется, нервно отреагировала на проведение, по ее мнению, незаконного референдума, усиливающего авторитарную власть президента Ильхама Алиева. В рамках умеренной игры в демократию ей позволили провести акции протеста в Баку— их созывают «Национальный совет» и партия «Мусават». Но полиция предупредила, что «не допустит провокаций на митинге», равно как действий, которые могут привести к разным беспорядкам. Если организаторы митингов нарушат это правило, «они будут наказаны в соответствии с законом», предупредили правоохранители.
Лидер «Мусават» Ариф Гаджилы заявил, что подобная практика «совершенно чужда» его партии, она не заинтересована в «инцидентах» и готова пресекать их вместе с полицией. Однако азербайджанские СМИ и значительная честь экспертного сообщества утверждают, что акции протеста в Азербайджане по тому или иному поводу, включая изменение Конституции, «заказаны» и оплачиваются Западом с целью дестабилизации обстановки в стране.
Но возникает вопрос: почему Алиеву срочно понадобилось менять Конституцию, когда он и так может оставаться бессрочным президентом Азербайджана с фактически неограниченными полномочиями? Так-то оно так, да не совсем. Его третий срок истекает в 2018 году. И если Алиев будет баллотироваться снова, что не исключено, тогда его четвертый президентский срок завершится в 2025 году. Если он и дальше будет придерживаться линии нескончаемого баллотирования, на это очень плохо посмотрят на Западе, который постоянно пытается «наказать» Азербайджан за отсутствие демократии и свободы слова, но никак не рискнет это сделать практически— о причинах такой «нерешительности» будет сказано ниже.
А пока акцентируем внимание на том, что по новой Конституции возрастного ценза для кандидата в президенты не будет. А это означает, что в 2025 году на этот пост сможет баллотироваться (если до того в Азербайджане не наступит что-нибудь вроде «арабской весны») сын Ильхама Алиева— Гейдар, которому к тому времени будет 28 лет. Он может продолжить президентскую династию Алиевых, хотя это вполне могут сделать и обе дочери Ильхама Гейдаровича. Но Восток есть Восток— президент-мужчина здесь ментально предпочтительней президента-женщины. Неизвестно, однако, будетли Алиев-младший такимже «крепким орешком», как его дед и отец.
Но, вероятно, Алиев меняет конституцию не только для сохранения президентской династии. Судя по проведенной недавно чистке в рядах его уже бывших соратников, президент Азербайджана не доверяет ни одной из ветвей действующей власти и ее «ячеек», и опасается их гораздо больше, чем оппозиции. А с принятием поправок в Конституцию он совершенно спокойно может распустить парламент, ставший «крышей» для различных кланов во власти и бизнесе, управлять которыми стало затруднительно. Именно они в состоянии более всего навредить Алиеву, поскольку изменение Основного закона может войти в противоречие с их интересами. Впрочем, тех, кто усилит свои позиции после референдума, тоже может оказаться немало.
То есть, вероятнее всего, что после референдума Алиев станет формировать для себя новую команду, которую легче будет контролировать— прежняя пустила слишком глубокие корни в системе государственного управления и бизнеса, и, как говорят, начала зарываться и противостоять президенту. Поэтому не исключено, что громкие аресты в Азербайджане продолжатся, а народ будет воспринимать это как «борьбу с коррупцией».
Оппозицияже, обвиняющая «клан Алиевых» в авторитарности, на данном этапе ничего не сможет поделать, хотя значительная часть азербайджанского общества недовольна положением дел в республике— от социально-экономической ситуации, подорванной падением цен на нефть и девальвацией национальной валюты, до того, что в Азербайджане «на каждый роток» тутже «накидывают платок». Однако недовольная часть электората пассивна, поскольку в стране нет и пока не может быть сильных оппозиционных лидеров, способных сплотить вокруг себя протестный электорат, который считать таковым можно лишь условно. В общем, несплоченность протестного электората на руку Алиеву, и больших проблем от него ему ожидать не стоит.
Кроме того, основная часть населения Азербайджана готова мириться с авторитарностью Алиева, поскольку, как считают в республике, если он уйдет, наверняка в эту светскую страну придет «большее зло» в лице радикальных религиозных течений или ставленников Запада, которые все перевернут с ног на голову и будут навязывать населению совершенно чуждые ему ценности. Словом, многие в Азербайджане дорожат предсказуемостью Алиева и понимают: если ты играешь по установленным им правилам, тебя не тронут, и ты как-то выживешь. Ну, а если будешь нарушать эти «правила», итог может быть самым плачевным.
Собственно, это и продемонстрировал Алиев, устроив колоссальную чистку в министерствах и ведомствах на уровне их руководителей под лозунгом борьбы с коррупцией, на что обыватель всегда «клюет» и приветствует. Кое-чему азербайджанцев научил также недавний разгром местных нурситов и последователей (если таковые действительно имелись) исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, за которым охотится и «братская» Турция. В общем, нет в Азербайджане свободы слова, зато есть относительная стабильность и энергичное противостояние президента угрозе «исламизации» страны.
Не стоит также забывать о карабахской проблеме, ситуации в Турции и на Ближнем Востоке, чтобы понять: основной части азербайджанского общества смена власти сейчас не нужна— к ней надо только приспособиться, что оно и старается сделать с большим или меньшим успехом.
Но Запад к изменению Конституции в пользу правящей семьи Азербайджана не может остаться равнодушным. Известно, что отношения Баку с Евросоюзом и США весьма осложнены. В прошлом году Европарламент принял резолюцию, призывающую к введению адресных санкций в отношении некоторых высокопоставленных азербайджанских чиновников. К концу тогоже года аналогичная инициатива пошла от американских конгрессменов. Но все закончилось «пшиком»— Азербайджан сумел постоять за себя и даже открыто огрызнулся на Запад.
Но дело даже не в этом, а в том, что, во-первых, Запад рассчитывает на насыщение государств ЕС каспийским, в частности, азербайджанским газом, дабы значительно ослабить Россию на соответствующем рынке.
Во-вторых, Запад понимает, что Алиев, к большому сожалению первого, «сидит крепко», и искусственное расшатывание Азербайджана извне, без большой помощи изнутри, которой нет, сейчас не представляется возможным. В-третьих, и в Брюсселе, и в Вашингтоне осознают, что если они сильно «надавят» на Алива, он еще энергичнее будет дрейфовать в сторону России, пойдет на «опасное» сближение с Ираном, и вступит в этот «дьявольский» Евразийский союз. Ну и, конечно, будет «цементировать» свои отношения с Турцией еще и на общей «антизападной почве».
Все вышеизложенное вовсе не говорит о том, что Евросоюз и США перестанут критиковать азербайджанский режим— напротив, изменение Конституции даст им основание делать это еще громче и постоянно укорять Алиева в усилении авторитарного режима, «переписывании» Основного закона страны под себя и свою семью. И заявление вице-президента Европарламента Ричарда Чарнецки, в соответствии с которым это ведомство «с уважением отнесется к результатам референдума», врядли кого обманет.
А вот России и Ирану до азербайджанской Конституции большого дела нет. Точнее, она устраивает их ровно настолько, насколько их устраивает Алиев— а пока они «вполне удовлетворены» внешней политикой Азербайджана и стабильностью на своих границах с этой страной.
Тут стоит выслушать пояснения «официальных лиц», почему в стране меняется Конституция, президентский срок продлевается, и отчего все это «так здорово».
Как сообщил агентству Trendзаместитель исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан» (Единый Азербайджан), председатель парламентского комитета по общественным объединениям ирелигиозным структурам Сиявуш Новрузов, введение семилетнего срока президентского правления абсолютно законно, и оно практикуется в почти 30 странах мира. Увеличение срока, пояснил он, позволит полностью выполнить программу, инициированную главой государства— это решение социальных проблем, создание новых рабочих мест и т.д.
Кроме того, подчеркнул Новрузов, вАзербайджане три года подряд проводились выборы— муниципальные, парламентские ипрезидентские, и в таких условиях функционирование различных структур только на них и направлено.
Чтоже касается введения института вице-президента, оно оправдано в контексте ширящегося представления Азербайджана намеждународной арене, атакже актуализации вопросов совершенствования государственного аппарата поразвитию отдельных сфер вреспублике.
И еще одно обстоятельство: помимо того, что первый вице-президент ивице-президенты будут руководить отдельными сферами, они, попоручению главы республики, примут участие в подписании международных документов государственного значения, а такжев решении других вопросов.
Вот еще одно мнение, касающееся необходимости изменения Конституции, от заместителя председателя— исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан», вице премьера Али Ахмедова— его приводят местные СМИ. По словам высокопоставленного чиновника, революции ивойны вСеверной Африке ина Ближнем Востоке, международный терроризм, принявший чудовищные масштабы, большой поток мигрантов вЕвропу, гуманитарные катастрофы имассовые человеческие трагедии навсегда изменили панораму мира.
Разумеется, сказал он, вышеперечисленные мировые проблемы ставят перед серьезными вызовами и Азербайджан— республика интегрирована вмировую экономику ине застрахована отвлияния негативных процессов, тем более, что географически она расположена вблизи регионов, переживающих большие потрясения. То есть, внутренние ивнешние причины обусловили проведение всеобъемлющих реформ, и если страна припозднится с ними, это поставит ее перед серьезными вызовами.
Изменение Конституции Ахмедов оценивает как «своевременный и дальновидный» шаг, поскольку в его сути заложено создание современных экономических иполитических механизмов, способных защитить государственные интересы Азербайджана.
В общем, сторонники изменения Конституции пытаются представить проведение референдума «социальным заказом» населения, механизмом для улучшения экономических условий и противостояния вызовам.
В контексте конституционных изменений, как заверяет помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов, авторы Основного закона особо позаботились о соблюдении «основных прав и свобод человека». Как сообщил он агентству Sputnik (Баку), в соответствующую статью Конституции вносится множество изменений. В том числе— «судебное обеспечения прав исвобод, атакже их защита вадминистративном порядке; запрещение локаута сцелью более надежного обеспечения права граждан натруд; включение вконцепцию собственности соответствующего западной правовой системе прогрессивного понятия социальной ответственности; повышение ответственности государственных органов вотношении к гражданину; ужесточение требований, призванных предотвратить возможные случаи произвола, установление аналогичных требований идля муниципалитетов имуниципальных служащих; создание надежных гарантий длязащиты персональных данных» и т.д.
Чтоже касается учреждения института вице-президента, это, по мнению собеседника агентства, продиктовано необходимостью совершенствования президентской формы правления, ее адекватности современным вызовам, оптимальной функциональности механизма государственного управления вфорс-мажорных ситуациях, а также расширения сферы охвата экономических реформ иих ускорения.
Чтоже до самого волнующего момента— снятия возрастного ценза для кандидатов в президенты и депутатов парламента, Гасанов заявил следующее: «… в Основных законах ряда стран, кпримеру, Франции иФинляндии, возрастной ценз длязанятия должностей неустановлен. …. В соответствии смеждународной практикой, устранение нижнего возрастного ценза является одним изважных факторов, позволяющих любому человеку реализовать свой потенциал, стимулирующих политическую активность, особенно молодежи». А включение вКонституцию новых положений, устанавливающих случаи роспуска парламента, связано с«теоретической возможностью паралича его деятельности», и «это недолжно пониматься какослабление парламента вкачестве ветви власти».
Предложенные конституционные изменения, резюмировал помощник Алиева, «отражают глубокие позитивные перемены, произошедшие впоследние годы вполитической, социально-экономической иправовой сферах» Азербайджана.
Разумеется, в Армении пристально следят за всем, что происходит в соседнем Азербайджане, поскольку карабахское и армяно-азербайджанское урегулирование все еще находится в подвешенном состоянии. Понятно, что любое «телодвижение» Баку рассматривается в Ереване в контексте эскалации конфликта.
Как сказал руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, политолог Сергей Минасян, «В Азербайджане 26сентября состоится очередной референдум по изменению Конституции, и он в очередной раз предоставит президенту Алиеву и его семье новые полномочия. Думаю, что в этой связи в ближайшее время Азербайджан врядли пойдет на новую эскалацию конфликта».
В дальнейшемже, считает политолог, развитие событий в конфликтной зоне будет зависеть от оценки Азербайджаном переговорного процесса по урегулированию, степени вовлеченности сопредседателей Минской группы ОБСЕ в переговорный процесс, а также от оценки Азербайджаном военно-технического баланса. Но даже, продолжил Минасян, если Баку сочтет, что военное преимущество на его стороне, он может пойти на эскалацию, но не на широкомасштабные военные действия, которые в настоящее время не входят в его интересы.
К этому добавим, что референдум в Азербайджане будут отслеживать международные наблюдатели, в том числе, из ПАСЕ и государств СНГ. Свою «волю» граждане Азербайджана смогут зафиксировать и в диппредставительствах, которые будут открыты в 40 странах. Exit-poll на референдуме проведут три организации, получившие аккредитацию.
- Поделиться: