Армения — ЕАЭС: могло быть хуже?

Армения — ЕАЭС: могло быть хуже?

Материал JamNews

Автор:Бабкен Тунян

Эта статья уже была готова к публикации, когда официальный сайт президента Армении сообщил: Серж Саргсян 16 декабря принял главу коллегии Евразийского экономического комитета (ЕЭК) Тиграна Саргсяна. Опустив стандартные формулировки, характерные для официальных сообщений, протицируем только слова президента.

«Мы вместе стояли у истоков процесса присоединения Армении к Евразийскому экономическому союзу, и, вступая в этот союз, рассчитывали значительно улучшить экономическое положение Армении. К сожалению, вступление совпало с международными экономическими процессами, которые негативно сказались на экономике страны, и отношение наших граждан к Европейскому экономическому союзу пока, мягко говоря, выжидательное. Хотя, в случае отказа от членства, уверен, негативных подходов было бы больше. За этот период, я уверен, была проделана огромная работа, и всего через 10 дней у нас будет возможность обобщить определенные результаты», - сказал Саргсян на встрече с руководителем коллегии ЕЭК.

Говоря «через 10 дней» президент, по всей вероятности, имел в виду обобщение годовых экономических показателей. Конечно, эти данные будут опубликованы только в январе, однако высшее руководство страны получит их, как говорится, из первых рук.

В то же время через 10 дней исполнится два года со дня вступления Армении в Евразийский экономический союз. Республика Армения стала полноценным членом ЕАЭС с 1 января 2015 года. А впервые официально о вступлении заявил президент Армении Серж Саргсян в сентябре 2013 года.

До этого все в Армении (и не только) были уверены, что страна движется в противоположном направлении – в сторону Евросоюза. Более того, переговоры были благополучно завершены и был готов к подписанию договор об Ассоциации и его важная составляющая – Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA), которое должно было упростить ввоз произведенных в Армении товаров на европейский рынок и еще на один шаг приблизить Армению к ЕС. Как бы то ни было, с сентября 2013 года мы забыли о DCFTA и начали приводить свое законодательство в соответствие со стандартами ЕАЭС.

Что дало Армении членство в ЕАЭС?

Этот вопрос звучит очень часто, но он еще не получил должного ответа. Это не удивительно, потому что оценка членства в ЕАЭС предполагает серьезную аналитическую работу. Подобная работа была проведена по заказу правительства Армении: оценивалось экономическое влияние интеграции в первом полугодии 2015 года. Однако исследования, охватывающего двухлетний период, у нас нет.

Это позволяет сторонникам «европейского» и «евроазиатского» курсов представлять воздействие ЕАЭС так, как им это выгодно. Например, проевропейцы уверены, что, углубляя отношения с ЕАЭС и, в частности, с Россией, мы сделали Армению более уязвимой, усилили ее экономическую зависимость от России, подверженной негативным процессам в самой России (санкции и cнижение цен на нефть).

Другие, наоборот, утверждают, что вступление в ЕАЭС открыло перед Арменией серьезнейшие возможности: выход на 200-миллионный рынок и роль посредника между европейским рынком и ЕАЭС. Они уверены, что, если мы не можем полноценно пользоваться полученными возможностями, то проблема в нас самих. В связи с ухудшением экономического положения Армении они говорят: если бы мы не вступили в союз, все было бы еще хуже.

Позиция президента страны, как видно из начала статьи, более уравновешенная. Серж Саргсян с одной стороны намекает, что ожидания не оправдались или оправдались не полностью, и отмечает, что общество еще находится в состоянии ожидания. С другой стороны, он оправдывает то, что надежды не оправдались, международными экономическими процессами. И вместе с тем выражает уверенность в том, что в случае отказа от членства негативных последствий было бы больше.

И правда, что было бы с экономической точки зрения, если бы Армения не вступила в ЕАЭС? Новый премьер-министр Армении Карен Карапетян, например, несколько раз по разным поводам заявлял, что нет четкого анализа, какими были бы наши экономические показатели в случае невступления. Это более осторожная позиция.

В то же время, например, президент России Владимир Путин несколько месяцев назад на встрече с президентом Армении Сержем Саргсяном заявил, что после вступления в ЕАЭС ВВП Армении вырос на 10%. Экономисты и эксперты по статистике вместе с журналистами до сих пор пытаются понять, откуда взялась эта цифра.

Не дожидаясь 10 дней

Указанные Сержем Саргсяном 10 дней еще не прошли, 2016 год еще не обобщен, однако на основе данных за 10 месяцев можно сделать определенные выводы.

Но прежде представим ряд ключевых экономических показателей: что у нас было до вступления в ЕАЭС, что было на момент вступления, что у нас есть сейчас и какие прогнозы на этот год.

2014

2015

2016

2017

Реальный рост ВВП

3,5%

3%

0,4% (январь-октябрь)

3,2% (прогноз по бюджету)

ВВП (в долларах)

11,6 млрд

10,56 млрд

10,7 млрд,

(Ожидаемый показатель, по бюджету)

-

Госдолг по состоянию на конец года (в долларах)

4,441 млрд (по факту)

5,079 млрд

(по факту)

5,866 млрд (официальный прогноз)

6,277 млрд (официальный прогноз)

Бюджетные доходы (в драмах)

1137,1 млрд (по факту)

1147,2 млрд (по факту)

1186,2 млрд (по бюджету)

1120 млрд

(по факту ожидается)

1210 млрд

(согласно бюджету)

Экономический рост в 2014 году составил 3,5%. В первый год вступления Армении в ЕАЭС (в 2015 г.) рост сократился до 3%.

В этом году изначально планировался экономический рост в 2,1%, однако события последних месяцев подсказывают, что такого показателя не будет. Уровень экономической активности Армении (не путать с ростом ВВП) в январе-октябре 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года, составил 0,4%. То есть за первые 10 месяцев года экономическая активность выросла всего на 0,4%. Более того, в октябре этого года она была ниже, чем в прошлом октябре. А ВВП страны в третьем квартале 2016 года по сравнению с тем же периодом прошлого года, сократился на 2,6%.

Не будем перегружать читателей экономической терминологией, просто отметим, что таких плохих показателей в Армении не было со времен кризиса в 2009 году. С учетом динамики данных показателей, вполне вероятно, что по итогам года в стране будет нулевой рост, не исключен даже экономический спад.

ВВП Армении хотя и вырос в драмовом выражении, однако в долларовом эквиваленте в 2015 и 2016 гг. он меньше, чем в 2014 г.

Сокращение объема денежных переводов, перечисляемых в Армению со стороны физических лиц (или как принято говорить, трансфертов), которое началось с 2014 года, продолжается до сих пор.

В 2015 г. приток трансфертов сократился по сравнению с 2014 г. на 23,1% или на 492 млн долларов. В том числе, приток денег из России сократился на 35%, или на 546 млн долларов. В 2016 г. темпы сокращения упали, однако спад есть. В январе-октябре 2016 г. через банковскую систему физическим лицам в Армению было отправлено 1 млрд 336,1 млн долларов США. По сравнению с январем-октябрем прошлого года приток трансфертов сократился на 138,4 млн долларов или на 10,4%.

И если спад в ноябре-декабре продолжится в том же темпе, то в 2016 г. приток трансфертов не превысит 1,5 млрд долларов. То есть приток будет меньше, чем в кризисном 2009 году.

Для сравнения: в 2013 г. В Армению было отправлено 2,3 млрд долларов. Это значит, что в этом году переводов будет меньше на 800 млн долларов. А чтобы лучше понять, что значат для Армении 800 млн долларов, скажем, что бюджет страны составляет около 2,5 млрд долларов.

Любопытно, что в этом году в процентном соотношении больше сократились суммы, отправляемые в Армению из стран-членов ЕАЭС – Казахстана и России. И наоборот, больше других выросли переводы в обратном направлении – из Армении в Россию и Казахстан.

К тому же, в январе-сентябре 2016 года в реальном секторе экономики Армении иностранные инвестиции сократились более чем на 70%. В данном случае снова львиная доля спада пришлась на российские инвестиции.

После всего этого уже не удивительно, что в Армении стремительно растет только государственный долг. В 2014 г. он составлял 4,4 млрд долларов, в 2015 – 5,08 млрд долларов, а в конце 2016 г. официально прогнозируется 5,8 млрд долларов. В 2017 года госдолг приблизится к 6,3 млрд долларам и составит 54% от ВВП.

Чем больше госдолг, тем больше денег уходит на его обслуживание (проценты). И поэтому неудивительно, что в 2017 г. суммы, направленные на обслуживание госдолга из бюджета, вырастут, а пенсии и пособия — нет.

Список можно продолжать бесконечно. Однако, если судить о членстве Армении в ЕАЭС по экономическим показателям, то выражение «ожидания не оправдались» звучит мягко.

О торговле Армения-ЕАЭС

Вступление Армении в ЕАЭС в первую очередь должно было положительно сказаться на торговом обороте. Однако давать оценки в данном случае достаточно сложно, потому что на торговле сказались многие факторы. Например, в конце 2014 года обесценивание российского рубля вызвало серьезные затруднения для армянских экспортеров: армянская продукция стала дорогой и неконкурентной.

Во всяком случае, речь о торговых отношениях между Арменией и ЕАЭС была бы преувеличением, потому что, кроме России, с тремя другими партнерами объемы торговли крайне низкие.

Так, в январе-октябре 2016 года объем торгового оборота между Арменией и странами ЕАЭС составил около 1,1 млрд долларов, из которых 1,08 млрд приходится на долю России.

Торговый оборот с Беларусью составляет 29,8 млн долларов, с Казахстаном – 5,8 млн долларов. А торговый оборот с Кыргызстаном настолько незначителен, что даже не указан отдельным пунктом в официальной статистике Армении по внешней торговле, которая включает данные о четырех десятках стран (в этом году из Кыргызстана в Армению было ввезено товаров на 10 долларов).

Январь-октябрь Беларусь Казахстан Россия

В процентном соотношении в первые 10 месяцев 2016 года на страны ЕАЭС приходится 27,3% всего торгового оборота Армении (для сравнения удельный вес стран Евросоюза составляет 24,1%).

Как видно на графике, доля России выросла на 1,7 процентных пункта. И при этом за счет экспорта из Армении в Россию. Так, экспорт из Армении в Россию в 2016 году вырос на 52,8% или более чем на 100 млн долларов и составил 295 млн долларов. А импорт вырос на 3,3%.

Для Армении это положительная динамика. Однако в целом ЕАЭС не является для Армении неоспоримым лидером среди торговых партнеров, и нельзя исключать, что доля ЕС в какой-то момент может снова выйти вперед. А что касается других трех членов ЕАЭС – Казахстана, Беларуси и Кыргызстана, то скажем только, что они не входят даже в двадцатку ведущих торговых партнеров Армении.

Что было бы, если бы мы не вступили в ЕАЭС

Этот вопрос неоднократно звучал с 3 сентября 2013 года, когда было официально объявлено о вступлении Армении в Евроазиатский экономический союз. Конечно, ответов тоже было много. Однако они скорее относились к политической или геополитической плоскости, и касались в основном вопросов, связанных с безопасностью Армении.

Например, люди, которые считают, что невступление было бы экономически невыгодно, в качестве основного фактора указывают цены на газ. То есть газ стоил бы намного дороже.

На самом деле, чтобы оценить эту связь, нужен серьезный анализ. И такой анализ был проведен. Правительство Армении в лице Министерства международной экономической интеграции и реформ, решило выяснить, как отразилось на Армении вступление в ЕАЭС в первом полугодии 2015 года. Исследование было поручено аналитическому центру «Аваг солюшнс».

Документ в 46 страниц оценивал влияние вступления страны в ЕАЭС по следующим направлениям: экспорт, импорт, инвестиции, трансферты. Например, по части экспорта, перед экспертами задача была поставлена следующим образом: в каком состоянии находился бы экспорт из Армении, если бы страна не являлась членом ЕАЭС. Если коротко, вывод был следующим: членство в ЕАЭС может быть важным фактором, позволяющим избежать более негативных процессов. То есть от вступления в ЕАЭС экспорт не выиграл, но в обратном случае, картина могла быть более плачевной.

По части импорта отдельное внимание было уделено природному газу. «Если бы Армения не являлась членом ЕАЭС, цена импортируемого в страну в настоящее время газа могла бы быть на уровне 2013 года – около 280 долларов за 1000 кубометров», - отмечалось в документе.

В связи с иностранными инвестициями, в документе говорится, что интеграция в ЕАЭС не имела положительного влияния. По итогам первого полугодия 2015 года резко сократились как иностранные прямые инвестиции в целом, так и доля России в них. Авторы искренне признались, что обычно интеграционные процессы вызывают дополнительный интерес к стране, положительно отражаясь и на инвестициях. Однако в случае с Арменией после вступления в ЕАЭС в стране подобные тенденции не были замечены.

По части денежных переводов отмечалось, что трансферты в Армению и Беларусь, которые являются членами ЕАЭС, сократились больше, чем денежные переводы в Азербайджан и Кыргызстан. Это позволяет предположить, что членство в ЕАЭС пока не сформировало благоприятную среду в плане трансфертов.

Единственным направлением, в котором Армения выиграла от вступления в ЕАЭС, стали таможенные пошлины на импорт (примерно на 20% больше в случае невступления). Забегая вперед, скажем, что в текущем году и это направление не принесло поводов для радости.

Несмотря на все это, авторы аналитики постарались не слишком ругать ЕАЭС и в конце раздела подчеркнули, что по итогам первых шести месяцев, фактически, исследуемое экономическое положение является проблематичным, однако рассматриваемые тенденции вряд ли могут быть обусловлены интеграционными процессами.

Одним словом, отчет не показал никаких положительных подвижек, и возможно, именно поэтому в следующем году подобное исследование уже не проводилось.

Чего ждет армянское общество от вступления в ЕАЭС

Трудно сказать. Вообще, значимость этого вопроса, можно сказать, преувеличена. В 2013 г., когда было объявлено, что Армения намерена вступить в ЕАЭС, мнение общества никто не спросил. Решение было принято за него. Власти, которые за месяц до этого упорно доказывали, что вступление в ЕАЭС нецелесообразно из-за отсутствия общих границ, после 3 сентября с тем же рвением стали объяснять, что это намного выгоднее с экономической точки зрения, и что перед Арменией раскрывается 180-млн рынок (хотя этот рынок и раньше вроде не был закрыт).

Сейчас уже вторую неделю из-за плохой погоды для грузовиков закрыта единственная сухопутная дорога, соединяющая Армению со странами ЕАЭС – Ларс-Степанцминда. Сотни грузовиков не могут проехать из Армении в Россию и обратно. То есть сегодня фактически не только 180-миллионный рынок закрыт для Армении, но и маленький 3-миллионный армянский рынок закрыт для ЕАЭС.

Так что сейчас главное, чего ждет общество, — это просто улучшение погоды.