Беларусь vs. Россия: кто и кому должен за газ?

Беларусь vs. Россия: кто и кому должен за газ?

13 мая российские власти официально заявили, что Беларусь недоплатила России за газ 125 миллионов долларов. Официальный Минск от долга отказывается, мотивируя это тем, что страна платит за газ не рыночную цену. Откуда взялся долг в отношениях «союзных государств»? И кто за него будет расплачиваться?

Суть спора — в желании белорусской стороны платить за газ по цене, рассчитанной как цена газа для Германии минус стоимость транспортировки по Польше и Беларуси, а также без экспортной пошлины, которая составляет целых 30% от общей стоимости.

Россия снижать цену не хочет. Это и есть главный стимул частых поездок белорусских министров и даже премьера в Москву и громких заявлений в официальных российских СМИ.

«Я почему открыто об этом говорю? Потому что уже надоело, это уже через край. Cвое участие в этих проектах мы будем оптимизировать», — говорит президент Белоруссии Александр Лукашенко о перспективах развития интеграционных проектов на встрече с госсекретарем РФ Григорием Рапотой 20 сентября.

Руководитель Минэнерго Беларуси Владимир Потупчик тогда же, в мае, заявил, что цена российского газа для страны должна составлять 73 доллара за тысячу кубометров. Примерно столько же, 72 доллара за тысячу кубометров, стоит газ для соседней Смоленской области, сообщает «Коммерсант». По расчетам, исходя из данных МВФ по цене газа на границе Германии в апреле (141 доллар за тысячу кубометров), цена для Беларуси по предложенной схеме в апреле должна быть 80,5 долларов за тысячу кубометров. Именно этого требовал от России в начале апреля премьер Беларуси Андрей Кобяков.

Сегодня Беларусь платит России столько, сколько хочет. То есть, согласно озвученным премьером Кобяковым ценам, отсюда и недовольство Кремля, и его заявления о 125 миллионах долгов. Но если исходить из требований России, то Минск должен платить около 132 долларов за тысячу кубометров. Такая цена следует из соглашения за 2011 год.

Но каждая из сторон по-своему трактует этот контракт: Минск считает, что Москва с 2015 года должна перейти на новые схемы оплаты, которые опираются на цену газа для Германии. Москва, в свою очередь, утверждает, что согласно тем же контрактам могла перейти на новую схему подсчетов, но не была обязана это делать.

В таком споре виноваты и правы одновременно обе стороны. Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб в интервью euroradio.fm заявил: «Трудно сказать, кто прав, а кто нет. К тому же отдельные вопросы вызывает расчет стоимости транспортировки газа по территории России до границы с Беларусью. На самом деле причина такой ситуации — в существовании сразу нескольких соглашений, которые мало пересекаются».

Причина такой путаницы лежит в политической плоскости.

«У Беларуси экономические отношения с Россией очень сильно политизированы. То есть в какой-то другой ситуации с другой страной было бы просто — вот контракт, вот соглашение. И оно бы выполнялось», — говорит экономист. По мнению Вадима Иосуба, Александру Лукашенко иногда удавалось воспользоваться этим в свою пользу. Но периодически такой подход к ведению дел между государствами приводил к торговым и газовым войнам. В частности, еще месяц назад Россия грозила Беларуси сократить поставки нефти, если Минск не вернет 125 миллионов за газ.

По информации российского «Коммерсанта», накануне сторонам все же удалось договориться. Вместо долларовой формулы с 2017 года будет применяться рублевая на основе средней цены на газ в России с повышающим коэффициентом. В результате газ для Минска подешевеет примерно на 30%, до 100 долларов за тысячу кубометров (сейчас российская сторона настаивает на 132 долларах). Формула для определения цены газа изменится и будет полностью рублевой. Цена будет формироваться на основе внутрироссийской с повышающим коэффициентом. Причем россияне обещают, что в 2025 году цены на газ в России и Беларуси сравняются.

Алесь Пилецкий

Материал партнеров Hromadske.UA