Bihus.Info: Новые записи Медведчука доводят его причастность к «трубе» и объясняют, как она перешла в его собственность

Журналисты Bihus.Info обнародовали очередную порцию записей пленок главы политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука. Они раскрывают историю получения Медведчуком украинской части нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление» («трубы»), причастность к которой Медведчук не раз отрицал.
Об этом говорится в сюжете Bihus.Info.
В 1990-е годы упомянутая «труба» стала частью российской корпорации «Транснефть». Но, начиная с 2011 года, украинские суды выносят приговоры, которые отменяют решение о передаче трубы в собственность РФ и возвращают ее в собственность Украины.
В 2014 году решение Винницкого суда трехлетней давности о национализации «трубы» подтверждает апелляционный суд. В это время «Транснефть» заявляет, что откажется от нее в случае окончательной национализации.
Что надо знать о «трубе»?
Нефтепровод «Самара — Западное направление» является основным источником поставок российского дизтоплива в Украину. Он также качает дизтопливо из Беларуси и используется для его транзита в Европу.
Нефтепровод был построен еще во времена СССР и находился в общесоюзной собственности. Но после провозглашения независимости он и другие трубопроводы общей протяженностью 1 433 км должны были перейти в собственность Украины как к правопреемнику. Однако «дочка» российского акционерного общества «Транснефтепродукт» отказалась его передавать.
В СНБО заговорили о трубопроводе во время наложения санкций на кума Путина Виктора Медведчука и его жены Оксаны Марченко. Тогда, кроме самих санкций, Совет нацбезопасности решил перекрыть воздух одному из главных бизнесов Медведчука в Украине, который формально на него не записан.
СНБО поручил Кабмину принять меры для возвращения в госсобственность нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление» общей протяженностью 1 433 километра. Точнее, той его части, которая находится на территории Украины.
Владеет этим трубопроводом ООО «Прикарпатзападтранс», но власти считают, что компания получила его незаконно. Это сейчас и расследует НАБУ. 23 февраля Высший антикоррупционный суд наложил арест на объект. Его передали АРМА, а затем «Укртранснафти».
Первые разговоры Медведчука по поводу «трубы» датируются февралем 2015 года. Большинство из них — с руководителем «Транснефти» Николаем Токаревым. 25 февраля Медведчук говорит Токареву, что вопрос «трубы» «он контролирует лично». Кто «он», не уточняется.
А на следующий день, 26 февраля 2015 года, Медведчук снова беседует с Токаревым и анонсирует визит в Москву по поводу «трубы»: «Я обязательно зайду, мы там поговорим, потому что я вчера опять там встречался с главным нашим, да. Ну там уже есть конкретика определенная».
В марте 2015-го Медведчук объявляет Токареву, что вопросом «трубы» с его стороны будет заниматься «его человек» тоже с фамилией Козак, «он там депутат у нас с моей бригады». Очевидно, речь идет о Тарасе Козаке — депутате от ОПЗЖ, которого связывают с Медведчуком.
«Он [Козак] будет вроде, как вы говорите, представитель покупателя... Это и здесь согласовано, у меня здесь, у руководителя», — говорит Медведчук Токареву.
Еще в январе 2015 года Медведчук и Козак вместе вылетели в швейцарский город Санкт-Галлен. Именно в этом городе зарегистрирована компания, в собственность которой позже перейдет «труба», а сам Козак в том же 2015-м отправится на несколько дней в Москву. Сам Медведчук заявлял, что не помнит об этих событиях.

После этих разговоров, 17 марта 2015 года, Высший хозяйственный суд подтверждает, что «труба» украинская. Но уже на следующий день (18 марта) Медведчук говорит Токареву, что это не окончательное решение, и просит того подать обжалование. И еще несколько раз в разговорах будет рассказывать главе «Транснефти», что «труба» вернется в российскую собственность.
В апреле 2015 года Медведчук уверяет Токарева, что Верховный Суд вернет дело назад в суд первой инстанции. Так и произошло, а затем судья Ровенского хозяйственного суда отменяет решение о национализации «трубы» и возвращает ее российской «Транснефти».
На этом моменте Bihus.Info указывают, что «главным», о котором не раз в разговорах вспоминает Медведчук, может быть тогдашний президент Украины Петр Порошенко.
Главный редактор портала «Наши деньги» Юрий Николов со ссылкой на участников рынка рассказал журналистам, что Россия, которая вновь стала обладательницей «трубы», якобы планировала передать ее в обмен на какой-то завод в аннексированном Севастополе.
Возможно, речь шла о Севастопольском морском заводе, принадлежавшем структурам Петра Порошенко. Разговор о «заводе в обмен на трубу» в июне 2015 года состоялся между Медведчуком и заместителем главы администрации президента России Дмитрием Козаком.
Сам Порошенко это опроверг и заявил Bihus.Info, что журналисты приняли участие «либо в манипуляциях, либо во лжи».
«Я [не имею отношения] ни к каким другим темам, кроме привлечения и возврата заложников, и я горжусь тем, что мы вернули более трех тысяч заложников... Все остальные позиции — это сплошная ложь», — сказал Порошенко.

В 2015-2016 годах «трубу» начинают переводить с российской собственности. Новым обладателем ООО «Прикарпатзападтранс», владеющим «трубой», становится компания International Trading Partners из упомянутого уже Санкт-Галена, владельцем которой является Анатолий Шеффер, связанный с братом Медведчука.
Этому якобы хотел помешать тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк, созвав экстренное заседание правительства. Но из-за отсутствия части министров оно так и не состоялось.
В то же время, заявляют в Bihus.Info, есть еще один эпизод вероятного содействия тогдашней украинской власти Медведчуку. После передачи «трубы» швейцарской компании там оставался дизель неудовлетворительного качества, который, однако, сгодился бы для танков.
И в 2016 году этот дизель покупает Министерство обороны. Юрий Николов отмечает, что за это решение лично ответственен тогдашний министр обороны Степан Полторак. Так «труба» лишилась старого дизеля и смогла начать прокачивать новый, сообщил Медведчук Токареву в июне 2016-го.

При этом топливо из России в «трубу» начала гонять компания «Протон», которая в Украине стала владельцем сети АЗС Glusco. Журналисты-расследователи связывали обе с Медведчуком, тогда как он это опровергал.
Но в сентябре 2016-го в разговоре с Медведчуком Дмитрий Козак просит о некоторых «личных гарантиях» согласования физических и юридических лиц, с которыми будет сотрудничать определенная компания. В Bihus.Info говорят, что речь идет о компании «Протон», связанной с Медведчуком, а гарантии стали нужны, потому что тот решил расширить связанный с «трубой» бизнес.

Напомним, 11 мая генеральный прокурор Ирина Венедиктова подписала подозрения Медведчуку и народному депутату от ОПЗЖ Тарасу Козаку. Медведчука подозревают в государственной измене и нарушении законов и обычаев войны. 13 мая суд избрал Медведчуку меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста. Апелляция его не изменила.
До того, 19 февраля, Совет нацбезопасности и обороны Украины ввел санкции против Медведчука и Козака. Ограничения применили в связи с расследованием СБУ по поводу финансирования терроризма.
- Поделиться: