Боец Нацгвардии погиб в тылу: родители не верят версии о самоубийстве. Что известно

Богдан Говорухин, 24-летний боец, погибший в тылу за несколько дней до отпуска
Богдан Говорухин, 24-летний боец, погибший в тылу за несколько дней до отпускаhromadske

Богдан Говорухин, 24-летний боец воинской части №3036 Национальной гвардии Украины, служил в Новомосковском районе Днепропетровской области. 19 июня он должен был приехать в отпуск к родным. Однако 13 июня родителям в Кропивницком сообщили из части, что их сын застрелился из собственного автомата. Когда семья увидела тело Богдана, то забила тревогу: кровоподтеки и телесные повреждения вызывали сомнения в причинах смерти.

hromadske побеседовало с родителями солдата, его командиром и адвокатом семьи. Вот что нам удалось узнать.

Что насторожило семью

«Когда 13 июня нам сообщили о гибели Богдана, то сказали, что тело привезут не раньше чем через две недели. Мол, нужно провести экспертизу, — рассказывает отец бойца Владимир Говорухин. — Но тело привезли уже на следующий день! У нас сразу возник вопрос: а проводил ли кто-то вообще экспертизу? В уведомлении, которое мы получили, написано, что он умер, произведя выстрел в подбородок из табельного оружия. Но отверстие от пули было не в подбородке, а в шее! И обычно от автоматного выстрела в такое место на лице [бывают] иные последствия, чем те, которые мы увидели у Богдана».

Владимир Говорухин — судья в отставке. По его словам, в морге Кропивницкого тело сына видели его бывшие коллеги-юристы, судебные эксперты, и они в один голос отметили — о самоубийстве речь здесь не идет.

«У Богдана правое ухо было перебито, просто висело, левое ухо вмято в голову, как от удара ногой или кулаком, — говорит отец, — на переносице след от удара, лоб весь в синяках, на левой руке синяк, как от удара прикладом. Это Богдан в таком состоянии совершил самоубийство? Или его били, пока не убили, и выстрел был уже потом?

Уведомление о гибели сына, поступившее Говорухину Владимирупредоставлено hromadske

Что же произошло?

По словам Владимира Говорухина, из разговора с представителем воинской части он понял, что события развивались так: Богдан дежурил на блокпосту, начал чувствовать себя плохо, отпросился в блиндаж, чтобы выпить таблетку, и в блиндаже застрелился.

«Это они придумали про таблетку, чтобы объяснить, как он оказался в блиндаже, — считает отец. — Но почему он тогда весь синий? Его с синяками допустили к дежурству?»

Заместитель командира части подполковник Святослав Билейчук рассказал нам другое:

«Говорухин всегда был на позитиве, но в то последнее дежурство был очень возбужден, накручен, он отказался нести службу на блокпосту и в неустановленное время ушел отдыхать в блиндаж. Из-за этого у него с другими военнослужащими возник конфликт.

Его заставили прийти на блокпост, там даже началась потасовка — ребята хотели заставить его дежурить. Но Говорухин все равно вернулся в блиндаж, где и застрелился одним выстрелом из автомата.

В тот момент на соседней кровати спал еще один боец — он проснулся от выстрела и от того, что на него сонного упало тело Говорухина.

Все бойцы уже написали объяснение, ведется внутреннее расследование. Оно еще не окончено. Мы никого не прикрываем, мы за объективное расследование и установление правдивых фактов».

Ни один из бойцов, писавших объяснения по поводу обстоятельств гибели Богдана Говорухина, после его смерти не позвонил родителям побратима, чтобы выразили соболезнования.

«Скорее всего, выполняют инструкции старших командиров», – говорит Владимир Говорухин.

Стресс? Алкоголь? Наркотики?

Богдан, по словам родителей, каждый день с ними переписывался. Последние недели они все вместе мечтали о его отпуске.

«В последний раз он написал 12 июня, около 16 часов, — рассказывает Владимир Говорухин. — Спросил, как мы себя чувствуем. Недавно я и жена перенесли операции, и сын беспокоился о нашем здоровье. Подтвердил свой приезд 19 июня. Он был совершенно спокоен, как всегда.

И вот что я скажу: Богдан знал, как мы с женой болеем, знал об операциях, он никогда бы не сделал того, что могло бы огорчить его больных родителей, сделать нас несчастными. И вообще, Богдан, получивший высшее юридическое образование, был рассудительным ответственным человеком, неспособным на поступки под действием эмоций».

В то, что сын в преддверии гибели мог переживать стресс, отец не верит. Богдан отличался спокойным нравом, был очень сдержанным, дважды побывал в АТО — от чего он мог получить стресс на тыловом блокпосту?

«Алкоголь я исключаю. Как он мог пьяным находиться на блокпосту? Кто из сознательных командиров мог его пьяного назначить на дежурство? Это нарушение», — рассуждает отец.

«После гибели Говорухина у него взяли анализы на содержание алкоголя и наркотиков, — говорит подполковник Билейчук. — О результатах экспертизы нам ничего неизвестно, их передают следователю. Говорухин был очень возбужден на том дежурстве. Возможно, экспертиза что-нибудь и обнаружит в его организме. Но нельзя оперировать предположениями, нужно ждать официальных выводов».

Богдан Говорухинпредоставлено hromadske

Так что с экспертизой?

Опираясь на свой судейский опыт, Владимир Говорухин заявляет, что экспертиза обычно длится не больше недели. То есть ее результаты должны были поступить еще в двадцатых числах июня. Подполковник Билейчук говорит, что экспертиза продлится минимум месяц.

На момент нашего разговора с отцом и командиром (17 июля) оба подтвердили, что не располагают никакой информацией об официальных выводах экспертизы.

Родители Богдана Говорухина полагают, что военная часть не заинтересована в расследовании всех обстоятельств трагедии.

«Если выяснится, что со стороны офицеров были неправомерные действия, ими как должностными лицами заинтересуется Государственное бюро расследований, — говорит Владимир Говорухин. — А могут ли быть офицеры в этом заинтересованы? У меня есть подозрение, что они заинтересованы в том, чтобы прикрыть это дело».

Отец настроен провести эксгумацию тела сына и заказать независимую экспертизу причин его смерти. Однако правовой путь к этому достаточно сложен.

«Для начала нужно, чтобы Владимир Говорухин как родственник погибшего был привлечен к уголовному делу в качестве потерпевшего, — говорит адвокат семьи Говорухиных Александр Ткаченко. — После этого я смогу подать заявление следователю, чтобы он разрешил мне ознакомиться с материалами уголовного производства. У них будут и выводы судебно-медицинской экспертизы, и результаты внутреннего расследования, проведенного в воинской части. До ознакомления с делом ни я, ни родители не могут делать никаких выводов о ходе событий на блокпосту 13 июня».

Единственное, что смущает адвоката — странная волокита с его запросами к следователю в Новомосковск. Их посылали и по электронной почте, и письмом с уведомлением — и они почему-то не доходили до адресата.

Только после того, как адвокат направил свой запрос курьером почты, следователь подтвердил его получение. Но сначала отказался приобщать к уголовному делу брата Богдана как потерпевшего — нашел недостатки в алгоритме подачи запросов. Так что Ткаченко пришлось подавать новое ходатайство, чтобы потерпевшим признали отца Богдана.

Эта волокита длится уже месяц. Адвокат до сих пор не знает, зарегистрировано ли уголовное дело по установлению факта смерти Богдана Говорухина.

«Благодаря журналистам дело моего сына приобретает огласку, и я надеюсь, что следователь не будет его еще больше затягивать, — говорит Владимир Говорухин. — Если нынешний следователь не позволит провести эксгумацию, мы будем обращаться к судебному следователю, будем добиваться правды. Впрочем, я не спешу давать никаких оценок, пока наш адвокат не ознакомится с материалами уголовного дела».

По словам адвоката, если все пойдет как следует, через несколько недель он уже сможет ознакомиться с материалами дела. А hromadske тогда сообщит своим читателям об изложенных в нем фактах.


Утром 18 июля перед публикацией этого текста нам позвонил подполковник Билейчук с просьбой, чтобы редакция взвешенно подошла к освещению событий, связанных с гибелью Богдана Говорухина. По словам подполковника, родители Богдана уже распространяют ложную информацию о тех событиях, извращают факты и настраивают общественность против военнослужащих части.

Подполковник Билейчук был одним из тех, кто писал объяснения в рамках расследования инцидента. Он утверждает, что заинтересован в тщательном расследовании событий и выяснении всех обстоятельств, как и другие военнослужащие части.

Остается дождаться результатов расследования, чтобы узнать, чья заинтересованность была действительно искренней.