Более сотни эвакуированных. Мы поговорили со смельчаками из херсонской ТрО, которые вывозили людей из оккупированных сел

Эвакуация женщины из затопленного района. 7 июня 2023 года
Эвакуация женщины из затопленного района. 7 июня 2023 годаДиана Буцко / hromadske

После подрыва плотины Каховской ГЭС вода в первую очередь подступила к оккупированным селам и городкам на левом берегу Днепра. Некоторые из них оккупанты покинули, оставив местных на произвол судьбы. Люди оказались в ловушке, не зная, кого просить о спасении. Среди них семья из-под Алешек, которой украинские военные с дрона сбрасывали воду. История о том, как терробороновцы спасли маму с двумя детьми, поразила многих украинцев.

hromadske пообщалось с командиром батальона, чьи военные эвакуировали эту и другие семьи с оккупированных территорий. Они рассказали, что впервые отправляясь на левый берег Днепра, не знали, встретят ли там россиян.

По затопленной по улице Херсона плывет моторная лодка оливкового цвета. За рулем двое мужчин в гражданской одежде. За ними сидят три человека — пожилая пара и их дочь, женщина среднего возраста, в клетках — животные. Лодка причаливает, к ней подбегают полицейская и военнослужащая, чтобы помочь людям и животным добраться до суши.

Старушки поднимаются по улице выше и садятся на скамейку под тенью деревьев. Женщина — в синем домашнем халате в белый горошек и пижамных брюках. На ногах только носки, левая ступня распухла, перевязана бинтом. Мужчина тоже без обуви.

«Вы испугались?» — спрашиваю женщину.

«Не успела» – улыбаясь отвечает она мне.

Женщину зовут Лидия, ее мужа — Иван. Они рассказывают, что прибыли из Коханов. Коханы — маленькое село в Херсонской области. Иван говорит, что в нем жили около полусотни пенсионеров-дачников. У них там тоже дача, квартира — в Херсоне. Согласно карте Deep State, Коханы оккупированы. Еще 6 июня там были россияне.

Как только ночью начала подступать вода, россияне оттуда уехали, рассказывает Иван. Эвакуации они не организовывали. Его семья ждала спасения на втором этаже дома.

«Там же нет продуктов, все затопило на первом этаже. Хорошо, что дочь взяла буханку хлеба — так мы день прожили», – рассказывает пенсионер.

7 июня их спасли на лодках двое мужчин, о которых говорилось в начале текста.

«Это ребята-специалисты, которые знают места, как ехать», — отвечает Иван на вопрос о том, кто спас его семью.

«Никто не хотел ехать, а они поехали»

«Специалисты» — действительно военнослужащие 124-й отдельной бригады территориальной обороны. Это херсонская бригада, в ней воюют многие местные, в том числе с левого берега Днепра. Командир батальона, чьи бойцы первыми поплыли на оккупированные территории, рассказал hromadske, как это происходило. Он просил не раскрывать его имя.

Как рассказывает комбат, одному из его военнослужащих позвонили по телефону знакомые и попросили спасти семерых взрослых с ребенком с оккупированных территорий.

«Мы начали звонить по телефону знакомым, службам, но в течение нескольких часов не могли решить этот вопрос — пришлось самим поехать», — говорит комбат.

На тот момент терробороновцы не знали, что происходит на оккупированных территориях и удерживают ли россияне свои позиции. Но несколько военных предложили поплыть туда и попытаться эвакуировать людей с левого берега.

«Мы не знали, что россияне отступили. Они переоделись в гражданское и поехали. Никто не хотел ехать, а они поехали», — вспоминает комбат.

Один из офицеров его батальона управлял эвакуацией и плавал на левый берег. Поскольку большинство бойцов батальона — из Херсона, они хорошо знают местность. После первой удачной эвакуации бойцы 124-й бригады стали постоянно курсировать по Днепру и вывозить людей с оккупированных территорий и серой зоны. Информацию получали через личные контакты и от спасателей, которым поступали звонки с просьбами о помощи. После первых удачных эвакуаций присоединились военные других подразделений и волонтеры.

Журналисты hromadske, работая в Херсоне 6-9 июня, наблюдали, как военные каждый день привозили людей с оккупированных территорий. По словам командира батальона, с начала взрыва на дамбе украинские военные эвакуировали более 100 человек.

Встречи с россиянами

Как объясняет командир батальона, его бойцы решили переодеться в гражданское, чтобы их не идентифицировали как украинских военных. И это, возможно, уберегло их от столкновений с россиянами. Во время эвакуаций украинские бойцы дважды пересекались с российскими военными, рассказывает комбат.

«Но в это время боевых столкновений не было, потому что все бойцы были без оружия в гражданской форме. россияне тоже были в панике, значительная часть противника покинула те места. По нашей информации, их подтопило, они не очень понимали, что происходит. Было несколько случаев, когда пересекались с ними на расстоянии 10-15 метров, но они никаких действий не предпринимали. Может, думали, что это местные жители или волонтеры», — предполагает комбат.

Командир батальона говорит, что россияне вывезли некоторых коллаборантов, а остальное мирное население оставили. Эвакуированные жители с оккупированных территорий рассказали ему, что ситуация по ту сторону Днепра критическая.

«Много погибших на левом берегу. Я лично общался с людьми, которых эвакуируют. Они рассказывали, что многие погибли в домах, никто не проводит эвакуацию, нет света, воды, газа, цивилизации нет в этом месте», — рассказывает командир батальона.

Первые эвакуации из района оккупированных Алешек и окрестных сел организовали четверо военных его батальона, которые сами предложили туда поплыть. Когда военное командование узнало об этой инициативе бойцов, в частности, из видео эвакуации, которое получило hromadske, то решило наградить их. Этих военнослужащих 124-й бригады территориальной обороны представили к ордену «За мужество» III степени.