«Большое горе, которое невозможно пережить». Истории украинцев, которых россияне пытали и убили в Черниговской области

Мужчины, которых пытали и убили россияне в Черниговской области
Мужчины, которых пытали и убили россияне в Черниговской областиhromadske

27 февраля 2022 стало трагедией для пяти семей из Старого Быкова в Черниговской области. В тот день российские военные убили шестерых гражданских мужчин.

Семья Явонов потеряла двух сыновей — Игоря и Олега. С одного двора оккупанты забрали Богдана Гладкого и мужа его тети Александра Могирчука. Владимира Путяту насильно вывели из дома, где он был со старенькой матерью. Александра Василенко схватили на улице, когда он ехал на велосипеде. Отец, имеющий инвалидность, так и не дождался сына…

Почему российские солдаты выбрали именно этих мужчин — родным неизвестно. Им оккупанты говорили, что пленных допросят и отпустят. Однако мужчин пытали и убили вечером того же дня. Похоронить тела разрешили через 9 суток.

Рассказываем истории жизни и гибели этих гражданских жертв российских военных.

Богдан Гладкийhromadske

Богдан Гладкий: был единственным ребенком у матери

29-летний Богдан Гладкий родился в Старом Быкове. В школу ходил в соседнее село — Новый Быков. После обучения на менеджера в Чернигове отправился работать в столицу.

Сначала был разнорабочим в почтовой компании, потом таксировал. Впоследствии вместе с друзьями пытался заниматься бизнесом, но не получилось. Богдан вернулся в почтовую компанию, где стал начальником отделения. По словам матери Виктории, работа ему очень нравилась.

На досуге Богдан любил активно проводить время. Вместе с друзьями ходил в спортзал, отдыхал на природе, путешествовал.

«Я ему говорила: женись уже. А он хотел до 30 лет погулять, встать на ноги и затем создавать свою семью. Но не суждено…» — рассказала мать погибшего.

Когда началась полномасштабная война, Богдан из Киева приехал к ней в Старый Быков. 27 февраля 2022 во двор семьи зашли российские оккупанты. Забрали Богдана и мужа его тети — Александра Могирчука.

«Богдана забрали из дома в 17 часов. Мы все были в погребе, а он с Александром вышел на улицу покурить. Так мы их больше живыми и не видели. Пришел сосед, сказал, что парней повели…» — вспомнила Виктория.

Она с сестрой и другими людьми отправилась искать их. Оккупанты уверяли, что мужчин допросят и отпустят. Вдруг раздались выстрелы, и российские солдаты быстро разъехались. На следующий день местные жители обнаружили тела погибших на лугу.

«Я сама растила Богдана. Он был для меня самым лучшим, как и для каждой матери ее сын. Когда приезжал домой, всегда помогал по хозяйству. А из Киева звонил утром и вечером, рассказывал о делах. Теперь его нет, и невозможно привыкнуть к этому», — сказала Виктория.

У Богдана Гладкого остались мама, дедушка, бабушка и другие родные.

Александр Могирчукhromadske

Александр Могирчук: через три месяца планировал жениться

38-летний Александр Могирчук, которого забрали вместе с Богданом Гладким, жил в Киевской области. В первый день полномасштабной войны приехал в Старый Быков к родственникам вместе с гражданской женой Олесей и ее дочерью. Через три дня его убили.

Александр был родом из города Бровары. После школы поступил на финансовый факультет вуза, но обучение не закончил и начал работать. Более 10 лет был портным на обувной фабрике. Последний период жизни работал в компании, производящей ролеты.

С первой женой развелся, в этом браке у него родился сын. В 2014-м Александр встретил новую любовь — Олесю. Пара прожила вместе 8 лет. За год до полномасштабной войны взяли кредит на квартиру в Броварах. Приобрели обручальные кольца и планировали свадьбу 9 июня 2022-го. Хотели иметь общего ребенка.

«У нас было много планов на жизнь. Хотели поставить детей на ноги, выплатить кредиты, купить авто. Для этого много работали, посвящали этому практически все время. Саша если не на работе был, то дома ремонт делал. Времени на удовольствия и хобби не оставалось... Он был прекрасным мужем для меня. За 8 лет мы ни разу не поссорились. И отцом был прекрасным, мою дочь воспитывал с шестилетнего возраста. Теперь мы одни. Я не знаю, где брать силы, чтобы жить дальше», — сказала Олеся.

У Александра Могирчука остались гражданская жена с дочерью, сын, родители и другие родственники.

Братья Игорь и Олег Явоныhromadske

Братья Олег и Игорь Явоны: до последнего мать верила, что сыновья в плену

Олегу Явону было 33 года. Его брату Игорю — 32. Оба брата родились и росли в Старом Быкове.

Олег после школы учился на сварщике в Киеве. Какое-то время был охранником в столице, потом вернулся домой и работал по специальности.

Игорь учился на агронома в городке Бобровица. Несколько лет работал у местных фермеров. Но зарплаты были небольшие, поэтому решил сменить работу — стал пожарным, работал в соседнем Новом Быкове.

Мама Ольга так вспоминает 27 февраля 2022 — день, когда ее сыновей убили: «Мы прятались всей семьей. А потом, когда российские войска прошли по селу, пошли в дом. Олег сказал, что отправится на дачу, которая неподалеку. Там жил пес, которого сын хотел покормить и отвязать. А еще хотел купить отцу табака. Младший сын Игорь тоже ушел. Они вместе возвращались домой, когда их забрали оккупанты».

До последнего Ольга надеялась, что сыновья в плену. Односельчане не сказали матери, что среди убитых 27 февраля мужчин были и они. Об этом женщина узнала 4 апреля 2022, когда после освобождения Черниговской области провели эксгумацию.

Олегу выстрелили в пах и висок, Игоря зарезали.

«Олег обожал технику, мотоциклы. Это занимало чуть ли не все его время. Вместе с братом помогали нам по хозяйству. Олег очень любил животных. Они у меня оба добрые и отзывчивые дети были. В последнее время перед войной Игорь говорил мне, что надо дом в селе покупать, хотел жениться. Но не успел, ничего не успел…» — рассказывает мать.

У Игоря и Олега Явонов остались родители и младший брат.

Александр Василенкоhromadske

Александр Василенко: был талантливым сварщиком

39-летний Александр Василенко 27 февраля 2022 года поехал к друзьям — братьям Явонам, чтобы зарядить телефон. Дома у него не было электроэнергии. Когда возвращался, мужчину остановили российские военные и увезли с собой.

«Мне тогда сказали, что парня с велосипедом забрали. Я надеялся, что не Сашку, у нас здесь много на велосипедах ездят. А утром уже сказали: нет твоего сына…» — вспоминает события папа погибшего Петр.

Александр был родом из села Старый Быков. После школы учился в Броварах на сварщика. Потом всю жизнь работал по специальности на разных предприятиях.

Жил в Киеве у сестры. На выходные приезжал домой помогать отцу: ухаживал за садом, заботился о доме. Мама Саши умерла за год до полномасштабной войны. Мужчина увлекался рыбалкой: вместе с отцом ловили карасей в пруду на краю огородов.

«Саша был талантливым сварщиком. Он обожал свою работу, делал хорошие конструкции из металла. Был очень мягким по характеру, любил животных. Я думаю: мой брат никого в жизни не обидел, а его так жестоко убили… Не могу прийти в себя и поверить, что его больше нет», — говорит сестра погибшего Татьяна.

Александр не успел создать свою семью. Из родных у него остались отец и две сестры.

Владимир Путятаhromadske

Владимир Путята: оккупанты забрали мужчину в домашней одежде и тапочках

46-летнего Владимира Путяту, тоже родом из Старого Быкова, российские военные застрелили в затылок. В семье он был пятым ребенком. После школы учился в Киеве на столяра, работал в селе. А последние более 10 лет был заправщиком на АЗС в столице. После того, как в 2015-м умер папа, ухаживал за матерью.

Когда 27 февраля 2022 года в село зашла росийская колонна, Владимир был дома, разжигал печку. Неожиданно во двор вошли военные. Мужчина сначала даже подумал, что это воины ВСУ, вышел им навстречу. Однако это были российские оккупанты.

Они забрали Владимира прямо в домашней одежде и тапочках. Мать пошла за ним, просила, чтобы сына отпустили. Оккупанты сказали, что допросят и, если не виноват, освободят. Однако никто никого не отпустил.

Брат Владимира Николай узнал о смерти родственника на следующий день. Матери не говорил, но она узнала правду от местных.

«Володя был спокойным, дома все делал по хозяйству. Я не могу поверить, что его больше нет. Это так внезапно все произошло», — говорит Николай.

Собственной семьи у Владимира не было. У него остались сестры, братья и племянники. Мама мужчины скончалась в 2023 году.

Прокурор Черниговской областной прокуратуры Кирилл Пугачевhromadske

В ожидании справедливости

Расследование этого военного преступления продолжается.

«У нас есть информация о подразделениях, которые были расположены в селе Старый Быков во время совершения этого преступления. Сейчас пытаемся идентифицировать причастных к убийству. Конкретных исполнителей пока не установили.

Но одного человека мы смогли идентифицировать: того, кто забирал пострадавших и отводил на место, где их убили. Пока не знаем, причастен ли этот человек именно к расстрелу. Однако мы можем точно говорить о том, что он незаконно лишала свободы гражданских людей.

У нас есть определенные сведения о нем, однако работа над полной идентификацией для дальнейшего сообщения о подозрении еще продолжается», — рассказал прокурор Черниговской областной прокуратуры Кирилл Пугачев.

Когда само дело направят в суд, пока неизвестно.

Могилы мужчин, которых пытали и убили россияне в Черниговской областипредоставлено hromadske

Текст подготовлен платформой памяти «Мемориал», которая рассказывает истории убитых россией гражданских и погибших украинских военных, специально для hromadske. Чтобы сообщить данные о потерях Украины , заполняйте формы: для погибших военных и гражданских жертв.

Автор: Наталья Найдюк