Будет фолк. Кто и как сохраняет народную музыку в Украине

Группа «Шпилясті кобзарі» играет на горе Щекавица в Киеве
Группа «Шпилясті кобзарі» играет на горе Щекавица в КиевеАнастасия Власова/hromadske

В Украине народные песни и колядки всегда передавались поколениями, а мастера, которые делали музыкальные инструменты, рассказывали секреты своего ремесла внукам и правнукам. После распада СССР в Украине случился всплеск популярности народных мотивов в музыке, однако он длился недолго.

Только в 2014 году, после Революции достоинства, интерес к фолку начал восстанавливаться. Молодое поколение артистов пытается сохранить наследие, однако тех, кто может его передать, осталось немного. Рассказываем, как люди в Украине сохраняют фольклор и передают его следующему поколению.

Тяга

Михаилу Тафийчуку 82 года, его жизнь тесно связана с музыкой — он мастер музыкальных инструментов. Работу Михаила знают в Украине и за границей. Он делал инструменты для таких всемирно известных украинских исполнителей как KAZKA и Руслана. А его трембиту считают самой длинной в мире — 9 метров 22 сантиметра.

Тафийчук живет в поселке Буковец Ивано-Франковской области. Здесь он впервые услышал, как звучит сопилка, смастерил ее в шесть лет и с тех пор делает инструменты. В семье Михаила не было мастеров — папа работал кузнецом, а мама занималась хозяйством, играла на дрымбе.

«Меня никто не учил, мне не помогали. Я видел, как в поселке играют на сопилке и тоже хотел. Попросил маму, чтобы она купила мне сопилку, но она не свистела так, как я себе представлял. Тогда взял бузину, вытолкал из нее сердцевину и сделал похожий инструмент», — рассказывает Михаил.

В 14 лет Тафийчук пошел работать помощником кузнеца. Мама с папой уже не жили вместе, и Михаилу приходилось работать с юного возраста, чтобы помогать семье. Говорит, что в его жизни было две страсти — инструменты и кузнечное дело.

«Меня хотели отправить в Ивано-Франковск в музыкальное училище, но я не захотел из-за кузнечного дела. Я понимал, что там его не будет. А мне нравится делать все руками», — рассказывает Тафийчук.

В мастерской Михаила тесно. Низкие потолки, тусклый свет. Вокруг много разных заготовок для будущих инструментов. Пахнет деревом. Здесь в свои 24 мастер сделал первые цимбалы, а годом позже — дуду.

Но еще с 12 лет Тафийчук мечтал о лире. Тогда он впервые увидел, как мужчина играл на ней возле церкви. Звук так понравился будущему мастеру, что он тоже захотел научиться играть на инструменте. Понадобилось полстолетия, чтобы воплотить мечту и сделать собственную лиру.

Мастер народных инструментов Михаил Тафийчук играет на лире в своем доме в селе Буковец Ивано-Франковской областиАлександр Хоменко/hromadske

«Инструмент сложный, требовал много времени. А у меня его не было, — говорит мастер. — Не знаю, откуда во мне это, ведь в семье не было музыкантов. Меня тянуло к инструментам. Мог увидеть инструмент и сделать себе такой же. Как-то мне принесли на ремонт кларнет. Я его измерил, отремонтировал и отдал, а себе сделал такой же. Потом научился играть на нем и сыновей научил», — говорит мастер.

Секреты производства народных инструментов передавались из поколения в поколение. Помимо кузнечного ремесла, инструменты также помогали Тафийчуку зарабатывать на жизнь, однако, по словам мастера, он не брал много денег за свою работу.

«Делаю инструмент, человек приходит за ним, и я радуюсь: ему нравится! Значит, я нужен людям. Знаю, что мастер во Львове за лиру берет 20 тысяч гривен. Моя цена — 5-7 тысяч. Брать больше совесть не позволяет», — говорит мастер.

Украинская кобза: путь к возрождению 

Сейчас в Украине осталось один-два мастера на регион, которые могут сделать народные инструменты, говорит преподаватель Стритевского колледжа кобзарского искусства и мастер инструментов Тарас Козуб. Этого мало.

«Раньше была фабрика, которая выпускала бандуры, а теперь этот инструмент можно заказать только у мастера или купить через OLX. Проблема в том, что в Украине нет отношения к этому делу на государственном уровне. Музыкальные фабрики никому не нужны», — объясняет Козуб.

Первым инструментом, который Тарас сделал самостоятельно, была гитара. Но когда встретился со старосвитскими (народными) инструментами, решил научится мастерить их.

«Меня попросили поправить накладку на кобзе, а я никогда до этого не слышал про них. Она была настроена, я просто провел по струнам, и меня задело. Начал работать с такими инструментами», — рассказывает мастер.

В Стритевском колледже кобзарского искусства Козуб показывает студентам, как делать инструменты. По его словам, передавать и сохранять культурное наследие могли бы профильные учебные заведения. Однако даже единственный в Украине колледж кобзарского искусства на грани закрытия — мало желающих для поступления.

В то же время выпускники колледжа — группа «Шпилясті кобзарі» — пытаются привлечь внимание к этой проблеме. Во время выступлений на украинском вокальном телешоу «Голос страны» они рассказывали о состоянии колледжа и необходимости популяризировать фольклор.

Впрочем, по мнению мастера Михаила Тафийчука, молодежь недостаточно интересуется сохранением культурного наследия, в особенности изготовлением народных инструментов.

«Я научил сыновей играть и делать инструменты, они умеют. Но внуки — их у меня 16 — уже не хотят. Ни один из них не желает постигать это ремесло. А если человек не хочет, никто его не заставит. К музыке должна лежать душа», — объясняет мастер.

Сохранение 

Однако после Революции достоинства в 2014 году интерес к фольклору, как и к своим корням вообще, вырос. Молодое поколение музыкантов теперь чаще использует народные мотивы в своем творчестве.

«Цель нашей группы — показать разнообразие и возможности бандуры. У нас в репертуаре есть и этнические песни, и популярные, и малоизвестные. На бандуре мы можем сыграть джаз, спеть “Думы мои” Тараса Шевченко, сыграть с диджеем электронный микс», — рассказывает основатель группы Ярослав Джусь.

Основной состав группы — четыре музыканта, которые играют на разных инструментах: гитара, сопилка, кахон и бандура. По словам Ярослава, именно колледж привил им любовь к бандуре и понимание того, что важно сохранять украинские традиции.

«Когда я поступал в колледж, то был еще русскоговорящим, мало знал об украинской культуре и ни разу не держал в руках бандуру. Родители — инженеры-конструкторы завода “Арсенал”, но у них были природные способности к музыке. Бабушка могла подобрать мелодию на фортепиано на слух, а мама пела. Я тоже с детства играл на фортепиано, но бандуру увидел, только когда поступил в колледж», — рассказывает Ярослав.

Раньше, по словам музыканта, у большинства людей было ложное представление о бандуре. На это, в частности, повлиял и СССР.

«Люди думали, что бандура — это когда трио музыкантов поет веселые песни. Причем в репертуаре были еще песни о Сталине и Ленине. Хотя на самом деле у нас настоящий пласт фольклора — сохранилось более 200 тысяч народных песен, — говорит Ярослав. — Это бесценное сокровище: можно брать народные уникальные песни, обрабатывать и миксовать. Сейчас эта тенденция расширяется».

И добавляет: «Люди, которые нас слушают, потом интересуются бандурой, погружаются в эту среду и идут учиться играть на этом инструменте».

«Украинская песня — то, что хочу показать всему миру»

По мнению участника группы «Шпилясті кобзарі» Владимира Викарчука, в Украине есть распространенное убеждение: «наше — значит не такое качественное, за него не испытывают гордость и не видят в нем ценности».

«Свое начинают уважать, когда оно становится популярным за рубежом», — говорит Ярослав Джусь.

Свежий пример — группа Gо_А. Они заняли пятое место на «Евровидении» в 2021-м с интерпретацией украинской народной песни-веснянки «Шум». После конкурса она попала в топ мировых чартов и собрала миллионы просмотров на YouTube.

«У меня это вызывает гордость за то, чем занимаюсь, — говорит участник группы Gо_A, сопилкарь Игорь Диденчук. — Украинская песня и культура — это то, что хочу показать всему миру, потому что эти традиции начинают понемногу уходить. Если не знаешь своих корней, у тебя не будет нормального будущего».

Игорь с шести лет играет на сопилке. Когда услышал, как его одноклассник играет на ней, тоже захотел и записался на занятия. С тех пор уже 16 лет занимается музыкой.

«С фольклором моя история началась, когда я поступил в университет в Киеве и попал в фольклорный ансамбль. Хотел заниматься сопилкой, но мне сказали, что большую часть времени буду петь. Когда это услышал, подумал: “Куда меня занесло?". Все было новым, необычным и казалось не очень интересным», — рассказывает Игорь.

И добавляет: «Потом втянулся, понравилось. Когда пою эти песни в коллективе, пробирает каждая, все трясется внутри. Чувствуешь каждое слово и века, через которые они прошли».

Теперь для него важно любыми способами донести украинскую культуру в массы и показать миру.

Михаил Тафийчук надеется: со временем его внуки или правнуки все же придут к тому, чтобы заинтересоваться музыкой и инструментами. А пока сам продолжает мастерить.

«Сейчас уже многим отказываю, не беру работу, нет здоровья. Но если хочу сделать инструмент, буду пробовать. Человек сам себя учит. А практика уже прибавляет знания», — говорит мастер.

При поддержке «Медиасети».