«Было все, а теперь ничего. А вы спрашиваете, что надо?!» — погорельцы Луганской области, Зеленский и утраченное жилье

Пострадавший от пожара местный житель села Смоляниново со спасателем в Луганской области, 8 июля 2020 года
Пострадавший от пожара местный житель села Смоляниново со спасателем в Луганской области, 8 июля 2020 годаИван Бухтияров/hromadske

По меньшей мере пять погибших и почти сто разрушенных и поврежденных домов — таковы промежуточные итоги пожара в Луганской области, площадь которого уже составляет около 5000 га. После того, как работники ГСЧС потушили большинство очагов, на место приехал президент Владимир Зеленский. Что обещал погорельцам глава государства, и почему они не хотят уезжать из родного села — в репортаже hromadske.

Улица погорельцев

«Вот что человеку нужно, когда у него все было, и вдруг у него больше ничего нет?! — говорит Валерий, житель села Смолянинове, которое больше всего пострадало от пожара — Остались одни каркасы — каркас от машины, каркас от мотоблока „заготовки“ от мебели, от бытовой техники».

«Какой у вас адрес?» — спрашиваю.

«Песчаная улица, 48. — говорит мужчина, возвращается к дому, и добавляет, — Была».

Один из пяти погибших — сосед Валерия, однако ничего о том, как это могло произойти, мужчина не знает.

«Я даже не знаю, когда приехали тушить — я убегала, мы все отсюда бежали! Когда все вокруг горит, ты что, будешь ждать пожарных?» — добавляет Наташа, жена Валерия.

В этом доме супруги прожили вместе последние 35 лет.

Она рассказывает, что их звали жить в Северодонецк и Харьков: «Но куда я могу поехать? Если ты работаешь, то ты никуда не поедешь».

Ночь с 7 на 8 июля семья ночевала у своих кумовьев. У них одолжили и одежду.

«О, кроссовки почти целые», — то ли удивляется, то ли радуется Валерий, и показывает пару обуви, которая действительно почти не пострадала, — Могу подарить!».

Вдруг мужчина вспоминает, что в гараже у него стоял автомобиль.

«Я упрямый! Хочу в „шестерку“ [легковое авто ВАЗ-2106] добраться», — Валерий отодвигает сгорелый прицеп и велосипед, которые преграждали ему дорогу, и открывает двери гаража.

«Продаю! — торжественно говорит он. — Пять тысяч — раз, пять тысяч — два...». Желающих не нашлось, и он запускает в остатки машины железякой, которая попалась ему под руку.

Помощь погорельцам и области

Именно к этой семье приходил президент Зеленский, приехавший в Смоляниново 8 июля. Вместе с ним прибыли министр внутренних дел Арсен Аваков, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, председатель Луганской ОГА Сергей Гайдай и несколько народных депутатов от «Слуги народа», которые являются выходцами из Луганской области.

Зеленский говорил людям, что они получат помощь — по 300 тысяч за разрушенный дом и по 20 тысяч дополнительно на каждого человека. Большие суммы получат семьи погибших.

«Обещали», — разводит руками Валерий в ответ на вопрос о сроках. Он вкладывает в это слово не столько недоверие, сколько бессилие и апатию.

Зеленский рассказал, что во время тушения пожара работало более 200 единиц техники из Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Харьковской и Полтавской областей. Однако акцентировал на том, что в Луганской области должно быть больше пожарных машин.

Соответствующее решение, по словам главы государства, Верховная Рада должна принять на следующей неделе.

Владимир Зеленский во время брифинга в Смолянинове, Луганская область, 8 июля 2020 годаИван Бухтияров/hromadske

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, который в 1994-1997 гг. работал городским главой Луганска, рассказал, что решение применять авиацию для тушения пожара было принято во время совещания у президента 7 июля в 18 часов. Первый самолет пролетел над Смоляниновым как раз после брифинга президента.

Однако Данилов дважды не ответил на вопрос, получены ли от боевиков гарантии соблюдения «режима тишины».

«Боевики, разрешение... Они иногда дают, а потом делают свое. Есть понимание, что все будет хорошо»,  — заверил секретарь СНБО.

Министр внутренних дел Арсен Аваков назвал то, что нет согласования от боевиков, «отсутствием понимания со стороны оккупационной власти».

По его словам, по состоянию на утро 8 июля есть три ячейки, которые вызывают у ГСЧС беспокойство. Их должны локализовать уже к концу суток.

В больницах находятся 22 человека. Из них в тяжелом состоянии только две — но и их уже перевели из реанимации в терапию. Об этом сообщил председатель Луганской ОГА Сергей Гайдай.

«Волонтеры помогают, мы им благодарны. Но здесь работают 700 человек — это спасатели. Вчера было 503 полицейских. Вчера ночью дежурил батальон Луганск-1. Антимародерное дежурство. Человеческий ресурс не нужен, все же это должны профессионально делать работники ГСЧС. Они в защитных костюмах, знают, как это делать», — говорит Гайдай.

На вопрос о причинах возгорания никто не стал отвечать, мол как раз проходят экспертизы.

На сегодня полиция рассматривает версии того, что пожар вспыхнул из-за погодных условий, из-за неосторожного обращения с огнем или же, что это был умышленный поджог.