Когда подаренные вами духи, гели для бритья или кастрюли уже не вызывают восторга, нужно придумывать что-то интереснее. На Западе нашли выход: там 50% всех подарков — сертификаты. Эта тенденция не обошла и Украину. Теперь можно рассчитывать на шоколадное обертывание вместо рамки для фото или на виртуальную игру в гольф вместо банальных носков.

Виталий Дрозд собрал около полутора тысяч впечатлений в одном интернет-магазине Bodo. Еще восемь лет назад он вложил в него $40 тыс., а в 2017 году прибыль компании составила $4,5 млн.

Главный игрок

В Украине хватает подарочных интернет-магазинов. Достаточно ввести в поисковик запрос «подарки и развлечения» — и на первой же странице вы найдете с десяток предложений.

«Украинский рынок в современном виде начал развиваться в начале 2000-х годов. Именно тогда крупные сети начали работать с подарочными сертификатами. На сегодня крупнейший игрок рынка — компания Bodo», — рассказывает Елена Свирида, аналитик рынка Pro-Consulting.

На рынке сертификатов и подарочных карт есть три основных сегмента:

  • точки продаж магазинов: Алло, Brocard, Bodo, Karabas
  • компании-агрегаторы: Bodo, Smile, Emotion Life
  • сервисы формата Groupon

«Пошел открывать свою компанию»

До открытия собственного интернет-магазина подарков Виталий поработал в контент-провайдере, где продавали рингтоны для мобильных телефонов. Позже — в компании, которая распространяла подарочные сертификаты.

«Был 2009 год, — вспоминает Виталий. — У меня была работа в российской компании Smile. Она была первой на рынке подарочных сертификатов в Украине. Я был директором представительства, запускал продукт, линейку, розницу. Во время финансового кризиса 2008 года бизнес закрыли. Была мысль купить украинский офис Smile, однако не сошлись в цене. Я оставил эту идею и пошел открывать собственную компанию».

Стартовый бюджет составил около $40 тысяч.

Эти средства использовали на:

1. Создание интернет-магазина

2. Разработку подарочной коробки и открытки с описанием впечатлений

3. Рекламу и маркетинг

4. Аренду офиса

5. Зарплату сотрудников

Наиболее затратной инвестицией была разработка сайта $5000.

Впечатляющие показатели

«Прежде всего надо было договариваться с поставщиком о продукте, — рассказывает Виталий. — Поэтому первым мы пригласили человека, который добавлял новые услуги. Мы арендовали офис на 40 м² на 2 комнаты: в одной — 4 рабочих места, во второй — 7».

В день открытия Bodo мы продали один подарок, на следующий день — три. За первый месяц — 300. Но дальше продажи ежегодно только росли. В 2017 году они составили более 163 тыс. сертификатов.

Сегодня компания размещается в новом двухэтажном офисе площадью 650 м², где работает 165 человек. Аренда помещения — $6700 в месяц. То есть по всем показателям цифры выросли в несколько десятков раз.

Волшебная коробочка

«Bodo — это прежде всего волшебная коробочка, которую люди приносят на праздники, даря своим близким впечатление», — говорит Виталий.

В компании не создают услуги, а покупают их у производителя — так называемого провайдера. Если это антистрессовый массаж — ищут соответствующий спа-салон, если это полет на воздушном шаре — находят того, у кого этот воздушный шар есть. А дальше договариваются с провайдером и оформляют сертификат.

Bodo получает скидку, которая и является их вознаграждением. Поэтому подарочные сертификаты не стоят значительно дороже, чем услуги тех, кто непосредственно их предоставляет.

Рентабельность подарочного бизнеса составляет 40%. Из них 20% — это скидка от поставщика.

Если клиент не удовлетворен услугой, в компании будут пытаться решить вопрос в течение 24 часов. Могут заменить подарок, который не понравился. Когда же услугу оказали некачественно или не в полном объеме — как извинения клиенту предложат другой подарок.

Впечатления предлагают разные: от гончарства до полета на самолете.

Как покорить Google и завоевать аудиторию

Годовой оборот в Bodo составляет $4,6 млн. Таких результатов удалось достичь, в частности, благодаря рекламной стратегии компании.

«Что подарить парню на день рождения» или «Подарки на Новый год» — это так называемые ключевые слова, которые люди пишут в Google, когда что-то ищут. Чтобы привести пользователя из Google, следует собрать все возможные ключевые слова в так называемое семантическое ядро и разместить их у себя на сайте. Тогда система будет отправлять пользователя с конкретным запросом на ваш сайт.

Однако важно понимать, что вместе с вами продвигаются ваши конкуренты, которые делают это уже давно и тратят большие деньги. Есть ли шанс у начинающего продвинуть свой сайт и опередить лидера рынка?

Об этом как никто другой знает Ольга Кулицкая, специалист по SEO в Bigl.ua:

«Если вы открываете собственный бизнес, не стоит рассматривать топ-игроков как конкурентов. Rozetka, Prom, Bigl могут привлекать трафик на ваш сайт. Если у вас маленький магазин, то он будет конкурировать с Rozetka по 100 запросам. Однако можно обогнать любого конкурента, если правильно обработать структуру. Хорошее SEO для проекта можно сделать от $500 до $4 тыс».

Прибыльные «островки»

С 2013 года, кроме интернет-магазина, появилась розничная продажа подарочных сертификатов — так называемые «островки».

Аренда такого «островка» обходится компании в $1 тыс. в месяц, но расходы оправдывают себя. Всего четыре таких розничных магазина продают половину подарочных сертификатов.

Месяц работы компании стоит около $35 тыс. В эти расходы входят аренда офиса и торговых островков, а также маркетинг и подарочная полиграфия. И это без учета зарплат сотрудников и стоимости самих подарков.

Текущие ежемесячные расходы компании составляют $34,7 тысяч:

Аренда главного офиса в Киеве — $8700

Аренда торговых «островков» — $13 тыс.

Маркетинг — $13 тыс.

Подарочная полиграфия — $2.

Новые планы — новые впечатления

«Нам интересно подбирать такие услуги, которые люди захотят подарить. То есть обычный массаж — не слишком интересен. Однако массаж, который проводится в помещении с приглушенным светом, и который можно назвать „Спа в темноте“ хорошо звучит с точки зрения маркетинга и является интересным подарком», — рассказывает Андрей.

Магазин впечатлений работает в семи областных центрах и предлагает в целом 1500 подарков. Цены на сертификаты разные: от $8 за картинг в $3,8 тыс. за регату на Киевском море.

К концу 2018 года компания стремится увеличить число впечатлений в Киеве с 440 до 1000. Для этого предприниматели пересмотрели наработки и предложения конкурентов за рубежом. Помимо того, Bodo собирается усилить команду менеджеров по развитию продукта.

«Мы хотим добавить медицинские впечатления, исследования, к которым не доходят руки. Например, ДНК-тесты», — делится планами владелец.

Впереди много работы. Но так было и тогда, когда Виталий Дрозд запускал свою компанию в офисе площадью в 40 м² с двумя сотрудниками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спецпроект «Бизнес-план»: как работает социальный бизнес

«Бизнес-план» — совместный проект Громадского и канала «Настоящее время» о малом и среднем бизнесе в Украине.

Поделиться: