Бизнес-план: как заработать на эмоциях. Подарочные сертификаты
Когда подаренные вами духи, гели для бритья или кастрюли уже не вызывают восторга, нужно придумывать что—то интереснее. На Западе нашли выход: там 50% всех подарков — сертификаты. Эта тенденция не обошла и Украину. Теперь можно представить шоколадное обертывание вместо рамки для фото или заменить носки виртуальной игрой в гольф.
Когда подаренные вами духи, гели для бритья или кастрюлиуже невызывают восторга, нужно придумывать что-то интереснее. НаЗападе нашли выход: там50% всех подарков— сертификаты. Эта тенденция необошла иУкраину. Теперь можно рассчитывать нашоколадное обертывание вместо рамки для фото или на виртуальную игру в гольф вместо банальныхносков.
Виталий Дрозд собрал около полутора тысяч впечатлений водном интернет-магазине Bodo. Еще восемьлет назад онвложил внего $40 тыс., ав2017 году прибыль компании составила $4,5млн.
Главный игрок
ВУкраине хватает подарочных интернет-магазинов. Достаточно ввести впоисковик запрос «подарки иразвлечения»— инапервойже странице вынайдете сдесяток предложений.
«Украинский рынок всовременном виде начал развиваться вначале 2000-х годов. Именно тогда крупные сети начали работать сподарочными сертификатами. Насегодня крупнейший игрок рынка— компания Bodo»,— рассказывает Елена Свирида, аналитик рынка Pro-Consulting.
Нарынке сертификатов иподарочных карт есть три основных сегмента:
- точки продаж магазинов: Алло, Brocard, Bodo, Karabas
- компании-агрегаторы: Bodo, Smile, Emotion Life
- сервисы формата Groupon
«Пошел открывать свою компанию»
Дооткрытия собственного интернет-магазина подарков Виталий поработал вконтент-провайдере, где продавали рингтоны для мобильных телефонов. Позже— вкомпании, которая распространяла подарочные сертификаты.
«Был 2009год,— вспоминает Виталий. —Уменя была работа вроссийской компании Smile. Она была первой нарынке подарочных сертификатов вУкраине. Ябыл директором представительства, запускал продукт, линейку, розницу. Вовремя финансового кризиса 2008 года бизнес закрыли. Была мысль купить украинский офис Smile, однако несошлись вцене. Яоставил эту идею ипошел открывать собственную компанию».
Стартовый бюджет составил около $40 тысяч.
Эти средства использовали на:
1. Создание интернет-магазина
2. Разработку подарочной коробки и открытки с описанием впечатлений
3. Рекламу и маркетинг
4. Аренду офиса
5. Зарплату сотрудников
Наиболее затратной инвестицией была разработка сайта — $5000.
Впечатляющие показатели
«Прежде всего надо было договариваться споставщиком опродукте,— рассказывает Виталий. —Поэтому первым мыпригласили человека, который добавлял новые услуги. Мыарендовали офис на40м² на2комнаты: водной— 4рабочих места, вовторой— 7».
Вдень открытия Bodo мыпродали один подарок, наследующий день— три. Запервый месяц— 300. Нодальше продажи ежегодно только росли. В2017 году они составили более 163 тыс.сертификатов.
Сегодня компания размещается вновом двухэтажном офисе площадью 650м², где работает 165человек. Аренда помещения— $6700в месяц. Тоесть повсем показателям цифры выросли внесколько десятков раз.
Волшебная коробочка
«Bodo— это прежде всего волшебная коробочка, которую люди приносят напраздники, даря своим близким впечатление»,— говорит Виталий.
Вкомпании несоздают услуги, апокупают ихупроизводителя— так называемого провайдера. Если это антистрессовый массаж— ищут соответствующий спа-салон, если это полет навоздушном шаре— находят того, укого этот воздушный шар есть. Адальше договариваются спровайдером иоформляют сертификат.
Bodo получает скидку, которая иявляется ихвознаграждением. Поэтому подарочные сертификаты нестоят значительно дороже, чем услугитех, кто непосредственно ихпредоставляет.
Рентабельность подарочного бизнеса составляет 40%. Изних 20%— это скидка отпоставщика.
Если клиент неудовлетворен услугой, вкомпании будут пытаться решить вопрос втечение 24часов. Могут заменить подарок, который непонравился. Когдаже услугу оказали некачественно или невполном объеме— как извинения клиенту предложат другой подарок.
Впечатления предлагают разные: отгончарства дополета насамолете.
Как покорить Google изавоевать аудиторию
Годовой оборот вBodo составляет $4,6млн. Таких результатов удалось достичь, вчастности, благодаря рекламной стратегии компании.
«Что подарить парню надень рождения» или «Подарки наНовый год»— это так называемые ключевые слова, которые люди пишут вGoogle, когда что-то ищут. Чтобы привести пользователя изGoogle, следует собрать все возможные ключевые слова втак называемое семантическое ядро иразместить ихусебя насайте. Тогда система будет отправлять пользователя сконкретным запросом наваш сайт.
Однако важно понимать, что вместе свами продвигаются ваши конкуренты, которые делают это уже давно итратят большие деньги. Естьли шанс уначинающего продвинуть свой сайт иопередить лидера рынка?
Обэтом как никто другой знает Ольга Кулицкая, специалист поSEO вBigl.ua:
«Если выоткрываете собственный бизнес, нестоит рассматривать топ-игроков как конкурентов. Rozetka, Prom, Bigl могут привлекать трафик наваш сайт. Если увас маленький магазин, тоонбудет конкурировать сRozetka по100запросам. Однако можно обогнать любого конкурента, если правильно обработать структуру. Хорошее SEO для проекта можно сделать от $500 до $4тыс».
Прибыльные «островки»
С2013года, кроме интернет-магазина, появилась розничная продажа подарочных сертификатов— так называемые «островки».
Аренда такого «островка» обходится компании в $1 тыс. вмесяц, норасходы оправдывают себя. Всего четыре таких розничных магазина продают половину подарочных сертификатов.
Месяц работы компании стоит около $35тыс. Вэти расходы входят аренда офиса иторговых островков, атакже маркетинг иподарочная полиграфия. Иэто без учета зарплат сотрудников истоимости самих подарков.
Текущие ежемесячные расходы компании составляют $34,7тысяч:
Аренда главного офиса вКиеве— $8700
Аренда торговых «островков»— $13тыс.
Маркетинг— $13тыс.
Подарочная полиграфия— $2.
Новые планы— новые впечатления
«Нам интересно подбирать такие услуги, которые люди захотят подарить. Тоесть обычный массаж— неслишком интересен. Однако массаж, который проводится впомещении сприглушенным светом, икоторый можно назвать „Спа втемноте“ хорошо звучит сточки зрения маркетинга иявляется интересным подарком»,— рассказывает Андрей.
Магазин впечатлений работает в семи областных центрах ипредлагает вцелом 1500подарков. Цены насертификаты разные: от $8закартинг в$3,8тыс.зарегату наКиевском море.
Кконцу 2018 года компания стремится увеличить число впечатлений вКиеве с440 до1000. Для этого предприниматели пересмотрели наработки ипредложения конкурентов зарубежом. Помимо того, Bodo собирается усилить команду менеджеров поразвитию продукта.
«Мыхотим добавить медицинские впечатления, исследования, ккоторым недоходят руки. Например, ДНК-тесты»,— делится планами владелец.
Впереди много работы. Нотак было итогда, когда Виталий Дрозд запускал свою компанию вофисе площадью в40м² сдвумя сотрудниками.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спецпроект «Бизнес-план»: как работает социальный бизнес
«Бизнес-план» — совместный проект Громадского и канала «Настоящее время» омалом и среднем бизнесе в Украине.
- Поделиться: