Один украинец в среднем выпивает вне дома более 100 чашек кофе в год. Самый популярный кофейный напиток — американо, на втором месте — латте, третье делят между собой капучино и эспрессо.

Здесь добывают кофе

«Львівська копальня кави» — это кофейня, где разрушают стереотипы и создают легенды. Оказывается, кофе добывают в шахте. Ежедневно здесь выстраиваются очереди посетителей, чтобы увидеть это собственными глазами.

Оригинальную концепцию заведения придумал предприниматель Юрий Назарук. Ранее он работал в художественном объединении «Дзига» и возглавлял «Львовскую газету». Теперь вместе с двумя партнерами Андреем Худо и Дмитрием Герасимовым является собственником сети креативных ресторанов и проектов «!FEST», в которую входит и «Львівська копальня кави». Для ее открытия в 2011 году понадобилось $500 тысяч по тогдашнему курсу. На окупаемость проекта ушло три года. Заведение рассчитано на 350 гостей и занимает площадь в 600 м².

Особые зерна

Сегодня в «Львівськой копальни кави» жарят кофе для всей сети заведений «!FEST», а это — 80 тонн в год. И если сначала зеленое зерно покупали у поставщиков, сегодня партнеры импортируют продукт непосредственно от фермеров.

«Мы уже дошли до того, что можем напрямую у фермера из Центральной Америки или Колумбии купить кофе, привезти ее сюда и обжаривать на месте», — рассказывает Юрий.

В то же время высокая конкуренция на рынке мотивирует развивать и саму культуру потребления напитка. В заведении популяризируют speciality кофе. В отличие от коммерческого, которое производится крупными международными брендами на заводах по обжарке, этот сорт кофе готовится из свежеобжаренных зерен высококачественной арабики. Она имеет особый аромат и вкус. Все ягоды вызревшие, без дефектов, правильно высушенные и откалиброванные.

В Киеве тоже есть особые кофейни, хотя и без кофейных шахт.

Точка отправления

Уютная кофейня на Подоле очаровывает атмосферой в первые же мгновения. Страсть владельцев к путешествиям чувствуется в каждой детали интерьера. Карта мира на стене, множество глобусов на полках и подоконниках и огромное табло-меню — прямо как в аэропорту. И название — First Point — говорит само за себя.

Это креативное пространство создала супружеская пара Ольга Кустенко и Юрий Бездетный. Для того, чтобы понять все тонкости работы кафе и освоить нюансы приготовления кофе, Юрий прошел курсы обучения бариста и сам на полгода стал за барную стойку.

«Это было необходимо, чтобы понять все процессы приготовления кофе изнутри и научиться общению с гостем. То есть знать, что он хочет. Для формирования бизнеса важно получать первые отзывы. Это подталкивало нас идти вперед и улучшать сервис», — говорит он.

Кофе вместо автомобилей

До открытия кофейного дела Юрий 10 лет проработал в автобизнесе. Когда в 2013-м в этой области наступил кризис, вместо автомобилей начал продавать кофе. К таким изменениям его подтолкнула жена.

Ольга вместе со своей сестрой уже более 10 лет занимаются образовательным проектом «Просто класс». Идея кафе родилась из необходимости создать офис для проекта. Сначала хотели сделать открытое пространство с вкусным кофе, где можно получить консультации или узнать больше о «Просто класс».

Локацией для заведения стал бывший магазин одежды. Причем помещение досталось им в очень запущенном состоянии.

«Пришлось делать все: пол, стены, потолок, вентиляцию, электрику, сантехнику. Здесь на одной из стен просто была дырка на улицу», — вспоминает Ольга.

Место риска

Открыв First Point на тогда еще нелюдной улице, супруги сознательно пошли на риск. Пришлось завоевывать внимание посетителей. Однако, благодаря индивидуальному подходу к каждому, кафе быстро получило постоянную аудиторию.

Сегодня в заведении на 65 м² размещены 40 мест.

На запуск кафе понадобилось около $40 тысяч:

  • аренда помещения (первые 3 месяца) — 8%
  • оборудование — 20%
  • ремонт, мебель, декор — 69%
  • вывески, видеонаблюдение, проектор — 3%

«Мы окупили затраты раньше того времени, которое себе устанавливали. Планировали сделать это за три года, а получилось чуть больше чем за два. 

Не было ни одного убыточного месяца. Даже в начале. Правильный подход к расходам, списаниям, закупке кофе, продуктов — все это залог успеха и хорошего финансового результата», — рассказывает Ольга.

Заработанные средства предприниматели реинвестируют в оборудование.

Советы из опыта

Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, Юрий сформулировал для себя три четких правила, которые могут быть дельными советами для новичков:

Разделять бизнес и хобби. Многие заведения открываются как хобби и имеют короткий жизненный цикл. Нужно однозначно понять — это твое или нет.
Иметь четкий финансовый расчет. Если не разбираетесь  в цифрах — не начинайте бизнес.
Понять, для кого и зачем ты это делаешь. Если ты не знаешь своего гостя и не имеешь конечной цели — смотри первое правило.

Новый формат

В ближайшем будущем партнеры хотят открыть еще одно заведение, однако теперь другого формата. Ольга делится планами:

«Мы понимаем, что не сможем и не хотим повторить то, что получилось в First Point. Пусть он останется таким уникальным, вдохновляющим, самобытным. Мы хотим поработать с кухней, сделать кондитерский цех».

«Это должно быть быстро. Сегодня люди очень ценят свое время, хотя и достаточно внимания уделяют кофе. Мы также уважаем их время. Поэтому хотим сделать формат быстрой подачи кофе и легкого перекуса», — говорит Юрий.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: «Бизнес-план»: нестандартные туры по Украине

«Бизнес-план» — совместный проект Громадского и канала «Настоящее время» о малом и среднем бизнесе в Украине.

Поделиться: