Черный Рынок Золотого Камня

Черный Рынок Золотого Камня

Копают на Ровенщине и Волыни – «толкают» в столице. Подпольный янтарный бизнес, который исчисляется тоннами и миллионами ... процветает.

Купить солнечные камни сегодня вообще не проблема. Несмотря на постоянные театрализованные показательные выступления правоохранителей, интернет пестрит разнообразными телефонами. Если есть спрос, значит, будет и предложение.

Ни для кого давно уже не секрет, как и где копают драгоценную окаменевшую смолу, но мало кто рассказывает – что же дальше. СБУ-шники время от времени рапортуют о борьбе. Президент устанавливает дедлайны для правоохранителей, а проворные дельцы продолжают класть в карман черный кэш. Мы покажем, насколько легко можно купить янтарь, даже не выезжая в сторону клондайков, просто в Киеве. Средь бела дня, около двух райотделов полиции и столичного управления СБУ.

По нашей информации, именно здесь, в одной из комнат Института материаловедения, принадлежащей к Национальной академии наук, не один год гудят станки подпольного цеха, где обрабатывают полесское золото.

Вообще-то территория института охраняется, а заезды перекрыты шлагбаумами, но не для тех, у кого есть вот такой... спецпропуск.

По дороге научный «спец» по аренде открывает все козыри. После нашей первой поездки-разведки разработчики наскоро собрали вещи и спешно выехали.

Cейчас мы едем на запланированную встречу, некие смотрины солнечного камня.Данилович, как попросил называть себя господин Николай, показывает офис, который и служил подпольным цехом. Два с половиной года, между прочим.

Завхоз по вопросам аренды не скрывает волнения. Достает поспешно сигарету и поджигает ... прямо в помещении.

Николай Фоменко, сотрудник Института проблем материаловедения.

– Я удивляюсь, зачем оно вам?

– Как зачем? У вас незаконно обрабатывают янтарь , вы об этом знаете

– Значит на нас, на нас пятно. Мы сейчас распрощаемся навсегда.

– Мы можем с вами распрощаться, если вы мне покажете документы, на основании чего вы подписывали договор.

– Нет, ничего не покажем.

– Почему?

– Если будет милиция.

– Хорошо, мы сейчас вызовем.

Вызвать-таки пришлось. После малоприятного разговора.

В кабинете здания напротив нас встречает руководство госучреждения ... с документами: «Мы заключили договор, в соответствии с действующим законодательством, прошли все процедуры, они арендовали у нас помещение. Они занимались ювелирными изделиями, мы знали, что они занимаются».

На бумаге черным по белому – помещение в Институте проблем материаловедения арендовала фирма «Укрбудпром инвест». Которая, кроме стройматериалов, древесины и выращивание овощей, занималась еще и ювелиркой. Юридический адрес фирмы – вот этот дом в Киевской области, в пгт. Коцюбинское.

– Девушка, покиньте, пожалуйста помещение

– Можете обьяснить, на какую компанию вы работаете?

– Будет директор, все вам обьяснит.

– А где директор?

– Уехал в командировку.

Директора из командировки долго ждать не пришлось. Вот он – Эль Салех Фахд. Прибыл сразу же после нашего визита.

– Вы мне скажите: где вы брали сырец?

– Вы знаете, что таких цен нет на янтарь.

Дальше разговор не сложился.

– Покажите нам, где стоят станки.

– Они не здесь.

– А сколько их у вас?

– 2 станка.

– А где находится ваш гараж?

– Все, я спешу.

– Вы же можете нам показать прямо сейчас?

– Нет, сейчас я вам не буду показывать.

– Почему?

– Не хочу, не хочу, имею право. Давайте, выключайте камеру, я считаю, что интервью закончено.

Интервью закончено, но не закончена история. Ни с законом о добыче янтаря, ни с прозрачной продажей солнечного камня. По данным украинских пограничников, только в прошлом году через украинско-польскую границу пытались перевезти более полутонны отборного сырца. У соседних коллег по цеху эта статистика втрое больше. И это только официально, не говоря уже о так называемой «зеленке» и годами обкатанных каналах сбыта через Львов, Харьков и Киев. Речь идет о тоннах контрабандного янтаря, миллионные теневые доходы и миллионные убытки для государства. Максимальное наказание гуманного украинского правосудия за нелегальные янтарные торги – это три месяца за решеткой. Продавай – не хочу …