Четыре года одесской трагедии: без наказания и примирения
Во время трагических противостояний 2 мая 2014 года в Одессе погибло 48 человеки еще сотни были ранены. За четыре года виновные до сих пор не наказаны: кто—то убежал в Россию, кого—то оправдали украинские суды. Разные политические силы продолжают спекулировать на трагедии, пытаясь использовать память о ней в своих целях.
Игорь Бурдыга, Дмитрий Реплянчук
Во время трагических противостояний 2 мая 2014 года в Одессе погибло 48 человеки еще сотни были ранены. За четыре года виновные до сих пор не наказаны: кто-то убежал в Россию, кого-то оправдали украинские суды. Разные политические силы продолжают спекулировать на трагедии, пытаясь использовать память о ней в своих целях.
Потери
2 мая 2014 года в Одессе проиходил футбольный матч между местным «Черноморцем» и харьковским «Металлистом». Перед игрой футбольные ультрас обеих команд вместе со сторонниками Евромайданапрошли символическим маршем по центругорода. Около Греческой площади на них напала группа одесских антимайдановцев, которые тоже запланировали демонстрацию на это время, но должны были идти по параллельной улице.
С обеих сторон полетели камни, светошумовыегранаты, стреляли из огнестрельного и травматического оружия. Милиция вместо того, чтобы обеспечить правопорядок и прекратитьпровокации, фактически бездействовала. Во время столкновений в центре города погибло шестьчеловек, десятки были ранены.
Столкновения между сторонниками Евромайданаи «антимайдановцами» (пророссийскими активистами) в Одессе около Греческой площади, 2 мая 2014 года.Фото:EPA/SERGEY GUMENYUK
Столкновения между сторонниками Евромайданаи «антимайдановцами» (пророссийскими активистами) в Одессе около Греческой площади, 2 мая 2014 года. Фото:EPA/SERGEY GUMENYUK
Немного погодя проукраинские митингующиеотправились на площадь Куликовополе, где уже несколько месяцев стоял палаточный лагерь одесских антимайдановцев и пророссийских активистов. Спасаясь от нападения, те забежали и забаррикадировались в Доме профсоюзов. Обе стороны бросали друг в друга коктейли Молотова, что, очевидно, и повлекло масштабный пожар в здании. От огня, угарногогаза и при попытках выпрыгнуть из окон, погибли еще 42 человека. В целом в тот день получилираненияболее 200 человек.
Виновные или оправданные
События 2 мая в Одессе расследуются в рамкахнескольких уголовных дел. В частности, относительно причин пожара в Доме профсоюзов на Куликовом поле и относительно бездеятельности спасателей в первыеминуты после возгоранияобвиняется экс-руководитель МЧС Одесской областиВладимир Боделан. По другому делу фигурируют экс-руководитель милиции Одесской области Петр Луцюк и его заместитель пообщественной безопасности Дмитрий Фучеджи.
Приговоров поканет, отчасти потому, что и Боделан, и Фучеджи бежали в Россию.
Больше всего внимания уделили расследованию относительномассовых беспорядков на Греческой площади, дела, по которому обвинялись 19 антимайдановцев. В сентябре 2017 года суд города Черноморск оправдал всех обвиняемых из-за того, что «следствие не собрало достаточных доказательств вины». Например, во время расследования допросили только одного сотрудника милиции из тех, кто был на Греческой площади.
Всех антимайдановцев отпустили на свободу, но сразу после объявления приговора в судебный зал зашли сотрудники СБУ и повторно задержали россиянина Евгения Мефедова и украинца Сергея Долженкова, он же «Капитан Какао», который был одним из лидеров одесского пророссийского движения. Обоим предъявили обвинениев сепаратизме, последние полгода они сидят в СИЗО.
Проукраинские активисты снесли лагерь «антимайдановцев» на Куликовом поле, после чего последние забаррикадировались в Доме профсоюзов, Одесса, 2 мая 2014 года. Фото: Олег Куцкий/УНИАН
В здании Дома профсоюзов начался пожар, во время которого погибли 42 человека, еще сотни получили ранения, Одесса, 2 мая 2014 года. Фото: Олег Куцкий/УНИАН
Апелляцию на приговор относительно антимайдановцев рассматривает Николаевский апелляционный суд. Но заседания уже в третий раз переносят: почти никто из оправданных в суд не приехал. Поэтомусудьирешили провести заседание в режиме видеоконференции с одесским судом, его назначили на 11 июня.
Кое-кто из оправданных антимайдановцев уже покинулУкраину. Например, Александр Суханов, который весной 2014-го был заместителем коменданта лагеря антимайданана Куликовом поле, черезнесколько дней после оправдательногоприговора выехал сначала вПриднестровье, а далее вРФ.
Альтернативное расследование
Вскоре после начала официального расследования, журналисты и общественные деятели Одессы создали «Группу 2 мая» — общественную группупорасследованиюобстоятельств и причин трагедии.
Основой для исследований стали многочисленные видео, записанные в тот день корреспондентами, а также записи камер наблюдения. В состав группы вошли люди разных политических взглядов, что должно было гарантировать беспристрастный подход.
Ко второй годовщине событий «Группа2 мая» представила детальную хронологию одесских событий, успела снять фильм-расследование и выпустить книгу.
Люди прыгают из окон, пытаясь спастись от огня во время пожара в Доме профсоюзов в Одессе, 2 мая 2014 года. Фото: Олег Куцкий/УНИАН
Экспертные выводы независимых расследователейотносительно причин гибели людей в Доме профсоюзов развенчивали популярный в Одессе миф о преднамеренном отравлении «американским белым фосфором». Член «Группы 2 мая» Сергей Дибров вспоминает, что материалы проведенных группой экспертиз даже хотели приобщить к официальному расследованию. Для этого ее специалисты должны были войти вспециальнуюмеждународнуюгруппе, созданнуюГенпрокуратурой. Однако за два года дальше разговоров дело не пошло.
«С одной стороны, на словах стражи порядка принимают наши выводы и методику, однако в чем практически заключается это восприятие, трудно понять», — рассказывает Дибров.
За последние два года активность «Группы 2 мая» уменьшилась, ее активисты не производят собственное расследование и мониторятсудебные заседания в связанныхс трагедией делах. Однако, пословамДиброва, расследователидо сих пор собирают отдельные невыясненныефрагменты. Картину событий 2 мая 2014 года он называет «мозаикой», в которой сплелисьинтересы разных чиновников, политических групп и отдельных общественных деятелей.
«Но найти какой-то центр, который ставил бы себе целью массовое убийство людей, мы не смогли. И повсемпризнакамтакого центра не было, не намеревался никто организовать события именно так, как они произошли», — отмечает журналист.
«Тяжелый психологический отпечаток»
Трагедия в Одессе сыграла важную роль для повышенияградусапророссийских протестов на востоке Украины, организации сепаратистского «референдума» и последующей войны. Невзирая на официальные и неофициальные расследования, дискуссия относительно ее причин в Одессе не прекращается, рассказывает главный редактор местного издания «Думская» Олег Константинов. Во время событий 2 мая на Греческой онполучил огнестрельное ранение, когда снимал столкновение на фотокамеру.
«И до сих пор существуют полярные мысли: для одних — «Укропы сожгли русских младенцев», для других — «патриоты остановили русский мир». Есть еще третья версия от «Группы 2 мая», но воспринимать ее многим мешают эмоции», — объясняет он.
События четырехлетней давности наложили тяжелый психологический отпечаток на одесское общество, расколов его на две части, считает Константинов. Впрочем, на повторение кровавого сценария он не рассчитывает, называя пророссийские группы в городе «обезглавленными».
«Большинство из тех, кто мог устроить диверсии или какие-то другие опасные вещи, пошли воевать на сторонебоевиков на Донбассе, — соглашается советник главыполиции Одесской области Руслан Форостяк, — А «куликовцы», которые активно выступали на пророссийских акциях и верили в идеи«русского мира», по большей части теперь сидят по домам и понимают, что их надежды рухнули».
Сотрудники милиции на месте трагедии у Дома профсоюзов в Одессе, 3 мая 2014 года.Фото:EPA/ALEXEY FURMAN
Оперативники милиции и коммунальные службы на месте трагедии у Дома профсоюзов в Одессе, 4 мая 2014 года.Фото:EPA/ALEXEY FURMAN
Последние годы пророссийские акции в Одессе собирают по большей части пожилых людей. 2 мая они приходят под Дом профсоюзов на Куликовом поле, 9 мая — устраивают акцию «Бессмертный полк», иногда проводят митинги на годовщину освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков 10 апреля.
Форостяк отмечает, что организует этих людей местный пророссийски настроенный политик Морис Ибрагим, а также депутатыот «Оппозиционного блока». Акциям «куликовцев» регулярно противостоят несколько местных праворадикальных группировок.
«Но это скорее не идеологические противостояния, а политические игры», — подытоживает Олег Константинов.
- Поделиться: