Что будет с водой, зерном и Югом после подрыва Каховской ГЭС

В свое время Украина уже пережила две экологические катастрофы, связанные с авариями на электростанциях. В 1941 году советские власти, чтобы остановить наступление гитлеровцев, взорвали Днепрогэс. В 1986-м — та же советская власть в результате возмутительной халатности допустила взрыв на ЧАЭС. Теперь — третья катастрофа. И снова из-за москвы.
Дамба Каховского водохранилища удерживала 18 миллиардов кубических метров воды. Для сравнения, в Украине ежегодно используется около 10 млрд кубометров свежей воды.
Площадь затопленных территорий исчисляется несколькими тысячами квадратных километров. Под водой оказались более полутора десятков городов и сел, а в целом существует угроза для 80 населенных пунктов украинского Юга.
Фактически речь идет о факте экоцида, совершенного россией — массового уничтожения растительного и животного мира, отравления атмосферы и водных ресурсов — того, что может повлечь за собой экологическую катастрофу.
hromadske обратилось к экологам, чтобы выяснить, какой вред из-за подрыва ГЭС причинен нашей окружающей среде.

Проблема первая: урожай и чернозем
Высокие урожаи на юге Украины достигаются благодаря системе оросительных каналов, которые наполнялись водой из Каховского водохранилища. На время эта вода заполнит их до отказа, зальет поля. А когда она сойдет, каналы пересохнут — опустевшее Каховское «море» не сможет больше их наполнять.
«По зерновому, по овощно-бахчевому раю Юга нанесен удар, — говорит глава украинской экологической ассоциации “Зеленый мир” Юрий Самойленко. — Из-за отсутствия растительного покрова суховеи усилят эрозию почв. Каховская вода, конечно, не смоет весь чернозем, но состояние почв ухудшится из-за засухи и пылевых бурь».
Экологи единогласны во мнении, что в этом году с залитых водой полей мы уже ничего не соберем. В результате катастрофы может измениться сельскохозяйственная специализация региона.
«Херсонская, Николаевская, Запорожская области — это украинская житница, украинский сад и огород. В этих регионах урожай начинают убирать как раз в июне. Вода Каховского водохранилища его просто уничтожила — еще несобранным или непереработанным. Дальше суховеи и засуха могут довершить дело», — делает неутешительный прогноз Юрий Самойленко.

Проблема вторая: пылевые бури
Площадь Каховского водохранилища до катастрофы составляла 2155 км². У экологов пока нет единодушного мнения, насколько оно уменьшится после катастрофы.
Одни отмечают, что водохранилище обмелеет метров на 6-7, другие — что полностью высохнет. Очевидно одно: ветры, очень сильные в этом регионе, все лето будут поднимать со дна водохранилища песок и высохший ил. Все это посредством пылевых бурь будет застилать поля и населенные пункты, ухудшая экологическую ситуацию.
Проблема третья: затопление «пустыни»
Алешковские пески вряд ли окажутся под водой, отмечают экологи. Поскольку единственная в Европе «пустыня» холмистая, вода может подойти вплотную к песчаному массиву и остановиться, превратив холмы в песчаные острова.
Летом песок в Алешках нагревается до 70 градусов Цельсия — каховская вода, конечно, не закипит, но быстро испарится. С другой стороны, возможно, вода разбудит «спящие» в песке семена — и холмы на время зарастут растительностью. В целом же, Алешки спасут сами себя: пески достаточно примитивная экосистема, которая способна быстро восстанавливаться.

Проблема четвертая: вода уничтожает животных Юга
Экологи в один голос отмечают, что биосферному заповеднику «Аскания-Нова» затопление не угрожает.
Менее однозначная ситуация с Нижнеднепровским национальным природным парком, Черноморским биосферным заповедником, ландшафтным парком «Кинбурнская коса» и другими природоохранными зонами.
Особенно опасной будет вода для их животного мира.
«Животные будут спасаться в соответствии со своей поведенческой моделью, они будут слушаться своего инстинкта, — говорит директор Института зоологии имени И.И. Шмальгаузена НАН Украины, доктор биологических наук Виталий Харченко. — Однако не все смогут спастись. Разрушаться, например, гнезда водоплавающих птиц в устье Днепра. Взрослые птицы смогут улететь, но птенцы погибнут. Смоется рыба, а речь идет о рыбных местах. Катастрофа еще и в том, что нарушится стабильность уникальных Причерноморской и Днепровской экосистем. Все наши усилия по созданию заповедников, по сохранению природы — все пошло прахом в мгновение ока. Вода, конечно, со временем спадет. Но пока она уничтожает все живое на своем пути».

Проблема пятая: питьевая вода и эпидемии
Большое количество населенных пунктов юга Украины рискует остаться без централизованного водоснабжения из Днепра.
«Сейчас трудно делать какие-то прогнозы, потому что пока нет четких данных о соответствующих населенных пунктах, — отмечает глава комитета по охране водных ресурсов, водному управлению и экомодернизации водной сферы PAEW Марьяна Гинзула. — Ни одна пострадавшая громада не останется без воды буквально. Но могут уменьшиться объемы и графики ее подачи, давление в системах и т.д. Ни один город не питается только из одного источника снабжения. Не будет днепровской воды — будет другая».
Другая — это, в частности, привозная. Об этом уже есть соответствующее решение СНБО. По данным PAEW, до полномасштабного российского вторжения 1224 населенных пункта в Украине потребляли именно привозную воду, следовательно, соответствующая система поставок в стране отработана.
Еще одна угроза — эпидемии, потому что большая вода смывает все на своем пути: скотомогильники, кладбища, свалки, склады с минудобрениями и химическими веществами, нефтепродукты. В ней будут погибшие животные и ил водохранилища. Все это пойдет в Лиман и Черное море, осядет в пределах населенных пунктов.
Потенциально это может привести к ухудшению эпидемиологической ситуации. И если на подконтрольной Украине территории будут обязательно проводить соответствующие работы, то на территориях, временно оккупированных россией, ждать их не приходится — а это лишь усугубляет угрозу эпидемий.

Проблема шестая: угроза Запорожской АЭС
По поводу угрозы для ЗАЭС тоже нет однозначности. Глава «Энергоатома» Петр Котин заявил, что подрыв Каховской ГЭС не повлияет на работу Запорожской атомной электростанции. По его словам, реакторы ЗАЭС охлаждаются из пруда, который не зависит от воды Каховского водохранилища. Экологи же по этому поводу высказали другое мнение.
«Каховское водохранилище является водоемом-охладителем для Запорожской АЭС. Кто-то скажет, что на ЗАЭС есть спецконструкции для охлаждения. Да, они есть, но их недостаточно для охлаждения шести реакторов, которые отключены от питания и работают в “спящем” режиме на дизельгенераторе, ресурс которого ограничен днями», — говорит президент PAEW Людмила Цыганок.
Правда, в Ассоциации отмечают, что окончательно проблема ЗАЭС актуализируется на следующей неделе. И есть надежда, что МАГАТЭ сможет принять соответствующие меры, чтобы исключить беду.

Восстановление может занять годы, но история положительная
Возобновилась ли экосистема после подрыва Днепрогэса? А после аварии на ЧАЭС? Да, восстановилась. Буйство флоры и фауны в Чернобыльской зоне тому доказательство.
«В следующем году уже будет легче. Хотя пока не восстановим уровень воды в Каховском водохранилище, будем страдать», — считает Юрий Самойленко.
Марьяна Гинзула утверждает, что подрыв Каховской ГЭС и экологические проблемы подтолкнут украинцев к инновационным решениям во многих отраслях.
«До сих пор мы использовали еще советские технологии сбора воды — теперь вместо сети, построенной на Каховской ГЭС и соответствующих оросительных каналах, мы сможем применить что-то совершенно новое, более рациональное и совершенное. Построить, например, новые гидротехнические сооружения на Днепре», — говорит она.
По ее мнению, украинцам не нужно также бояться смены привычных нам природных ландшафтов — экосистемы не застыли, они постоянно развиваются, природа постоянно меняется. Подрыв ГЭС может дать толчок очень интересному развитию затопленных территорий.
Автор: Майя Орел
- Поделиться: