Что надо знать о влиянии России на Приднестровье?
Что надо знать о влиянии России на Приднестровье?
Несмотря на протесты с разных сторон, 18 сентября, в день выборов в Госдуму РФ, в непризнанной в мире ПМР (Приднестровской Молдавской Республике) откроются более 20-ти избирательных участков для голосования на российских выборах. Опасения относительно очередных попыток увеличения влияния — снова актуальны. Какой на самом деле пока предел российского влияния в Приднестровье, в своей аналитическое колонке для Громадського объясняет Анна Шелест, UA: Ukraine Analytica.
Влияние: не что-либо постоянное и одностороннее
Обычно принято говорить о неограниченном влиянии Российской Федерации на Приднестровскую Молдавскую Республику. Однако это влияние не является чем-то постоянным и односторонним.
Фактически, его можно разделить на два процесса — непосредственная поддержка (финансовая, политическая, военная и т.д.), благодаря которой удается иногда достичь едва ли не полного контроля над непризнанной республикой, а также оказывать влияние на саму Молдову.
И более сложный процесс — внутриполитический, когда различные приднестровские политики пытаются продемонстрировать Москве, кто же из них является более лояльным и пророссийским.
Сентябрьский указ
Доказательством последнего, например, есть указ Президента ПМР Шевчука от 7 сентября 2016 о приведении всего законодательства непризнанной республики в соответствие с российскими нормами и признания всех остальных недействительными.
Такие действия были объяснены «реализацией итогов республиканского референдума, состоявшегося 17 сентября 2006», на котором фактически ставились вопросы о том, оставаться ли в составе Молдовы.
Тогда на вопрос «Поддерживаете ли вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение к Российской Федерации?» 97,1% проголосовали «за», а на вопрос «Считаете ли вы возможным отказ от независимости ПМР с последующим вхождением в состав Республики Молдова» только 3,4% ответили положительно.
Сентябрьский Указ остался без внимания Москвы, которая отказалась его комментировать, а в самой ПМР вызвал негативную реакцию оппозиции, которая обещала обжаловать его в Конституционном суде. Стоит отметить, что ПМР за последние 10 лет, как минимум дважды обращалась к Москве с просьбой о присоединении — в 2008 году после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, и в 2014 — после аннексии Крыма.
Военный форпост
Несмотря на то, что иногда ПМР называют чемоданом без ручки для Москвы, поскольку и нести тяжело, и бросить жалко, тем не менее, сохранение контроля над узкой территорией между Украиной и Молдовой является стратегически важным для России.
Это возможность политического контроля Молдовы и форпост для военных. Фактически на сегодня военное присутствие состоит из двух частей: военнослужащие в составе совместной миротворческой миссии РФ, Молдовы, ПМР, и украинские наблюдатели, где российский компонент равен примерно 1/3 (400 человек) и военнослужащие (1200 человек), которые охраняют склады с устаревшим вооружением, которые остались еще с советских времен.
Еще в 1999 году РФ в рамках ОБСЕ взяла на себя обязательства по их выводу, но сделала это только частично, постоянно находя оправдания и объяснения изменениями в ситуации с безопасностью. Это вызывает постоянные протесты со стороны официального Кишинева, который вдобавок настаивает еще и на замену военной миротворческой операции на полицейскую, которая больше соответствует современным условиям.
Проблема заключается в психологическом ощущении местного населения — если есть военные, то есть угроза, если военные сменяются полицейскими — ситуация улучшается. Наличие военных действительно уже лет 10 как не соответствует условиям, но Россия постоянно настаивает на сохранении этого формата.
«Тройное» гражданство
Стоит отметить, что к 2014 году по неофициальным данным, около 80% российских военнослужащих в ПМР самом деле были местными жителями, но с паспортами граждан РФ. Ситуация начала меняться с развитием кризиса на Донбассе, и военных начали заменять на более лояльных.
Вообще, по разным данным, у 180 тысяч приднестровцев есть российское гражданство, но стоит заметить, что многим из них это не мешает также иметь молдавское или украинское. Особенно популярным молдавское стало после введения безвизового режима с ЕС. Российское же, кроме субсидий и возможностей выезда, также дает перспективы обучения в вузах России, чем активно пользуется молодежь.
Весной 2016 даже разгорелся скандал, российское руководство не удосужилось открыть на территории ПМР достаточного количества пунктов для сдачи учениками ЕГЭ, и соответственно, сотни из них потеряли возможность вступления на территории РФ.
Вообще, за последние 10 лет население Приднестровья сократилось примерно на 15%, со значительным перевесом в сторону лиц пожилого возраста, из-за массового выезда молодежи.
Экономический аспект и динамика воздействий
Полный контроль РФ сохраняется в энергетической сфере. Проблема заключается в том, что газ поставляется в ПМР «бесплатно», но население платит за него тарифы, которые идут в бюджет ПМР. Долги же Газпром возлагает на «Молдовгаз». «Газпром» в целом уже подал и выиграл 10 дел по взысканию долгов с Молдовы на общую сумму 5 млрд. долл., из которых 95% задолженности — это долги ПМР.
С точки зрения экономики, ситуация в ПМР неоднозначна. До недавнего времени важные предприятия контролировались российским бизнесом, но в 2015, например, российский «Металлоинвест» передал акции Молдавского металлургического завода правительству ПМР, отказавшись от бизнеса в Приднестровье.
Более того, к подписанию Молдовой Ассоциации с ЕС, около 70% приднестровских предприятий были также зарегистрированы и в Молдове, чтобы пользоваться преференциями торговля со странами Европейского Союза. Не сразу согласившись на ассоциации и новые условия, тем не менее ПМР нашли преференции для себя и в новом соглашении. Как результат, серьезное падение за последние годы торговли со странами СНГ (с Таможенным союзом в 2 раза), и сохранение позиции по экспорту в ЕС. Так, например, в январе-феврале ПМР экспортировало на сумму 30 млн. долл. США в Европу и Азию, и только на 3 млн в Россию.
Впрочем, когда дело доходит до импорта, то Россия является безальтернативным партнером, в 3 раза превышающим совокупно Европу, Азию и Америку, но львиная доля — это тот самый газ. Сможет ли Москва и дальше поставлять по таким схемам газ и, соответственно, как будет развиваться приднестровская экономика и товарооборот с Россией — остается вопросом.
Однако, стоит заметить, что российская экономическая помощь, это не только газ и прямые финансовые транши, но и закрытие социальных проблем, например, выплата специальной надбавки всем пенсионерам ПМР (которые составляют около 30% населения) в размере 10 долл. США (было приостановлено в 2015), или активное строительство школ, больниц и других социальных объектов со стороны ОО Евразийская интеграция, которая принадлежит депутаты Государственной Думы Журавлеву.
Отдельным пунктом стоит и информационное пространство, СМИ и пропаганда, превышающие информационное воздействие на Украину в домайдановским времена в несколько раз.
С падением российской экономики экономическое влияние на регион значительно уменьшилось, оставив фактически неограниченным военный, и переменным политический. Фактически, основное влияние базируется, в первую очередь, на страхе местного населения перед румынизацией, и даже не столько, в каком-либо варианте объединения с Молдовой, сколько потери тесного взаимодействия с Россией и мнимым объединением Молдовы и Румынии.
// Анна Шелест, UA: Ukraine Analytica
- Поделиться: