Что известно о Boeing 737 MAX 8, от которого отказываются в мире, и появится ли он в Украине
Что привело ккатастрофе Boeing 737MAX 8в Эфиопии, икакие страны уже приостановили его использование,— узнавало Громадское.
Антон Еганов
Что привело ккатастрофе Boeing 737MAX 8в Эфиопии, икакие страны уже приостановили его использование,— узнавало Громадское.
Две катастрофы
В воскресенье, 10 марта, пассажирский самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял рейс из Аддис-Абебы в столицу Кении — Найроби. Черезшесть минут после взлета самолет упал, погибли все, кто был на борту, — 149 пассажиров и восемь членов экипажа. Украинцев среди пассажиров лайнера не было, больше всего в катастрофе погибло граждан Кении — 32, Канады — 18 и Эфиопии — 9. Самолет докатастрофыпробыл в эксплуатации менее полугода.
Это уже вторая катастрофа Boeing 737 MAX 8. Предыдущая произошла в октябре 2018 года в Индонезии. Самолет авиакомпании Lion Air направлялся из столицы Джакарты в главный город на индонезийском острове Банка — Панкалпинанг. Самолет упал в море недалеко от берега острова Ява. Погибло 188 человек. Перед падением судно было на высоте всего 1580 метров, авария произошла через 13 минут после взлета. Самолет использовали до этого всего три месяца.
Кто приостановил использование самолета
Затри дня, прошедшие после катастрофы, несколько стран приостановили использование этой модификации Boeing 737 и закрыли для этих самолетов свое воздушное пространство. Это, в частности, Китай, Эфиопия, Индонезия, Австралия, Сингапур, Малайзия, Оман, Южная Корея, Великобритания, Норвегия, Германия, Франция иИрландия.
В США местные чиновники, отвечающие за аэродвижение, считают, что самолет безопасен для использования. Хотя местная профессиональная Ассоциация стюардов и стюардесс призвала правительство тоже приостановить использование скомпрометированных Boeing. Позже президент США Дональд Трамп таки издал срочный указ о приостановлении всех полетов на самолетах Boeing 737. Трамп заявил, что полеты будут остановлены, пока Boeing «не найдет решения».
Втоже время крупнейший оператор этой модели Boeing 737в Соединенных Штатах, авиакомпания Southwest Airlines, не отказывается отсамолетов, нопредлагает пассажирам, которые уже купили билеты наних, возможность изменить рейс.
А 12марта появилось официальное решение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), которое приостанавливает использованиеBoeing 737 модификаций MAX 8иMAX 9на территории Евросоюза.
Но эти решения не означают, что страны и авиакомпании откажутся от этих модификаций Boeing вообще. Все будет зависеть от результатов расследования.
Спасатели выносят наберег обломки самолета ивещи погибших пассажиров впорту Танджунг-Приок, Индонезия, 29октября 2018 года. Фото:СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА ИНДОНЕЗИИ HUMAS BASARNAS
Сколько потеряла компания Boeing
Стоимость акций компании Boeing после авиакатастрофы в Эфиопии упала более чем на11%. Поскольку это уже вторая масштабная авиакатастрофа сучастием самолетов Boeing за последние несколько месяцев, нафондовом рынке возникла паника.
Это падение акций компании стало вторым самым масштабным в ееистории после событий 11сентября 2001года, когда самолеты Boeing захватили террористы инаправили ихназдания Всемирного торгового центра вНью-Йорке.
Также две последние авиакатастрофы поставили под угрозу заказ насамолеты компании Boeing на общую сумму $57 млрд.
Вчастности, пересмотрела свой заказ на200 самолетов Boeing авиакомпания VietJet Aviation. Общая стоимость сделки оценивается науровне $25 млрд.
Кроме этого, авиаперевозчики изРоссии, Кении идругих стран мира пересматривают свои текущие контракты сBoeing иожидают отавиастроителя дополнительных гарантий качества его самолетов.
Что выяснило расследование
Расследование причин авиакатастрофы 10марта проводят власти Эфиопии иамериканский Национальный совет побезопасности на транспорте, потому что самолет изготовлен вСША. Техническую помощь врасследовании предоставляет и сама компания-производитель Boeing. Также свою помощь врасследовании предложило иEASA— Европейское агентство безопасности авиации.
Расследователи уже нашли «черный ящик» иизучают записи. Однако пока овозможных причинах катастрофы известно мало. Немного известно иопричинах предыдущей, индонезийской, катастрофы Boeing 737MAX 8.
Одна израбочих версий— катастрофы произошли или из-за ненадежной работы нового программного обеспечения, или из-за того, что пилоты самолетов кнему еще неприспособились.
Индонезийский национальный комитет потранспортной безопасности выяснил, что вовремя взлета Boeing компании Lion Air произошла ошибка передачи данных отодного изсенсоров, который должен был предупредить пилотов, если самолет при взлете начнет терять подъемную силу.
После этого Федеральная авиационная администрация (FAA) США заявляла, что ненадежная работа сенсора может вызвать трудности вконтроле самолета для экипажа, возможную потерювысотыи, наконец, падение.
Также представителям американских авиакомпаний сообщили, что они должны обновить пособия для пилотов, чтобы теузнали об особенностях нового программного обеспечения. Также FAA утверждала, что передала эту информацию ивдругие страны, где используется эта модификация Boeing.
Через несколько дней компания Boeing также выдала поэтому поводу специальный информационный бюллетень.
Источники BBC вавиационных кругах говорят, что почти наверняка пилоты Ethiopian Airlines знали обособенностях нового программного обеспечения. Также они утверждают, что нет причин думать, что самолет эфиопской авиакомпании столкнулся при взлете стемиже трудностями, что иBoeing индонезийской Lion Air.
Представители компании Boeing, всвою очередь, уверяют, что в течение последних нескольких месяцев улучшили программное обеспечение самолета, и уверенывтом, что Boeing 737MAX 8 безопасен для полетов.
Спасатели возле обломков пассажирского самолета Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, 13 марта 2019 года. Фото:EPA-EFE/STRINGER
Что это заBoeing
Boeing 737MAX— это уже четвертое поколение популярного вмире пассажирского самолета Boeing 737. Линейка включает модификации MAX 7, 8, 9и10.
Boeing 737MAX 8может перевозить до210пассажиров, имеет максимальную дальность полета 6570км иновую конструкцию так называемых «винглетов» (специальных конструкций наконцах крыльев), которая позволяет экономить топливо.
Первые самолеты этой линейки были выпущены в2011году. В2017 году первым покупателем икоммерческим пользователем стала малазийская компания Malindo Air, принадлежащая тойсамой индонезийской Lion Air.
Сейчасв мире 350 Boeing 737MAX 8 в распоряжении коммерческих авиакомпаний. В общем упроизводителяпять тысячзаказов на поставку этой модификации. Количество Boeing 737MAX 9, использование которых приостановлено вместе с«восьмеркой», очень небольшое.
Как скандал сBoeing зацепит Украину
Враспоряжении украинских авиаперевозчиков пока нет самолетов Boeing 737MAX 8и9.
Но у авиакомпанийМАУ иSkyUp Airlines есть планы их использовать.
Компания Международные авиалинии Украины планирует получить три самолета модели Boeing 737MAX 8уже вэтом году.
«Планы компании предусматривают поставку трех самолетов Boeing 737 MAX в 2019 году. Что касается их реализации, то прежде всего мы должны отметить, что приоритетом номер один для МАУ всегда была и остается безопасность наших пассажиров на борту. Сейчас МАУ ведет активный диалог с производителем самолетов Boeing 737 MAX и внимательно следит за ходом расследования катастрофы рейса ET302 (в Эфиопии — ред.)», —сообщили Громадскому в авиакомпании.
ВМАУ также отметили, что ккоммерческой эксплуатации такие самолеты могут допустить только послепроведения обязательных процедурдля подтверждения того, что самолеты соответствуют всем требованиям безопасности, и после полученияразрешений на ихполеты состороны авиационных властей как минимум США, ЕС и Украины.
Пока МАУ использует Boeing 737 предыдущего поколения— 26 Boeing 737-800 ичетыре Boeing 737-900, разработанные еще в середине 1990-х годов.
Авиакатастрофа вЭфиопии также неповлияет нарешение другой украинской авиакомпании, SkyUp Airlines,которая должна получитьBoeing 737MAX 8 в2023году. Обэтом сообщил генеральный директор SkyUp Airlines Евгений Хайнацкий.
«В нашем распоряжении достаточно времени для сбора информации орезультатах расследования довведения в эксплуатацию воздушных судов данного типа»,— сказалон.
Вечером 13марта стало известно, что Госавиаслужба Украины тоже решила приостановить эксплуатацию самолетов Boeing 737MAX 8 и 9на территории страны. Решение вступило всилу в16:00.
Сэтого момента запрещаются полеты насамолетах Boeing 737MAX 8 или Boeing 737MAX 9«в, впределах, изили над территорией Украины», говорится взаявлении Госавиаслужбы.
Пока неизвестно, как это повлияет на уже запланированные поставки Boeing этой модификации в распоряжение украинских авиакомпаний. Многое будет зависеть от международного расследования причин катастрофы в Эфиопии, сообщили Громадскому в Госавиаслужбе.
Этот материал также доступенна украинском языке.
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.
- Поделиться: