Дело аэропорта «Одесса»: под стражу отправили подозреваемого бизнесмена. Он может выйти, внеся 268 млн гривен залога

Высший антикоррупционный суд отправил под стражу одного из бизнесменов—фигурантов дела о незаконном завладении Международным аэропортом «Одесса» и 2,5 млрд грн дохода от его деятельности.

Об этом сообщили ВАКС и САП.

Правоохранители не раскрывают имени фигуранта. По данным «Центра противодействия коррупции» и журналиста Олега Новикова, речь идет о бизнесмене Борисе Кауфмане.

ВАКС назначил подозреваемому предпринимателю меру пресечения в виде содержания под стражей до 29 октября включительно. Подозреваемый был заключен под стражу в зале суда.

В качестве альтернативы судья определил залог в размере 268,4 миллиона гривен. Если бизнесмен внесет деньги, его освободят из-под стражи и возложат на него следующие обязанности:

  • прибывать по первому требованию к детективу НАБУ;
  • не покидать пределы Одессы и Киева без разрешения следователя (детектива), прокурора или суда;
  • сообщать детективу или суду об изменении своего места жительства и работы;
  • воздерживаться от общения с лицами, указанными в определении суда;
  • сдать на хранение детективам НАБУ свой паспорт (паспорта) для выезда за границу, другие документы, которые дают право на выезд из Украины.

Что это за дело?

По данным следствия, в 2011 году двое известных одесских бизнесменов организовали схему касательно аэропорта «Одесса». Путем создания совместного общества с Одесским горсоветом они хотели получить в собственность имущество аэропорта для дальнейшей приватизации.

Согласие депутатов Одесского горсовета на создание такого общества обеспечил тогдашний городской голова, рассказав о якобы планах соучредителя инвестировать в развитие аэропорта. По договору «инвесторы» должны были внести 355 млн гривен уставного капитала, чтобы построить новый терминал и взлетно-посадочную полосу в аэропорту. Однако большая часть этих средств из-за действий участников схемы стала предметом залога и была заблокирована банком.

По данным следствия, все имущество аэропорта заложили в банк для получения кредита, чтобы исключить возврат аэропорта в собственность города. Полученный кредит не погашался вообще. За кредит, взятый под залог имущественного комплекса аэропорта, построили новый терминал. Но взлетно-посадочную полосу не начинали строить.

Как отмечает САП, из-за этой схемы город полностью потерял какой-либо контроль над аэропортом и не получал от его деятельности никакой прибыли. Люди, получившие контроль над аэропортом, годами присваивали доход от его деятельности.

НАБУ указывает, что участники схемы завладели имуществом аэропорта «Одесса» стоимостью 118 млн гривен и доходом от его деятельности в течение 2012-2022 годов в размере более 2,5 млрд гривен.

Кем были участники схемы? 

О подозрении сообщили:

  • двум одесским бизнесменам-соорганизаторам схемы — ч. 3 ст. 27, ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины;
  • бывшему городскому голове Одессы — ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст. 366 УК Украины;
  • бывшему и. о. заместителя городского головы Одессы — ч. 5 ст. 191 УК Украины;
  • директору ООО — ч. 5 ст. 191 УК Украины.

Решается вопрос об избрании подозреваемым меры пресечения.

Правоохранители не раскрывают имен фигурантов, однако известно, что в 2011 году городским председателем Одессы был «регионал» Алексей Костусев. По данным журналиста Олега Новикова, бизнесмены-фигуранты расследования — это Борис Кауфман и Алекс Борухович (ранее Александр Грановский), а указанный директор ООО «Одесса аэропорт Девелопмент» — это Алексей Кочанов.